Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемнаташа максимова
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ. Впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. Однако последнее возможно только при тесном сотрудничестве пока еще двух разных систем образования, а также только после изменения точки зрения на педагога дополнительного образования и всю систему дополнительного образования в целом.
1 МБОУ ДОД ЦВР п.Ванино Федеральные государственные общеобразовательные стандарты в системе дополнительного образования Щанкина Наталья Анатольевна Педагог дополнительного образования, 2012 г.
2 Цель: Создание комплекса условий для успешной реализации федерального государственного общеобразовательного стандарта при интеграции общего и дополнительного образования. Задачи: Рассмотреть ФГОС как условие слияния общего и дополнительного образования Выявить проблему слияния дополнительного и общего(базового) образования в рамках стандартов второго поколения Создать условия для повышени я качества дополнительного образования и обозначить возможности и потенциалы системы дополнительного образования детей
3 В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
4 Согласно новым требованиям обучения, конечной целью учебного процесса должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной личности ребенка. Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации новых требований. КОМПЕТЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕЕ(базовое) ОБРАЗОВАНИЕ
5 При введении ФГОС роль дополнительного образования возрастает, так как Во-первых, дополнительное образование изначально ориентировано на развитие личности ребенка и, в частности, на раскрытие таких качеств, как инициативность, самовыражение, креативность и гибкость мышления, способность к нестандартным решениям, творческих возможностей. Во-вторых, учреждения дополнительного образования имеют кадровые, материальные, учебно-методические ресурсы для развития личности ребенка в соответствии с требованиями ФГОС. В-третьих, достаточно сложно образовательным учреждениям общего образования организовать в короткие сроки внеурочную деятельность, отвечающую всем требованиям ФГОС и не уступающую при этом качественным образовательным показателям таким учреждениям дополнительного образования.
6 Внутренние проблемы школ без решения которых невозможно внедрение федеральных государственных стандартов в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Наличие кадров В школах недостаточно имеющихся ставок педагогов дополнительного образования, тем более подготовленных в этой области квалифицированных кадров. Те ставки которые имеются в основном распределены между учителями школы. Учителя сами не способны разработать программу дополнительного образования с учётом ФГОС и не хотят переходить на другой режим работы. Проблема повышения эффективности освоения ресурсного потенциала системы дополнительного образования детей в процессе реализации концептуальных положений федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является сегодня именно той узловой точкой развития, сконцентрированность на которой дает возможность наиболее рациональным образом соединить усилия учреждений общего и дополнительного образования детей в деле дальнейшего обеспечения качества воспитательной работы и внеурочной деятельности.
7 Сопровождение детей во внеурочной деятельности Для дополнительных занятий надо развести детей по объединениям, кружкам, секциям, которые находятся порой в разных учреждениях, оформить документацию и т.д.. Если соблюдать право ребенка на свободу выбора направленности внеурочной деятельности, то велика вероятность возникновения одновременно нескольких групп, желающих заниматься разной направленностью. Возникает вопрос о том, кто будет выполнять сопровождение детей - классный руководитель? Тьютор, ставки которого еще нет в штатном расписании школ? Это большая нагрузка. А если и есть, то потенциальные возможности тьюторского сопровождения не конкретизированы в рамках задач дальнейшего совершенствования системы дополнительного образования детей.
8 Вопрос организации внеурочной деятельности - это время проведения кружков, факультативов и т.д. В рекомендациях по организации внеурочной деятельности указывается на обязательный 45-минутный перерыв между последним уроком и началом внеурочной деятельности. На практике это трудно осуществить, если ребёнок не посещает группу продлённого дня или его повсюду не сопровождают родители. Младший школьник, а особенно первоклассник, не сможет самостоятельно уйти из школы домой, пообедать и отдохнуть, а потом вернуться на занятие кружка. Какой выход предпочтут родители и учитель? Конечно, проведение факультатива (кружка, секции, клуба) сразу после уроков. И получится у детей не по 4-5 уроков ежедневно, а по 5-6 даже у 1 классов (10 часов в неделю, по 2 кружка в день). И где же здоровьесберегающие технологии и забота о снижении нагрузки на детей?
9 При всех положительных изменениях, происходящих в обязательном образовании, дополнительное образование находится в роли второстепенного. С таким отношением каждый день сталкиваются педагоги дополнительного образования. В новых стандартах прописано, что создание необходимых материально-технических условий является обязательным требованием для внедрение ФГОС. Однако механизм поступления ресурсов четко не определен, поэтому возникают определённые сложности в организации дополнительного образования на базе школы, связанные с обеспечением материально- технической базы.
10 Итог проблем и ошибок взаимодействия общего, дополнительного образования при переходе на ФГОС общего образования: не изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование, не учитываются их пожелания при составлении вариативной части базисного учебного плана школы; нарушается принцип свободного выбора ребенком вариативной части базисного учебного плана школы и внеурочной деятельности; имеют место перегрузки детей; реализация ФГОС замыкается в стенах школы, класса, в необорудованных помещениях; «местнические» интересы руководителей школ: разрабатываются учебные планы и программы общего образования, реализации ФГОС без участия ОУДОД; организация дополнительного образования в школе доверяется непрофессионалам, а, следовательно, обеспечивает низкое качество образования; не определены условия финансирования внеурочной деятельности.
11 Вывод: базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. Однако последнее возможно только при тесном сотрудничестве пока еще двух разных систем образования, а также только после изменения точки зрения на педагога дополнительного образования и всю систему дополнительного образования в целом. Решение данной проблемы - одна из первоочередных задач, которую необходимо решить в целях повышения качества образования.
12 Источники:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.