Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАрина Арцышевская
1 Автор(ы): Макарова Наталья Юрьевна
2 Место работы, должность: Берёзовский филиал МБОУ Умётской СОШ, педагог-организатор
3 Регион: Тамбовская область
4 Характеристики урока (занятия)
5 Уровень образования: основное общее образование
6 Целевая аудитория: Учащийся (студент)
7 Класс(ы): 7 класс
8 Предмет(ы): История
9 Цель урока:
10 Сформировать объективное понимание внутренней и внешней политики Бориса Годунова на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний.
11 Учить обобщать, систематизировать и расширять знания учащихся о внутренней и внешней политике Бориса Годунова.
12 Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения.
13 Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
14 Учащихся в классе (аудитории): 11
15 Используемые учебники и учебные пособия:
16 А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России конец XVI-XVIII век. 7 класс. Просвещение, Москва-2009.
17 В.В. Шаповал Дидактические материалы по истории России XVI- XVIII веков. 7 класс, Экзамен, Москва-2006.
18 Е.В. Симонова Поурочные разработки по истории России, 7 класс, Экзамен, Москва-2006.
19 Хрестоматия. История России XVI- XVIII веков, 7 класс, Издательский дом Новый учебник, Москва-2007.
20 Используемая методическая литература:
23 Используемое оборудование:
24 Учебник «История России 7 класс» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина;
25 Историческая карта «Россия в 17в.;
26 Раздаточный материал для самостоятельной работы;
27 Мультимедийная установка;
28 Презентация к уроку.
29 Используемые ЦОР:
30 Портрет Бориса Годунова - images.yandex.ru
31 Иллюстрированная история Российского государства - ry/vnutrennyaya-i-vneshnyaya- politika-borisa-godunova-0
32 Иллюстрации к уроку - materialy_k_urokam/illjustracii_k_proi zvedenijam_a_s_pushkina/boris_godu nov/
33 Разноуровневый тест - ya/file/ /
34 Игровой тест «Русская история в портрете" -
35 Электронные уроки- /file/ /
36 Презентации - ry/prezentatsiya-%22pravlenie-borisa- godunova%22
37 Boris-Godunov/Boris-Godunov.html
38 Краткое описание: Урок предназначен для обучающихся 7-го класса. При проведении урока используются электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет. Используемые учебные материалы позволяют расширить иллюстративный материал по данной теме для лучшего усвоения учащимися основных понятий. По окончанию изучения темы каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной тем выполнив интерактивные проверочные задания и практикумы.
39 Тема: «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова»
40 Цели урока:
41 Сформировать объективное понимание внутренней и внешней политики Бориса Годунова на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний.
42 Учить обобщать, систематизировать и расширять знания учащихся о внутренней и внешней политике Бориса Годунова.
43 Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения.
44 Задачи урока:
45 Обучающие
46 познакомить с характеристикой внешней и внутренней политики царей Федора Ивановича и Бориса Годунова.
47 Развивающие
48 - развивать у учащихся познавательный интерес к предмету «история России» посредством компьютерной презентации и элемента игры;
49 - развивать у учеников умения и навыки работы со схемами; с исторической картой;
50 - развивать аналитическое мышление школьников посредством анализа текста учебника, исторического документа по известному алгоритму, а также работы с иллюстрацией,новыми понятиями.
51 Воспитательные
52 - Возбудить интерес учащихся к прошлому.
53 Оборудование урока:
54 Учебник «История России 7 класс» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина;
55 Историческая карта «Россия в 17в.;
56 Раздаточный материал для самостоятельной работы;
57 Мультимедийная установка;
58 Презентация к уроку.
59 Методические рекомендации:
60 Тип урока:комбинированный
61 Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
62 Выставление оценок в конце урока всем ученикам.
63 Структура и ход урока
64 I. Организация начала урока
65 Приветствие, подготовка рабочих мест к уроку
66 II. Актуализация знаний
67 2.1. Постановка проблемы, темы, цели урока
68 Учитель: ребята, вы смотрите какие-нибудь телевизионные программы, посвящённые судебным делам? Какие? А как вообще происходит судебный процесс? (ответы детей)
69 Вот сегодня мы с вами станем участниками одного судебного процесса. Но это будет необычный суд, нам предстоит сегодня судить одну историческую личность. Мы должны будем либо обвинить этого человека, либо оправдать. О деятельности этой личности говорили многие писатели, поэты, композиторы. Как, например, поэт К.Д. Бальмонт, который так оценил деятельность этого человека: (слайд, стихотворение зачитывается учителем на фоне увертюры из оперы Мусоргского «Борис Годунов»)
70 В глухие дни Бориса Годунова,
71 Во мгле Российской пасмурной страны,
72 Толпы людей скиталися без крова,
73 И по ночам всходило две луны.
74 Два солнца по утрам светило с неба,
75 С свирепостью на дольный мир смотря.
76 И вопль протяжный: "Хлеба! Хлеба! Хлеба!"
77 Из тьмы лесов стремился до царя.
78 На улицах иссохшие скелеты
79 Щипали жадно чахлую траву,
80 Как скот,- озверены и неодеты,
81 И сны осуществлялись наяву.
82 Гроба, отяжелевшие от гнили,
83 Живым давали смрадный адский хлеб,
84 Во рту у мертвых сено находили,
85 И каждый дом был сумрачный вертеп.
86 Среди людей блуждали смерть и злоба,
87 Узрев комету, дрогнула земля.
88 И в эти дни Димитрий встал из гроба,
89 В Отрепьева свой дух переселя.
90 Посмотрите, какую страшную картину описывает поэт! Не кажется ли вам, что это стихотворение звучит как обвинение? В чём же обвиняет поэт Бориса Годунова?
91 Итак, тема нашего урока «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова». Наша цель: рассмотреть данную тему и ответить на вопрос: виновен ли Борис Годунов в том, что в России к началу XVIIвека сложилась тяжёлая ситуация? (вопрос появляется на слайде) В течение урока мы должны будем выявить «плюсы» и «минусы» политики Бориса Годунова. Эти сведения вы будете записывать в тетрадь в определённый столбик, а я буду «складывать» эти сведения на чаши весов древнегреческой богини правосудия Фемиды (образ богини представлен на слайде на определённых этапах урока)
92 2.2 Установление связи с изученным материалом в 6 классе
93 Давайте вспомним: правлением какого русского царя заканчивается история России XVIвека? (учащиеся называют царя ИванаIVВасильевича Грозного, его изображение появляется на слайде)
94 А что вы можете рассказать об этом царе?
95 Примерные ответы:
96 Даты правления:
97 Реформы избранной рады
98 Вёл активную внешнюю политику
99 Ввёл опричнину
100 В итоге ученики вместе с учителем делают вывод о том, что в результате опричнины Россия оказалась на грани экономического кризиса.
101 III. Изучение нового материала
102 Часть 1.
103 1.1. Рассказ учителя
104 Сейчас вы должны будете послушать меня, а потом дать ответ на вопрос: почему после смерти Ивана Грозного фактическим правителем становится Борис Годунов? (по ходу своего рассказа учитель на слайде выводит схему «Дети Ивана Грозного», которую учащиеся записывают в тетрадь)
105 Последние дни Ивана Грозного были отягощены не только физическими страданиями, но и размышлениями о своём наследнике. Выбор у царя был невелик. После трагической смерти старшего сына Ивана царём мог стать его второй сын, царевич Фёдор, или младший сын, царевич Дмитрий. По воспоминаниям современников, личность Фёдора заставляла серьёзно задуматься о способностях управлять государством. Дмитрий был ещё в младенческом возрасте. Это понимал и Иван Грозный. Оставляя престол Фёдору, он поручил сына и государство заботам бояр – Ф.И.Мстиславского, Н.Р.Юрьева, И.П. Шуйского и Б.Ф. Годунова
106 Царь Фёдор не отличался ни задатками государственного деятеля, ни хорошим здоровьем. Основным занятием нового царя были молитвы, посещение монастырей. Началась борьба за влияние на нового царя, основными участниками которой стали Шуйский и Годунов. Победу одержал близкий родственник царя – Б.Годунов, Шуйский погиб в тюрьме. Положение Годунова упрочило и то, что его сестра Ирина была женой нового царя.
107 14 лет занимал престол Фёдор, 13 из них фактически правил Борис Годунов.
108 Теперь вернёмся к вопросу, который я задала вам в начале моего рассказа. (вопрос вновь выводится на слайде; ученики высказывают своё мнение)
109 Борис Годунов стремился преодолеть разруху, в стране началось строительство городов, крепостей
110 Задание:найти и показать города, которые возникли в это время (Самара, Царицын, Уфа, Курск, Архангельск, Елец, Белгород, Воронеж, Тобольск, Тюмень, Тара)
111 Историческая карта «Смутное время в России начала XVIIвека» представлена на слайде, она же находится и в учебниках, на странице 25.
112 1.2. Работа с исторической картой
113 Работая с картой, учащиеся приходят к выводу, что интенсивно затрагивались районы Поволжья, Сибири на севере, на западе, на юге.
114 Учитель: как вы думаете, этот факт можно отнести к «плюсам» или «минусам» политики Б.Годунова? (учащиеся записывают в столбец с плюсом строительство новых городов. Учитель «кладет» плюс на одну чашу весов и показывает это на слайде)
115 Давайте вспомним, чем было вызвано усиление крепостной зависимости в конце XVIвека? (учащиеся должны вспомнить о Ливонской войне, учитель задаёт наводящие вопросы)
116 1.3. Установление связи с изученным материалом в 6 классе
117 Да, действительно многие поместья конца XVIвека опустели. Правительство, заботясь о благосостоянии служилого сословия, стремилось прочнее привязать крестьян к владельцам земли.
118 В период правления Фёдора Ивановича правительство Б.Годунова издаёт указ об «урочных летах 1597г. (название указа и дата его принятия выводятся на слайде)
119 Данный исторический документ находится в учебниках на странице 11, учитель также представляет его на слайде. Прочитав этот документ, учащиеся отвечают на вопрос 1, который предложен после документа.
120 1.4. Работа с историческим документом
121 В итоге беседы по данному историческому документу, учащиеся делают вывод, что указ способствовал окончательному оформлению крепостного права, навечно прикрепил крестьян к земле.
122 Учитель задаёт вопрос:«Подумайте, почему указ получил такое название? Что такое урок?»
123 Примерный ответ:урок – это отрезок времени, то есть урочные лета – это определённое количество времени.
124 Учитель: Вспомните, был ли в истории России до этого подобный указ?
125 Примерный ответ:да, это указ о «заповедных летах» 1581г., который временно запрещал Юрьев день.
126 Учитель: верно, но в период правления Фёдора Ивановича данный указ стал действовать постоянно.
127 Не забывайте о том, что мы сегодня на суде. Как вы думаете, принятие данного указа является положительным или отрицательным моментом деятельности Б.Годунова?
128 Учащиеся, как правило, относят этот факт к отрицательной стороне. Тогда учитель может задать вопрос:«Подумайте, а мог ли Б.Годунов по-другому решить экономические проблемы страны, где основой экономики на тот момент являлся труд крепостных?»
129 В результате беседы учитель должен привести учащихся к мысли о том, что по-другому Б.Годунов поступить не мог, это была вынужденная мера. Поэтому по данному вопросу учащиеся могут разойтись во мнениях.
130 Вспомните, какую роль играла православная церковь во времена средневековой России? (ответы учеников)
131 Б.Годунов стремился заручиться поддержкой духовенства. Удалось ли ему это, давайте выясним. Учащиеся самостоятельно читают текст параграфа, страница 9, и находят ответы на вопросы, которые задаёт учитель. Вопросы представлены на слайде:
132 1.5. Работа с учебником
133 В каком году было введено патриаршество в России?
134 Кто стал первым патриархом?
135 Какое значение для Русской православной церкви имело введение патриаршества?
136 В итоге беседы по данному вопросу учитель должен сказать о том, что инициатива учреждения патриаршества исходила не от церкви, а от первых государственных лиц.
137 Учитель: давайте подумаем, к «плюсам» или к «минусам» политики Б.Годунова мы отнесём этот факт?
138 Учащиеся должны сказать о том, что введение патриаршества является положительным моментом в политике Б.Годунова
139 Перед учащимися ставится проблемное задание: на слайде появляются утверждения, связанные с внешней политикой Б.Годунова. Учащиеся, прочитав текст учебника, должны выбрать среди приведённых в скобках слов верные, полученные выражения записать в тетрадь. (утверждения см. в презентации урока) После этого учащиеся должны найти нужные территории на исторической карте, которая есть в учебнике на странице 25. Данную карту учитель также выводит на слайде.
140 1.6. Работа с учебником и исторической картой
141 В итоге беседы по этому вопросу учащиеся вместе с учителем делают вывод о том, что Б.Годунов был очень осторожным политиком, он предпочитал вести переговоры с иностранными государствами, а не войну.
142 Учитель: Итак, давайте решим, к какой стороне, к оправданию или к обвинению, мы отнесём данный факт.
143 Учащиеся должны отнести внешнюю политику Б.Годунова к «плюсам».
144 В конце изучения первой части данной темы учитель задаёт классу следующий вопрос:«Дайте оценку внутренней и внешней политики Б.Годунова в годы правления Фёдора Ивановича».
145 Учащиеся должны сказать о том, что в эти годы Б.Годунов вёл успешную внутреннюю и внешнюю политику: были построены новые города и укреплены многие существующие, было введено патриаршество, велась успешная внешняя политика. Отрицательным моментом являлся лишь указ об «урочных летах», но это была вынужденная мера.
146 Учитель: итак, пока о правлении Бориса Годунова мы ничего отрицательного сказать не можем, почему же Бальмонт в своём стихотворении, говоря о времени Б.Годунова, описал страшную картину? Может, он ошибался?
148 На слайде появляется репродукция картины И.Глазунова «Царевич Дмитрий». Учитель, не говоря о названии картины, предлагает учащимся подумать, кто это мог быть.
149 Учитель: что же случилось, почему маленький Дмитрий мёртв?
150 Часть 2.
151 2.1. Постановка проблемы
152 Малолетний царевич вместе с матерью, Марией Нагой, в 1584г., согласно завещанию Ивана Грозного, был выслан в удел – Углич. События, о которых говорит картина И.Глазунова, произошли 15 мая 1591г. (дата выводится на слайде)
153 2.2. Рассказ учителя
154 В этот день царица с сыном возвратилась из церкви. Пока шли приготовления к застолью, нянька Василиса Волохова позвала Дмитрия гулять и вывела ребёнка во двор. Что произошло дальше, доподлинно не известно. Но факт в том, что Дмитрий был убит или погиб на глазах свой няньки. Обезумевшая от горя царица, укзала на стоявших рядом сына и племянника дьяка Михаила Биготявского, Даниила, Никиту Качалова, и сына В.Волоховой, Осипа Волохова, как убийц Дмитрия. К вечеру успокоились жители Углича, все заподозренные в убийстве были убиты.
155 Московские следователи, не имевшие возможности допросить подозреваемых, записали показания непосредственных свидетелей обвинения. Выводы свелись к тому, что «небрежием Нагих» царевич случайно закололся ножом, играя с детьми в «тычку».
156 Как вы думаете, кому была выгодна смерть Дмитрия?
157 На Б.Годунова, как единственное заинтересованное в таком исходе событий лицо, легла тень организатора и руководителя этого заговора. Смерть Дмитрия открывала Годунову прямой путь к русскому престолу, так как у царя Фёдора не было наследника.
158 В 1598г. 6 января умер царь Фёдор Иванович, не оставив наследника. (дата смерти выводится на слайде) В стране разразился династический кризис.
159 Итак, давайте подумаем, куда мы запишем смерть Дмитрия: в обвинение или в защиту Б.Годунова?
160 Учащиеся запишут данный факт в обвинение.
161 Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: «почему Б.Годунов, мечтавший о царской власти, несколько раз отказался от трона?»Учащиеся ответ на данный вопрос ищут в учебнике, на странице 8.
162 Примерный ответ:Годунов хотел, чтобы он стал избранным царём, чтобы народ не думал о том, что он захватил престол.
163 2.3. Работа с учебником
164 Учитель: скажите, а можно ли говорить о том, что царь Борис был действительно хорошим человеком?
165 Примерный ответ: нет, царь Борис, не церемонился с другими претендентами на престол. Он расправился с дальними родственниками Рюриковичей – с Романовыми. И этот факт, можно отнести к отрицательной стороне его деятельности.
166 Далее рассматриваются события г.г. Учитель, рассказывая об этих событиях, выводит постепенно на слайде схему, которую учащиеся записывают в тетрадь. Схема представлена в презентации к уроку.
167 В ходе своего рассказа учитель задаёт вопрос:«Как вы думаете, могло ли хватить хлеба из московских амбаров всей России? Что могло начаться в России вследствие этого?
168 2.4. Рассказ учителя, беседа с учащимися
169 Далее следует упомянуть о восстании Хлопко.
170 Учитель: Как вы думаете, кого обвинили во всех этих проблемах?
171 Конечно же, Б.Годунова. Тут-то ему припомнили и смерть Дмитрия.
172 А теперь давайте вновь вернёмся к стихотворению Бальмонта. Скажите, поэт говорит об этих голодных годах? Учащиеся зачитывают нужные строки.
173 Ребята, как вы думаете, какое душевное состояние могло быть у Б.Годунова?
174 Примерный ответ:Борис переживает; возможно, его мучает совесть.
175 Ребята, давайте послушаем слова самого Бориса. Учащимся предлагается отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Борис Годунов». (отрывок читает наизусть заранее подготовленный ученик)
176 Ах! чувствую: ничто не может нас
177 Среди мирских печалей успокоить;
178 Ничто, ничто... едина разве совесть.
179 Так, здравая, она восторжествует
180 Над злобою, над темной клеветою -
181 Но если в ней единое пятно,
182 Единое, случайно завелося;
183 Тогда - беда! как язвой моровой
184 Душа сгорит, нальется сердце ядом,
185 Как молотком стучит в ушах упрек,
186 И всё тошнит, и голова кружится,
187 И мальчики кровавые в глазах......
188 И рад бежать, да некуда.... ужасно!
189 Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
190 После прочтения данного отрывка, учащиеся сделают вывод о том, что царя действительно мучила совесть, что ему было плохо.
191 Учитель: а в это время на арене событий появляется человек, о котором В.О.Ключевский позже скажет: «Он был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве». (высказывание выводится на слайд)
192 Учитель ставит перед учащимися проблему: используя текст параграфа на странице 10, выяснить, о ком идёт речь, и почему историк Ключевский так сказал об этом человеке.
193 Во время беседы по данному вопросу появляется слайд с изображением
194 Лжедмитрия I и Марины Мнишек.
195 2.5. Работа с учебником, выполнение проблемного задания
196 Покажите путь продвижения самозванца на Москву. Почему Лжедмитрий выбрал именно такой путь?
197 Примерный ответ:самозванец выбрал длинный путь через Чернигов и Северские земли, так как в этих местах оставались недовольные политикой Б.Годунова – это были места народных выступлений.
198 2.6. Работа с исторической картой
199 Учитель: в январе 1605г. войска самозванца были разбиты правительственными войсками, и он отошёл в Путивль. Но не в военных победах, не в армии была его настоящая мощь и сила, а в том, что народ видел в нём законного наследника престола.
200 13 апреля 1605г. царь Борис умирает при невыясненных обстоятельствах в Кремле. Он успел благословить на царство своего сына Фёдора, но тот был убит восставшими москвичами.
201 Давайте подумаем, как ситуация складывается на этот момент в России?
202 Примерный ответ:Государство остаётся без царя, в стране голод, появляется самозванец. Может быть выдвинуто мнение о том, что в стране непонятная ситуация.
203 Учитель: действительно, в России начинается Смутное время, но об этом мы поговорим на следующих уроках.
204 IV. Итог
205 Сейчас давайте вернёмся к суду. Как вы думаете, виновен ли Б.Годунов в том, что в России началось Смутное время?
206 Однозначных оценок по данному вопросу нет. Одни дети защищают Б.Годунова, а другие – обвиняют. Учитель же приводит учащихся к мысли о том, что причины Смутного времени были заложены ещё в период правления Ивана Грозного, что Борис Годунов пытался предотвратить «катастрофу», но ему это не удалось, потому что он был не популярен в народе, его не поддерживал народ из-за «тёмных», «кровавых» пятен в его правлении. Б.Годунов искренне хотел помочь своему государству, но не смог.
207 Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
208 В качестве домашнего задания учащимся предлагается не только прочитать параграф учебника, но и попробовать дать письменный ответ на вопрос: виновен ли Б.Годунов в том, что в России начала XVIIвека наступило Смутное время?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.