Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемedu.tomsk.ru
1 Тема: Место Михаила Зощенко в русской литературе 6 класс Франк Нина Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ «Терсалгайская ООШ Кожевниковского района Томской области
2 План урока: Предшественники и последователи от Даниила Заточника до Михаила Жванецкого. Предшественники и последователи от Даниила Заточника до Михаила Жванецкого. Драматургия М. Зощенко. Особенности драматического конфликта. Драматургия М. Зощенко. Особенности драматического конфликта. "Зверь" и "неживой человек" в мире раннего Зощенко. "Зверь" и "неживой человек" в мире раннего Зощенко. Наставничество Горького и Наставничество Горького и "метаморфоза" Зощенко. "метаморфоза" Зощенко.
3 Тема, обозначенная в заголовке, заслуживает обстоятельного монографического исследования. Вопрос о месте Зощенко в русской литературной истории был и предметом творческой рефлексии писателя, и предметом научного осмысления, начиная с Двадцатых годов до нашего времени
4 Зощенковский герой это не банальный образ обывателя, а сложно организованный диалог автора и персонажа с их парадоксальным взаимоперетеканием. Исторически он восходит к таким многозначным явлениям, как рассказчик(и) Повестей Белкина, соотношение автор/Чичиков в Мертвых душах, диалогическое слово Достоевского, лирический герой поэзии и прозы Козьмы Пруткова, лесковский сказ, Ich-ErzahIung чеховской новеллистики. Подобно своим предшественникам, Зощенко достигает за счет комико-иронического раздвоения образа рассказчика особенного, чисто эстетического удвоения художественного эффекта.
5 О созвучности художественных миров Зощенко и Высоцкого первым, пожалуй, высказался Е. Евтушенко в стихах, посвященных смерти поэта: Для нас Окуджава был Чехов с гитарой. Ты Зощенко песни с есенинкой ярой. О созвучности художественных миров Зощенко и Высоцкого первым, пожалуй, высказался Е. Евтушенко в стихах, посвященных смерти поэта: Для нас Окуджава был Чехов с гитарой. Ты Зощенко песни с есенинкой ярой.
6 Драматургическое наследие М.М. Зощенко достаточно обширное и своеобразное, чтобы стать объектом внимания и изучения, всегда считалось наиболее слабой, неинтересной частью творчества писателя. Его комедии практически не имеют сценической истории, они мало известны не только массовому зрителю, но и режиссерам, театроведам, театральным критикам. По мнению же большинства литературоведов, которые все-таки обращаютсячерезвычайно редко и неохотно к драматургии Зощенко, она вторична по отношению к его прозе, а значитне добавляет ничего существенного к художественному облику крупнейшего советского сатирика.
7 Все произведения Зощенко обладают одной удивительной особенностью: по ним можно изучать историю нашей страны. Никогда не работая для читателя, которого нет, тонко чувствуя время, писатель сумел зафиксировать не просто проблемы, волнующие современников, но и такое, сложно поддающееся научному анализу явление, как стиль эпохи. Будучи новаторскими по своей сути, его рассказы, повести, пьесы каждого десятилетия зачастую неуловимо похожи чисто внешне на произведения других авторов тех лет.
8 Попытка привнести элементы водевиля в реалистическую драматургию с реальными, достаточно типичными, но при этом неординарными характерами оказалась весьма успешной. Зощенко тем самым предложил драматургии и театру новый, малоосвоенный путь и не только продемонстрировал владение известными театральными формами, но доказал собственную состоятельность в обновлении их.
9 Зощенко, учитель и просветитель своих современников, различными способами боролся со страданиями и невежеством, причиной страдания. Он вначале больше смеялся сквозь слезы, в свой гоголевский период смешанной жалости и презрения к малым сим, сокрушавшимся из-за потери галош и кражи пальто, а потом научился смяться над слезами в сентиментальных повестях, смеяться добродушно и снисходительно в надежде победить собственный ужас перед человеком и его страшной и темной участью (которую надо переделать любой ценой). Зато в тридцатые годы он, очевидно, решил увеличить беспощадность своего смеха по отношению к самому себе. Ведь главным объектом его разоблачительного пафоса все более делается он сам слабый, нервный, раздражительный человек старого буржуазного, эгоцентрического мира, которому слишком часто нужны разные совершенно ненужные куколки, стишки и другие бесполезные и глупые игрушки.
10 Примером и образцом в этой борьбе с самим собой все более делается Горький, человек, который как выходец из народа и с университетским образованием с факультета жизни мог бы стать очарованным странником или босяком, или даже господином Синебрюховым или Флягиным, однако же стал не жертвой жизни, а просветителем, любя, но не жалея ни своих героев, ни своих современников и меньше всего себя. Переписка Зощенко с Горьким свидетельствует о преклонении младшего писателя перед мужественной и гармоничной личностью человека, преодолевшего судьбу и помогающего своей стране преодолеть исторический рок. Не потому ли Горький единственный человек, которого он по-настоящему любит. Во всяком случае, он бесценный пример победы над хаосом: Алексей Максимович, я вас действительно сердечно и искренне люблю за то, что вы имеете правильное отношение, правильную что ли пропорцию своего отношения к людям, чего у меня никогда не получается ". Гоголевский Зощенко не знает чувства меры и преклоняется перед Пушкиным нового мира, который знает пропорцию во всем.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.