Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОксана Листопад
2 Советы психолога
3 Адаптация ребёнка к детскому саду
4 Адаптация – приспособление организма к новым условиям. Детский сад – новый период в жизни ребенка.
5 На третьем году жизни ребенок еще очень тесно связан с взрослым – дома в привычной спокойной обстановке рядом мама, и в любой момент она может прийти на помощь. В детском саду ребенок остается без поддержки близкого родного человека – он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей. Кроме того ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы – в детском саду приучают к определенной дисциплине (ведь здесь у воспитателя под присмотром малышей в группе), а дома она не была так важна. К тому же если личный привычный режим ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в детский сад. Наконец, в дошкольном учреждении малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и поэтому нервничать, плакать, капризничать.
6 У ребенка наступает сильный стресс (психологи сравнивают его со стрессом, переживаемым взрослыми людьми во время развода). Большинство детей реагируют на детский сад плачем. Одни легко приходят в группу, но плачут вечером дома, другие капризничают и плачут перед входом в группу. Справляться со стрессом помогают защитные свойства организма – у ребенка это любопытство и подражательность.
9 В основном период адаптации у детей длится от недели до месяца. Если ребенок не смотря ни на что не привыкает в течение месяца (постоянно плачет, не желает ни в чем принимать участие, появляются соматические проявления - расстройство сна, частые заболевания, т.п.), то лучше не травмировать малыша и стоит задуматься о том, чтобы не водить его пока в детский сад, потому что после каждого заболевания ему нужно адаптироваться к детскому саду снова и снова. Весь период привыкания разделяется на 3 этапа:
10 * Период дезадаптации. Проявляется более-менее выраженное рассогласование привычного поведения: может нарушаться аппетит вплоть до полного отказа от еды, нарушается сон (ребенок отказывается ложиться, долго не засыпает, сон кратковременный, прерывистый); ребёнок часто плачет; может наблюдаться повышение температура тела, нарушаться функция кишечника, появляться сыпь, учащается мочеиспускание, нарушатся ранее приобретенные привычки (например, проситься в туалет).
11 * Собственно адаптация. Ребенок начинает привыкать к новой среде и поведение постепенно приходит в норму: сначала нормализуется аппетит (в течение 15 дней), дольше держатся нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее всего налаживается игра и речевая активность (в течении 60 дней).
12 * Период компенсации – адаптированности. Когда все показатели нормализуются и достигнут определённого уровня.
15 Степени тяжести адаптации:
16 Легкая – дней, без заболевания или оно однократно. Средняя – дней с повторными заболеваниями.
17 Тяжелая - до 60 дней, заболевания с осложнениями.
18 Очень тяжелая – более 60 дней, невротические реакции.
19 На степень тяжести адаптации влияют факторы в анамнезе:
20 Биологические – токсикозы беременности, осложнения в родах, заболевания периода новорожденности и первых трех месяцев жизни e ослабленные дети, невротические дети.
21 На период привыкания приходится основная заболеваемость детей – существует определенная взаимосвязь между протеканием адаптации и состоянием здоровья. Возрастная незрелость механизмов адаптации приводит к психическому напряжению, и оно вызывает изменения в эмоциональном состоянии и нарушения поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются от игр с другими детьми). Снижение защитных сил способствует заболеванию ребенка в этот период. Социальные – недостаточные воспитательные воздействия в семье, например, укорочение сна, отсутствие режима, соответствующего возрасту, неправильная организация бодрствования, нет начал самостоятельности – ребенка полностью обслуживают взрослые, т.д.
22 Более легко дети адаптируются, когда семья старается поддержать приемы воспитания, используемые в детском саду.
26 Рекомендации родителям по адаптации ребёнка к детскому саду
27 Уважаемые родители! Для того чтобы ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям. В детском саду ребенку нужно привыкнуть: к новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться - обществу своих сверстников - новой пище и условиям еды - новой обстановке для сна.
28 Вашему ребенку будет легче привыкать ко всему постепенно. Важно до поступления в детский сад приблизить домашний режим дня к режиму детского сада. Психологически ребенку наиболее тяжело даются 3 момента из режима детского сада: приход утром и расставание с родными, возвращение в группу после прогулки, укладывание на дневной сон.
29 Рекомендуемый вариант посещения детского сада на период привыкания: 1. Сначала приводить ребенка на 1ю половину дня до сна. Если эмоциональные реакции ребенка будут очень сильными (постоянный непрекращающийся плач) разделите этот этап на два:
30 - Сначала приводить ребенка на 2 – 2,5 часа в период с 9.00 до возвращения в группу с утренней прогулки, накормив ребенка дома завтраком (в начале посещения детского сада желательно в первые дни не оставлять ребенка надолго, так как даже 2 часа в стрессовой ситуации
33 покажутся малышу вечностью). - Затем время пребывания в детском саду увеличится с 8.00 до 12.00, и мы предложим ребенку попробовать обед в группе. 2. После этого попробуем оставлять ребенка в группе спать и примерно 1- 2 недели Вы будете забирать его после дневного сна (оставлять на сон только тогда, когда ребенок привыкнет к другим режимным процессам). Если будете оставлять ребенка на дневной сон, принесите для облегчения засыпания его любимую игрушку из дома (или приносите ее ежедневно) и пижамку. 3. Далее можно переходить на полный режим, то есть то время пребывания ребенка в детском саду, которое удобно Вам. Сколько по времени будет продолжаться каждый этап, сказать трудно, потому что все дети проходят адаптацию по-разному. Обязательно: - Повесьте в шкафчик ребенка пакет с запасной одеждой (белье, колготки-гольфы, рубашка-платье – может быть несколько комплектов белья) и пакет для мокрой одежды. - Заполните анкету- «знакомство», которая поможет воспитателям лучше узнать вашего ребенка. - Если что-либо будет волновать Вас в связи с детским садом, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь вашими сомнениями с воспитателями. По возможности: - Приводить ребенка в детский сад лучше тем взрослым, с которыми ребенок не проводил весь день и привык к ежедневному расставанию с ними.
35 - Если ребенок не легко идет в группу, по возможности не затягивайте расставание с ним утром: долгие проводы – долгие слезы (передали ребенка воспитателю и уходите, иначе он снова побежит к вам и отрываться от вас ему будет уже труднее. Не заглядывайте в окно группы с улицы: если ребенок вас увидит – у него скорее всего начнется истерика).
36 Типичные ошибки родителей и способы их предотвращения
37 Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. * В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой. * Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптироваться к новым условиям.
38 * В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на
41 работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 23 месяца.
42 * Еще одна ошибка родителей пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего родителям нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии! Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу. * Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она всегда рядом.
43 * Когда малыш начинает весело говорить о садике, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.
44 Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по- разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также тест и для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогая ему преодолеть трудности.
46 Несложные способы уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к детскому саду
47 Взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации - плавно перейти от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения. - Приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму детского сада.
48 * В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2 – 3 недель (это индивидуально для каждого ребенка) учитывая желание малыша, можно оставить его в детском саду на целый день. Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание ребенка на положительных моментах – родители такими короткими замечаниями способны сформировать у ребенка позитивное отношение к дошкольному учреждению.
49 * Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше. * Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую
51 одежду он наденет утром. * В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ. повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
52 * Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша. Жизнь Вашего ребенка в детском саду облегчится, если: * он всегда аккуратно и чисто одет, причесан, имеет смену одежды (белья), носовой платок, расческу и т.п.
53 *дома соблюдается правильный режим питания и сна;
54 * ребенку много читают, разговаривают с ним, в результате чего его речь хорошо развита; * дома ребенка приучают к аккуратности, учат, как вести себя, есть, одеваться, пользоваться туалетом и т.п.
55 * родители ежедневно беседуют с воспитателями и самим ребенком о его жизни в детском саду.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.