Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕлена Чулкова
1 Тема: Конституция. Основной закон страны.
2 Разработала учитель обществознания Сахнова Т.Н
3 Цели:
4 Воспитание уважительного отношения граждан к закону, правам и обязанностям друг друга.
5 развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практическим применения их в жизни;
6 познакомить обучающихся с основным законом страны;
7 научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;
8 работать над формированием понятийного аппарата;
9 Оборудование: Конституция (для каждой группы, или обучающегося), листы ватмана, маркеры, плакаты: «ЛИЧНЫЕ ПРАВА», «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА», СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ», «КУЛЬТУРНЫЕ
10 Методы: работа в группах, «мозговой штурм», мини-лекция, разминка.
11 Основные понятия и термины: Конституция, права, обязанности, правовой статус человека.
12 ХОД УРОКА:
14 Записывается тема урока.
16 1. Вопрос учителя. Какие ассоциации вызывает у вас слово «Конституция»?
18 Задание: в течение одной минуты в рисунке изобразить ассоциации к слову Конституция с правой стороны от темы урока, один из обучающихся (по желанию) рисует на доске. Остальных можно спросить: кто и что нарисовал
20 2. Вопрос учителя. Что такое Конституция?
22 Методом «мозгового штурма» проводится обсуждение слова «Конституция». Ответы записываются на листе ватмана или на доске.
24 3. Для знакомства с текстом Конституции проводится игра «Неизвестная страна».
26 Обучающиеся делятся на группы (можно использовать любой способ деления на группы)
28 Цель игры: показать, что права и обязанности часто вызваны жизненной необходимостью.
30 «Представьте, что вам удалось открыть новую страну, в которой никто раньше не жил, в которой нет ни правил, ни законов. Ваша группа жители этой новой страны. Здание:
31 Каждый в тетради составляет перечень правил безопасной жизни, которые должны быть гарантированы каждому в этой стране.
32 Обсудив друг с другом свои перечни, составьте 10 самых важных правил и оформите их на листе ватмана, начав работу с названия вашей страны.
33 Каждая группа представляет свои правила по очереди. Другие группы внимательно слушают и задают вопросы.
34 Вопрос учителя:
35 «Можно ли как-то сгруппировать похожие права и обязанности?»
36 Права выделите зеленым цветом:
37 личные
38 политические
39 социально-экономические
40 культурные
41 Обязанности выделите красным цветом
42 Что бы вы дополнили к перечням?
43 Являются ли они всеобщими?
44 Другие вопросы.
45 Работа с Конституцией.
46 Цель: найти схожие статьи в Конституции. Номера статей выписать рядом со схожими правилами на ватмане.
47 Вопросы группам:
48 1) Каких статей в Конституции больше, посвященных правам или обязанностям?
49 2) Какие обязанности записаны в Конституции?
50 Ответы обучающихся:
51 - ст. 57 – платить налоги
52 - ст. 59 – защита Отечества
53 - ст. 58 – об охране природы и окружающей среды
54 - ст. 44 – забота об охране памятников культуры
55 - ст. 38, п.2 – забота о детях обязанность родителей, п.3 – забота детей о нетрудоспособных родителях.
56 Выводы: права и обязанности человека составляют его правовой статус.
57 4. Мини-лекция.
59 1) Рассказать о первых законах Древнего Рима – Римское право.
60 2) О законах Хаммурапи.
61 3) О принятии в 1689 году парламентом Великобритании «Билля о правах», который ограничивал власть короля и гарантировал права и свободы.
62 4) О Конституции 1787 года США.
63 5) О «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года мо Франции.
64 Подробнее об истории 5-ти Конституций России – 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.
65 Главное правило при составлении Конституции – это то, что все другие законы страны не должны противоречить Конституции.
66 5. Разминка – физкультминутка. Закрепление.
67 На стенах по разным углам необходимо развесить плакаты, определяющие разные права.
68 Все дети встают вкруг в центре класса. Учитель зачитывает права человека по порядку. Обучающиеся выбирают, к какому плакату им встать.
69 Условие: обучающиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор.
70 Перечень прав для разминки:
71 право на жизнь;
72 право на свободу мысли;
73 право на труд и выбор профессии;
74 право на национальный язык;
75 тайна переписки;
76 право на участие в митингах и собраниях;
77 право на отдых;
78 выбор места проживания;
79 право на образование;
80 право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
81 право на социальное обеспечение;
82 и другие.
83 В конце разминки обязательно подвести итоги, похвалить и поблагодарить за хорошую работу.
87 6. Возвращение к началу урока.
88 Посмотреть на записи, сделанные на ватмане к вопросу «Что такое Конституция».
89 Сделать выбор неверных ответов и дать определение термина «Конституции».
90 Обратить внимание обучающихся на связь прав и обязанностей человека.
91 7. Рефлексия.
92 Вопросы учителя:
93 У кого тема урока вызвала затруднения? Почему?
94 Кому было некомфортно на уроке? Почему?
95 Как бы вы оценили работу: класса, вашей группы, свою?
96 Кого можно выделить.
97 8. Домашнее задание
98 П. 11, практикум к параграфу – выполняют все.
99 По выбору:
100 1. Подготовить сообщение о главах и разделах Конституции РФ.
101 2. Предложить поправки к Уставу школы.
102 P.S.
103 1. На данном занятии использованы все стили обучения:
104 визуальный (раздаточный материал, схема на доске);
105 аудиальный (мини-лекция, комментарии обучающихся);
106 кинестический (моделирование страны, активные передвижения);
107 эмоциональный (примеры об опыте, полученном ранее, рефлексия).
114 Классный час во 2-м классе, посвященный Дню Конституции
115 Миронова Ольга Владимировна, УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
116 Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа Внеклассная работа
118 Цель.
119 Расширение знаний и представлений о государственной символике.
120 Задачи:
121 популяризовать государственные символы РФ;
122 знакомить со значением государственных символов РФ;
123 развивать познавательные способности;
124 формировать гражданскую позицию, национально- нравственные устои учащихся;
125 воспитывать уважение к символам государства.
126 Наглядные пособия: Конституция РФ.
127 Материалы: печатный раздаточный материал для работы в группах.
128 Оборудование: аудио оборудование, компьютер, проектор, экран.
129 Предварительная работа: подготовка группы интеллект.
130 Ход классного часа
131 1.Повторение.
132 Учитель. Здравствуйте ребята! Мы начинаем классный час под звуки гимна РФ. Прошу всех встать! Звучит гимн. Прошу всех сесть.
133 Не случайно классный час начинаем с государственного гимна РФ. Ведь в нашей стране будет отмечаться День конституции.
134 Кто помнит что такое конституция?
135 (Это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.)
136 Какие права и свободы вы помните?
137 (По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь.Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд.)
138 Давайте проверим. (Презентация. Слайд3, 4.)Презентация. Слайд3, 4.)
139 Предлагаю сыграть в игру. Угадайку.
140 Разделитесь на группы по рядам. Каждой группе будет предложено угадать, какие права иллюстрируют сказочные персонажи, если ответа нет или он не правильный выслушиваем остальных. (Слайды 5–10.)
141 (Свобода и неприкосновенность. Право собственности. Право на отдых. Право на информацию. Прабо на образование. Обязанность соблюдать права остальных граждан.)
142 Все вы были находчивы, активны. Займите свои места.
143 2. Новый материал.
144 Как уже было сказано, в конституции закреплена символика РФ.
145 Я – учитель и гражданин РФ, а вы ученики 2 класса лицея 104 и тоже являетесь гражданами РФ.. Все мы должны знать и почитать символы своего государства. Назовите их.
146 Учащиеся перечисляют, а учитель показывает изображение герба, флага и слова гимна на экране.
147 ГИМН.
148 Учитель. В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?
149 Учитель. Группе интеллект Знайкам предоставляется слово по данному вопросу.(в классе действует система соуправления и ребята разделены на группы: интеллект, творчество, спорт и отдых, оформители- организаторы)
150 1. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России.
151 2. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.
152 3. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.
153 4. На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.
154 5. Гимн, который вы только что слышали, был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.
155 Учитель. Ребята, какие чувства Вы испытываете, слушая слова и музыку Государственного Гимна нашей страны?
156 Выслушав ответы детей, учитель подводит итог.
157 Учитель. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину.
158 ГЕРБ.
159 Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах. Об истории зарождения и становления герба России расскажет группа Знайки
160 1. Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в ту эпоху, откуда берет свое начало история герба России.
161 2. Изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах
162 Учитель.
163 Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.
164 Что находится в лапах у орла?
165 Чем защищена грудь орла?
166 Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?
167 ФЛАГ.
168 Учитель зачитывает стихотворение С. Куприна:
169 Гордо рею я на мачте корабля, И в бою солдаты берегу меня. Я России часть и знак- Бело-сине-красный….
170 Учащиеся отвечают хором: флаг!
171 На экране появляется изображение флага РФ.
172 Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
173 Подробнее расскажут Знайки.
174 Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
175 Закрепление.
176 Предлагаю вам поиграть. Разделитесь на группы по рядам.
177 Изобразите флаг из подручных материалов.
178 Изобразите герб из подручных материалов
179 Итог.
180 Символы государства это и история нашей страны, и ее сегодняшний день.
181 Заключительный этап.
182 Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
195 Итог урока: - Подходит к концу наш с вами разговор. Вы будете взрослеть и знакомиться с другими правами, но это будет позже. А сейчас я прошу вас ответить на следующий вопрос: Чтобы вы хотели пожелать людям, которые составляют законы, принимают их? (Ответы детей). - А чтобы вы хотели пожелать народу, живущему в нашей стране? (Ответы ребят). Учитель: - Мои пожелания к вам, ребята. Вы – будущее нашей страны, никогда не останавливайтесь перед трудностями, любите страну, в которой вы живете. Любите так, как любили её ваши предки, защищая её от врага, как любят её ваши дедушки и бабушки, папы и мамы. Гордитесь тем, что вы – россияне, пользуйтесь правами, которые даёт наша Конституция. Девизом вашей жизни пусть будут слова известной песни (Дети образуют большой круг. Слова песни имитируют движениями).
196 Я, ты, он, она – вместе дружная семья. В слове мы сто тысяч Я. Я, ты, он, она – вместе целая страна. В слове Мы – сто тысяч Я.
197 Литература: 1. С. Михалков А что у вас? Из- во Малыш, 1981г. 2. Н.К.. Элиасберг Система правового образования в школе и воспитание гражданина России, Санкт-Петербург. Специальная Литература, 1999г.
213 Рекомендации по проведению "Урока России" в начальной школе (1 - 4-й классы)
214 Цели:
215 – способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России;
216 – способствовать формированию общероссийской идентичности;
217 – способствовать формированию уважительного и ответственного отношения к законам и символам России.
219 Оборудование урока: изображение флага, герба и текст гимна, Конституция Российской федерации, возможно использование презентации.
220 В первом и втором классах учащиеся говорят о том, что они живут в Российской Федерации. Для того чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан, - это Конституция Российской Федерации. Поэтому день принятия Конституции – 12 декабря – является государственным праздником.
221 Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – флаг, герб и гимн.
222 На уроке целесообразно использовать изображения Государственного герба и Государственного флага России, репродукции произведений русских художников- пейзажистов, запись Государственного гимна Российской Федерации. Ученики должны зрительно представлять, как выглядят Государственный флаг и герб страны.
223 Детям можно предложить назвать цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Необходимо сформировать у детей представление о том, что цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи – нарядные сарафаны и другую одежду.
224 При знакомстве младших школьников с гербом можно предложить детям описать Государственный герб России. Учитель сообщает, что герб сочетает в себе знаково- символическое и эстетическое начало.
225 Герб важно суметь грамотно прочесть. Можно привести определенный порядок описания. Вначале называют цвет фона (щита), затем – изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орел). На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
226 Важно обратить внимание учащихся на то, что цвета символики часто встречаются в природе и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет является символом чистоты, а красный - символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое.
227 Следует обратить внимание детей на функциональное назначение Государственных герба и флага РФ. Активизации познавательной деятельности учащихся могут способствовать вопросы: «Как вы думаете, зачем нужен герб?», «Зачем нужен флаг?», «Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких предметах?».
228 Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трехцветный флаг и Государственный герб РФ – двуглавого орла. Герб также мы видим на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов.
229 Учащиеся знакомятся с гимном России. При этом следует подчеркнуть, что гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к
230 стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России, который звучит по радио.
231 С учениками можно прочитать текст Государственного гимна Российской Федерации. Использовать при этом технологию «смыслового чтения».
232 В ходе урока целесообразно использовать пословицы, поговорки, песни, загадки о солнце, о природе, о Родине.
233 В третьем и четвертом классах идет расширение представлений детей о родной стране, о государственных символах России, Конституции - основном законе страны. Обсуждаются вопросы, что могут уже сейчас делать ученики для своей родины.
234 Активизировать работу могут вопросы: «Как называется наша страна?» «Какие народы живут в России?», «Знаете ли вы, как называется праздник 12 декабря?», «Что такое Конституция?», «Какие права и обязанности есть у граждан России?», «Какие символы имеет наша страна?», «Как вы считаете, зачем стране нужна символика?». Помочь ответить на эти вопросы может иллюстративный ряд, представленный на уроке.
235 На уроках так же, как в первом и втором классах, используются изображения Государственных флага и герба России, запись гимна России. В качестве раздаточного материала могут служить рисунки флагов и гербов некоторых стран (без подписей). Например, можно предложить детям сравнить изображения флагов России, Франции (продольные полосы – синяя, белая, красная), Болгарии (горизонтальные полосы – белая, зеленая, красная), Нидерландов (горизонтальные полосы – красная, белая, синяя). Раздаточный материал поможет младшим школьникам научиться узнавать символы своей страны и отличать их от символов других стран.
236 Продолжается знакомство детей с Конституцией Российской Федерации. Дети узнают, что законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны – красным днем календаря. Напомнить детям права гражданина, записанные в Конституции: право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд. Кроме прав у граждан России есть обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.
237 Учащиеся третьего и четвертого классов уже знают, какие цвета у российского флага, из каких элементов состоит герб России, они также имеют некоторые представления об истории российских герба и флага. В ходе урока необходимо подвести школьников к пониманию того, что государственные символы страны имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, ими нужно гордиться. Двуглавый орел является символом России уже более пятисот лет, а бело-сине- красному флагу – более трехсот лет
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.