Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВлада Волобуева
1 икатор Учителям- предметникам История
2 Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (элективный курс)
3 Дата публикации:
4 Раздел: ИсторияИстория
5 Количество просмотров: 10877
6 Пояснительная записка: программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Курс является практико- ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно- коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно- познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе. Цель курса: совершенствование методики преподавания обществознания при подготовке учащихся к ЕГЭ Задачи курса:
7 Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;
8 Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.
9 Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.
10 Содержание курса включает
11 Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию;
12 Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;
13 Практический блок, представленный контрольно- тренировочными заданиями ЕГЭ.
14 В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ. Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний. Важно организовать личностно- ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса. В результате изучения данного курса учащиеся должны:
15 Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;
16 Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня А, В, С; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
17 Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.
18 Содержание программы: 1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2ч). ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль). 2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (20 ч.). 2.1 Содержательные линии "Человек и общество": ключевые понятия и трудные вопросы (4 ч).Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий 2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях "Человек. Познание" (3 ч.) Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации) Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям. 2.3 "Социальные отношения": обзор основных позиций, сложные вопросы (3 ч). Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий. 2.4 Содержательная линия "Экономика" (3 ч.). Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии. 2.5 Содержательная линия "Политика" Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (3 ч.). Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие. Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по данному содержательному блоку. Тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку. 2.6 "Право": основные теоретические положения содержательной линии (4 ч.). Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку. 3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (10 ч.). 3.1 Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий А и В (2 ч.). Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1 (А): на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий части 2 (В) с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте. 3.2 Общая характеристика заданий части 3 (С). Особенности заданий С1-С4 (2 ч). С1-С4 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию. 3.3 Специфика заданий С5-С8 (3 ч). С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте. С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально- гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений. С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально- гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка Эссе как творческая работа выпускника (3 ч). С9 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально- гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания. 3.5 Итоговая контрольная работа (1ч.) Учебно-тематический план курса 34 часа
19 Тема занятия Кол-во час Тип занятия Дата проведения примечание
20 План Факт
21 1 Введение. ЕГЭ по обществознанию 1 Вводная лекция 2 нед сент
22 2 Структура и содержание экзаменационной работы 1 практикум 3 нед сент
23 3 Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (промежуточный контроль) 4 нед сент
24 4 Содержательные линии «Человек и общество». 1 Лекция 1нед окт
25 5 Ключевые понятия «Человек и общество» 1 Семинар 2нед окт
26 6 Тренинг по линии «Человек и общество» 1 Тренинг 3нед окт
27 7 Решение контрольно- тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа. 1 Практикум 4нед окт
28 8 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» 1 лекция 2нед нояб
29 9 Особенности заданий на выбор из двух суждений «Познание» 1 практикум 3нед нояб
30 10 Задания на сравнение близких понятий «Познание» 1 тренинг 4нед нояб
31 11 Задания на завершение схем «Познание» 1 практикум 1 нед дек
32 12 «Социальные отношения»: обзор основных позиций 1 лекция 2нед дек
33 13 Разновидности заданий- задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. 1 Лабораторная работа 3 нед дек
34 14 Особенности заданий с выбором одного варианта ответа «Социальные отношения» 1 практикум 4 нед дек
35 15 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» 1 лекция 2нед янв
36 16 Решение контрольно- тренировочных заданий на выбор из двух суждений «Экономика» 1 семинар 3нед янв
37 17 Специфика заданий на классификацию «Экономика» 1 практикум 4нед янв
38 18 Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия «Экономика» 1 практикум 1 нед фев
39 19 Содержательная линия «Политика». 1 лекция 1 нед фев
40 20 Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов линии «Политика» 1 семинар 2 нед фев
41 21 Разновидности заданий- задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. Линия «Политика» 1 практикум 3 нед фев
42 22 «Право»: основные теоретические положения 1 лекция 4 нед фев
43 22 Эссе как тип экзаменационного задания на ЕГЭ по обществознанию. 1 семинар 1нед марта
44 23 Структура и специфика заданий на анализ документа по линии «Право» 1 практикум 2нед марта
45 24 Решение контрольно- тренировочных заданий на установление соответствия по линии «Право» 1 практикум 3нед марта
46 25 Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ1 лекция 1 нед апр
47 26 Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения 1 Практикум, промежуточный контроль 2 нед апр
48 27 Общая характеристика заданий части 3 (С). 1 лекция 3 нед апр
49 28 Особенности заданий С1-С4 2 1 практикум 4 нед апр
50 29 Специфика заданий С5-С8 1 семинар 1 нед мая
51 30 Эссе (С9) как творческая работа выпускника 1 практикум 2 нед мая
52 31 Структура и специфика заданий на анализ документа 1 семинар 3 нед мая
53 32 Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию. 1 семинар 4нед мая
54 33 Итоговое занятие 1 Тестирование в формате ЕГЭ 4нед мая
55 Резерв 2 часа
56 Литература
57 Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2007.
58 Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2010.
59 ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2009
60 ЕГЭ-2007: Обществознание реальные варианты. Федеральный институт педагогических измерений. /Авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
61 ЕГЭ 2007.Обществознание. Сборник заданий. / Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, Эксмо, 2009.
62 ЕГЭ Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2010.
63 ЕГЭ Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2010.
64 Единый государственный экзамен Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009.
65 ЕГЭ-2009: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2008.
66 Кишенкова О.В. ЕГЭ Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2008.
67 Лазебникова А.Ю ЕГЭ-2007: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.
68 Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2007, 2008.
69 Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе
70 Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. –
71 Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
72 Обществознание. Экспресс- репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
73 Обществознание. Экспресс- репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
74 Обществознание. Экспресс- репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
75 Обществознание. Экспресс- репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Политика». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
76 Обществознание. Экспресс- репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Социальные отношения». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
77 Обществознание. Экспресс- репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Право». /П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
78 Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования», гг.
79 Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Роза Ахметова
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.