Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемkoipkro.kostroma.ru
1 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 г. Нея Костромской области Лексика ограниченного употребления ( по заметке Д.Лукина «На каком языке они говорят?) Урок русского языка в 10 классе Автор: Подлинева О.Е. г.Нея, 2009г.
2 Цели: 1)показать, что ненормативная лексика стала одной из важнейших проблем культуры речи; 2)выяснить понимание учащимися глобальности проблемы и их личное отношение к ней; 3)познакомить учащихся с принципами работы в рамках образовательной технологии «Вариант»( инструментов «Плюс, минус, интересно»). Задачи: 1)сформировать понятие о лексике ограниченного употребления; 2)способствовать развитию навыков собственного суждения о преимуществах и недостатках употребления ненормативной лексики; 3)организовать работу учащихся в группах, формируя и развивая при этом навыки коммуникативного взаимодействия; 4)воспитывать внимательное и бережное отношение к родному языку; 5)способствовать формированию личности, осознающей необходимость своего культурно речевого совершенствования.
3 Идея занятия: Используя технологию «Вариант» (мыслительные инструменты «Плюс, минус, интересно»), основой которой является групповой метод с использованием дискуссии, выявить виды ненормативной лексики в сравнении с лексикой повседневного употребления и этим обеспечить учащимся возможность собственного суждения о преимуществах и недостатках лексики ограниченного словоупотребления, формируя у них речевую культуру.
4 Эксперты оценивают работу каждой творческой группы Оптимисты выделяют все положительное. Пессимисты – все отрицательное. Новаторы называют интересные моменты. Критерии оценивания: -убедительность излагаемого материала; - подтверждение своих тезисов текстом; - умение доказывать свою точку зрения.
5 ИТОГИ ЗАНЯТИЯ Плюсы статьи Д.Лукина «На каком языке они говорят?»: - заметка дает повод для обсуждения речи героев, возможность выразить свое отношение, сделать выводы; -читатели могут учиться на чужих ошибках; - сведение культуры речи к целесообразности; - отношение к культуре речи как к науке о ситуациях публичного общения; - экономия интеллектуальных затрат на осмысление объекта; - психологическая индукция, основанная на эмоциональном контексте подаваемого материала; - речевая демократизация, возникшая из разговорно-просторечной лексики; - «новояз»- способ самовыражения и самореализации в обществе, возможность получения позитивных эмоций; - «критикуешь-предлагай»: дана положительная программа действий (приобщение к настоящему искусству очищает душу.
6 Минусы статьи Д.Лукина «На каком языке они говорят?»: - процессс замены одних слов другими приводит к устареванию, архаизации части словаря, «новоязы» становятся общеупотребительной лексикой; -молодежи кажется, что замена «старых», привычных слов новыми, лучше иностранными, позволяет продемонстрировать особую «современность» говорящего, а может быть, и изменить и положение вещей; -происходит утверждение маргинальной языковой культуры в качестве элитарной; -непонимание лексического значения заимствований ведет к многочисленным случаям речевых ошибок; - «новоязы» менее благозвучны чем «бывшие» общеупотребительные слова; - употребление с грамматическими ошибками слов-заимствовании из английского языка показывает безграмотность говорящего; -степень влияния английского языка на современный русский язык определяется степенью влияния современной англоязычной цивилизации на Россию; -сужение сознания, очевидный приоритет биологического начала в личности и «законов стаи» в социуме, ведущие к исключению какого-либо интеллектуально- языкового осмысления происходящего и тем более участия в нем;
7 -кризис культуры речи как научной дисциплины; -чувство самообреченности героини в «ненормальном обществе»; -проблема «отцов» и «детей»: старшее поколение чувствует психологическую подавленность, безысходность в «нахлынувшей волне «новояза»»; -стыдно говорить правильно; -неэтично упрекать отдельных людей в недостатках, которые они не в состоянии исправить, тем более превратить в объект критики; -аморальное поведение героини и ее внешний вид напрямую соответствует культуре речи и, следовательно, культуре мышления; -автор статьи называет «любителей новояза» «они» или «подопытные», показывая, что это не люди.
8 Интересные моменты статьи Д.Лукина «На каком языке они говорят?» -как повлияет заметка на культуру речи каждого участника; -как оценят учащиеся свою речь, когда проанализируют ее; - «Умнее тот, кто не доказывает, что он умнее»; - «Ничто так не мешает естественности, как желание казаться естественным» (Ларошфуко); -явление «новояза» не стоит замыкать на молодежи или бизнесменах, имеющих в период довольно общего профессионального становления «опыт» непосредственнного изучения этого лексико-семантического состава: арготизация – явление не возрастное, а всеобщее; -во всех элитарных коммуникативных ситуациях жаргон, сленг и бранная лексика не пользуются популярностью; ненормативная лексика для этих групп людей во всех случаях, кроме дружеского общения – «пройденный этап».
9 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ: Использование технологии «Вариант», основанной на групповом методе с элементами дискуссии, позволило в полном объеме решить триединую задачу образования: 1) воспитательную; -формирование культуры общения; -воспитание бережного отношения к слову; -умение работать в коллективе и быть толерантным; 2)образовательную; -формирование умения анализировать текст, что привело к выявлению состояния современного русского языка и проблемы языка как нации в целом; 3) развивающую; -развитие умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, обобщения; -закрепление умения работать в группах на разных ролях.
10 ЛИТЕРАТУРА: 1. Мурашов А.А. Культура речи: Практикум / А.А.Мурашов, В.Ф. Русецкий. – М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», – 272 с.- ( Серия «Библиотека студента»). 2. Бабайцева В.В. Русский язык кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений филологического профиля / В.В.Бабайцева. – 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, – 447с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.