Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемgly.ru
1 МОДЕЛЬ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (второй «подход к снаряду») МОДЕЛЬ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (второй «подход к снаряду») М.П.Черемных, к.п.н., директор Гуманитарного лицея г. Ижевска, вице-президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, руководитель проекта «Школа Сколково в Ижевске» г. Москва 13 мая 2013 г. Семинар в ГУ «Высшая школа экономики»
2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СШ 1.Несоответствие результатов школьного образования потребностям современного рынка труда; 2.Несогласованность процессов модернизации общего и высшего (профессионального) образования; 3.Несовершенство финансово-экономических схем и организационно-правовых форм деятельности существующей старшей школы; 4.Несоответствие существующей старшей школы особенностям юношеского возраста; 5.Кризис школы как базовой институциональной формы образования (потеря школой монополии на образование).
3 ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ НА ПОСТРОЕНИЕ НОВОЙ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ 1.Старшая школа – не окончание общего, а старт другого, нешкольного типа образования (И.И. Калина); 2. Смена базовой институциональной формы в сфере образования: от «школы» к «индивидуальной образовательной программе» (П.Г. Щедровицкий); 3. Новый тип учреждения - интегрированное социальное учреждение, оказывающее многопрофильные услуги в сфере образования, культуры, спорта, социального обеспечения и здравоохранения (Стратегия 2020, экспертная группа 8); 4. Ведущий процесс в юношеском образовании – образовательная рефлексия (= тьютор – ведущая педагогическая позиция в образовательном пространстве старшеклассника).
4 МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СТАРШЕКЛАССНИКА У – «учитель», Т – «тьютор», СП – «социальный продюсер»
5 ИДЕЯ ПРОЕКТА СТАНДАРТА СШ 1. Школа индивидуального образования (8-9 классы): Технологии творчества, исследования, проектирования, управления; Тренинги (коммуникативные, целеполагания, командообразования и др.); Деловые игры («Образовательная картография», «Индивидуальное учебное планирование» и др.); Тьюторские консультации, работа с портфолио. 2. Школа проектирования карьеры (10-11 классы): Обучение по индивидуальной профильной программе; Предпрофессиональные стажировки и практики; Лекции визит-профессоров, мастер классы, «Школы»; Технологии управления собственным образованием; Тренинги, деловые игры (типа «География человеческих перспектив», «Город 3.0» и др.).
6 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕХОДА «ОБРАЗОВАНИЕ - КАРЬЕРА» 1. Аналитический прогноз «Профессии Будущего (Города)», характеристики успешного профессионала; 2. Определение сферы будущей профессиональной деятельности и типа деятельности в сфере («матрица профессиональных проб»); 3. Анализ образовательной истории (актуальное портфолио), составление «Портфолио 2030»; 4. Картирование образовательных и иных социально-культурных ресурсов для построения карьеры; 5. Составление плана перехода к профессиональной деятельности; 6. Расчет ресурсов, корректировка плана, определение критериев успешной реализации карьерного проекта; 7. Составление ИОП на ближайший период; 8. Реализация ИОП; 9. Мониторинг качества индивидуального образования (соотнесение идеального и реального портфолио личных достижений).
7 МАТРИЦА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ Образовательные области: 1.Политика, межкультурные и международные отношения; 2.Право, законодательство, правопорядок, оборона; 3.Экономика, финансы, предпринимательство; 4.Искусство, Культура, религия; 5.Техника, технологии, материальное производство; 6.Социальные коммуникации, массовая информация, сервис; 7.Природа, экология, здоровье человека, спорт; 8.Знаниевые и знаковые системы (в т.ч. науки, языки); 9.Образование, развитие человека; 10.Семья, род, воспитание детей. (по материалам В.С.Лазарева, Г.В.Резапкиной, М.П.Черемных и др.)
8 МАТРИЦА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ Виды (способы) образовательной деятельности: 1.Творчество, изобретательство, дизайн; 2.Исследование, моделирование; 3.Проектирование, программирование; 4.Организация, руководство, управление; 5.Производство, изготовление продукта; 6.Сохранение, защита, воспроизводство; 7.Обслуживание, контроль. (по материалам В.С.Лазарева, Г.В.Резапкиной, М.П.Черемных и др.)
9 ФРАГМЕНТ МАТРИЦЫ Экономика, финансы, предпринимательство Искусство, Культура, религия Социальные коммуникации, массовая информация, сервис Знаниевые и знаковые системы (в т.ч. науки, языки) Творчество, изобрета- тельство, дизайн Участие в форсайт- сессиях, разработка сценариев развития рынка труда, новых видов бизнеса и профессий; изобретение новых финансовых инструментов Практикование новых видов искусства (флеш-мобы, компьют. дизайн, авангардное искусство и др.); филос.-онтологич. построения Дизайн социальной среды; изобретение новых медийных форматов; создание бренда; обоснование новой профессии Научный доклад, публикация в научном журнале; изобретение новых языковых средств; программирование Исследова- ние, моделиро- вание Экономический анализ; разработка экономических моделей; проведение маркетинговых исследований, исследований рынка труда Культурологические, искусствоведческие, религиоведческие исследования; моделирование новых образцов одежды, жилища, социально- культурной среды Социологическое исследование, мониторинг СМИ, маркетинговые исследования, прогноз развития социальной ситуации, картирование среды Методология; история и философия науки; исследование семиотических практик; прогнозы, сценарии развития наук Проектиро- вание, программи- рование Разработка бизнес- плана, программы соц.- экономического развития территории; проведение Фестиваля бизнес-идей; разработка «дорожных карт» Продюсирование, режиссура, создание сценариев; программы развития этнической культуры и межкультурных коммуникаций PR-кампания; программа социальных преобразований; проектирование новых типов коммуникации, создание новых сервисных структур Программы научных исследований и разработок; проектирование научно-методической работы; программы развития научных школ
10 ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ИОП Общая схема построения образовательной области: Образовательная область Базовые компоненты Теоретический материал Практические пробы Рефлексивно- аналитическая работа Лекции, семинары, тренинги Индиви- дуальная учебная деятель- ность Стажер - ские (полевые) практики Социаль - но- культур - ные проекты Рефлек- сивные сессии Тьютор - ские консуль- тации Выбор способа деятельности, изучения, освоения
11 ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ИОП Компоненты Образовательной программы школы (= ИОП): а) набор обязательных учебных предметов (русский язык и литература, иностр. язык, история, математика, естествознание, физкультура, ОБЖ) = требования ФГОС ОСО; б) набор образовательных областей, соответствующих ключевым сферам деятельности современного человека (выбор школы); в) набор профильных предметов и элективных курсов по выбору учащегося; г) система предпрофессиональных (стажерских) практик; д) система развивающих курсов, образовательных модулей, деловых игр, тренингов по выбору учащегося; е) система внеучебной деятельности (клубы, студии, учебные и образовательные экскурсии, полевые практики, исследования, социально-культурные проекты и т.д.); ж) система тьюторского сопровождения разработки и реализации индивидуальной образовательной программы, система работы с портфолио, набор рефлексивных ситуаций (сессий, консультаций, написания эссе и др.).
12 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СШ освоение образовательных программ на уровне государственных требований (ЕГЭ), готовность к освоению европейских образовательных стандартов; навыки индивидуального образования и самообразования, опыт планирования, проектирования и программирования собственного образовательного маршрута; социально-коммуникативные, предпрофессиональные, предпринимательские компетенции, готовность к продолжению образования и выстраиванию карьеры;
13 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СШ академическая, профессиональная и социальная мобильность; умение ориентироваться и адаптироваться в меняющихся ситуациях; умение использовать ресурсы открытого образования; правовая (знание своих прав и обязанностей) и экономическая (знание основ организации собственного бизнеса) грамотность; физическая и психологическая культура, принятие ценности здорового образа жизни, стрессоустойчивость; умение выстраивать коммуникацию в различных социальных ситуациях, умение работать в команде.
14 ИДЕЯ ПРОЕКТА СТАНДАРТА СШ: ТРУДНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ 1.Традиционно-предметное содержание во ФГОС ОСО + определен предел кол-ва предметов – 9(10); 2.Одна примерная основная образовательная программа (РАО). Выход: инициировать иные примерные ООП; 3.Инертность мышления родителей (незначительная) и педагогов (значительная). Выход: успешные прецеденты; 4.Не ясны риски финансово-экономической модели. Выход: нужна апробация модели.
15 Идея слайда: А.А. Тёров
16 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.