Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕлена Киселева
1 L/O/G/O Проектный метод в деятельности ДОУ Воспитатель высшей квалификационной категории: Е.А.Киселева 2013г. г.Рыбинск Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 13
2 Введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознания их необходимости. Актуальность В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приёмов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития ребёнка.
3 Основными документами, регламентирующими работу дошкольного учреждения в инновационном режиме проектирования являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года; Федеральная целевая программа развития образования на годы, нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования науки России от «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
4 Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus - двинутый вперед, «брошенный вперёд» Словаре русского языка С.И.Ожегова понимается: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план; 4) целенаправленный и детально описанный прообраз будущего объекта или деятельности по его созданию. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
5 Метод проектов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Е. С. Полат
6 Актуальность: Проблемным и развивающим обучение Гумманизацией образования Педагогикой сотрудничества Личностно- ориентированным и деятельностным подходами Использование метода проектов в ДОУ связано с
7 Метод проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и обучающихся над определённой практической проблемой как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели это метод личностно - ориентированного обучения Этот метод развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий. План изучения учебной темы, реализуемый с использованием метода проектов, базируется на важных вопросах, связывающих содержание образовательных стандартов с мыслительными умениями высокого уровня в рамках повседневного контекста.
8 Какие именно умения и навыки формируются в проектной деятельности? Умения и навыки работы в сотрудничестве: Навыки коллективного планирования Умение взаимодействовать с любым партнером Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки делового партнерского общения Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Менеджерские умения и навыки: - Умение проектировать процесс (изделие). - Умение планировать деятельность, время, ресурсы. - Умение принимать решения и прогнозировать их последствия. - Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
9 Рефлексивные умения: Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения: Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) Умение находить несколько вариантов решения проблемы Умение выдвигать гипотезы Умение устанавливать причинно-следственные связи.
10 Коммуникативные умения: - Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. - Умение вести дискуссию - Умение отстаивать свою точку зрения - Умение находить компромисс - Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки: - Навыки монологической речи - Умение уверенно держать себя во время выступления - Артистические умения - Умение использовать различные средства наглядности при выступлении - Умение отвечать на незапланированные вопросы
11 Проектный метод: Педагоги: Является не только средством изменения педагогической действительности, но и способом обеспечения личностного роста педагога, что влечет за собой развитие его культуры, в том числе и инновационной Педагоги: Является не только средством изменения педагогической действительности, но и способом обеспечения личностного роста педагога, что влечет за собой развитие его культуры, в том числе и инновационной Родители: Действенная форма повышения воспитательной культуры родителей и модернизация информационно – просветительской функции сотрудничества ДОУ с семьей Родители: Действенная форма повышения воспитательной культуры родителей и модернизация информационно – просветительской функции сотрудничества ДОУ с семьей Дети: В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, через умение самостоятельно конструировать свое знание Дети: В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, через умение самостоятельно конструировать свое знание
12 Проектная деятельность (достоинства): для детей - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми в виде цели и задач; результатом этой деятельности становится найденный способ решения проблемы; каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию. для педагога - это способ организации самостоятельной деятельности, направленной на решение задачи проекта. Роль педагога при использовании метода проектов: учет возрастных особенностей детей, создание условий для стимулирования интересов детей, строить свои отношения с ребенком на соучастии и сотворчестве, мотивирует деятельность детей, использует игровые методы и приемы.
13 Проект – это «пять П» 1 - Проблема; 2 - Проектирование, планирование; 3 - Поиск информации; 4 - Продукт; 5 –Презентация результатов.
14 Объектом проектирования может стать 4 педагогическая система ДОУ конкретная методика индивидуальная воспитательная система отдельное специально-организованное занятие педагогическая ситуация
15 Классификация проектов по составу участников (осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект) по целевой установке (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико- ориентированные. по тематике (включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру. по срокам реализации (краткосрочный (1 или несколько занятий), средней продолжительности и долгосрочный (учебный год).
16 Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования: 1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные. 2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру. 3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата. 4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект) 5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный. 6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный. 7. По тематике
17 Исследовательские; Творческие; Приключенческие игровые; Информационные; Практико-ориентированные; Интернет – проекты В соответствии с первым признаком доминирующего метода различают следующие типы проектов: По характеру координации проекты могут быть двух типов: С открытой, явной координацией – в них координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников. Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты)- координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...).
18 Типы проектов в ДОУ (Киселева Л.С.) Типы проектаСодержаниеВозраст детей Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде продуктивной деятельности: газет, драматизации, детского дизайна. Старшая группа Ролево-игровой Использование элементов творческих игр (когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы). Младшая группа Информационно- практическо- ориентированный Сбор информации, её реализация посредством социальных интересов (оформление и дизайн группы, витражи и др.). Средняя группа Творческий Результат работы- детский праздник, дизайн и т.д. Младшая группа
19 Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др. Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
20 Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, школьники берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
21 Практико-ориентированный проект. Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.
22 Классификация проектов по продолжительности Мини-проекты Краткосрочные проекты Недельные проекты Долгосрочные (годичные и более длительные) проекты Долгосрочные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
23 Краткосрочные проекты требуют выделения занятий, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, созданию итогового продукта и подготовке презентации. Недельные проекты могут выполняться в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, практические занятия) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, видеосъемки и др.). Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока; работа над проектом может вестись в группах; продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).
24 План работы по подготовке проекта цель проекта план достижения цели (обсуждение с родителями) привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта составление плана-схемы проекта сбор, накопление материала включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности презентация проекта, открытое занятие.
25 Основные этапы метода проектов: Целеполагание 1 этап Разработка проекта – план деятельности по достижению цели Выполнение проекта – практическая часть 3 этап 4 этап 2 этап Подведение итогов – определение задач для новых проектов
26 Этапы работы над проектом Этапы проекта Деятельность педагогаДеятельность детей 1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежёстко). 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. 2 этап 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. 3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. 4 этап 9. Подготовка к презентации. 10.Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
27 Виды презентаций проектов: Деловая игра Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей Игра с залом Научная конференция, доклад Пресс-конференция Путешествие, экскурсия Реклама Ролевая игра Спектакль Соревнование Телепередача и т.д.
28 Паутинка к планированию Познание (ведущая деятельность – познавательно - исследовательская) указать формы Чтение художественной литературы (ведущая деятельность – чтение) указать формы Коммуникация (ведущая деятельность – коммуникативная) указать формы Социализация (ведущая деятельность – игровая) указать формы Трудовая (ведущая деятельность – трудовая) указать формы Безопасность (интеграция разных видов деятельности) указать формы Здоровье (интеграция разных видов деятельности) указать формы Физическая культура (ведущая деятельность – двигательная) указать формы Художественное творчество (ведущая деятельность – продуктивная) указать формы Музыка (ведущая деятельность – музыкально-художественная) указать формы Формы взаимодействия с семьёй и социальными партнёрами указать формы Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности) указать формы
29 Примерные темы проектов: комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»; межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»; творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы»; групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»; индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»; исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
30 Выводы: Важным моментом работы по использованию проектного метода является на столько подведение итогов проделанной работы, сколько определения её значимости и необходимости для каждого его участника в отдельности, а так же и для образовательного учреждения в целом; Презентация результатов своего труда для коллег ДОУ, в социуме и педагогическом сообществе на муниципальном и региональном уровнях становится важным стимулом для членов творческих групп, способствует повышению их профессионально-личностного статуса; Проектный метод – это верный путь обновления педагогического процесса, который,не только, качественно повышает воспитательно – образовательный процесс в ДОУ, но и рейтинг ДОУ у родителей.
31 Рекомендуемая литература по проектной деятельности Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, – 208 с. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, – 112 с. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, – 96 с. 4. Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, – 288 с. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», – 80 Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, 4. // Дошкольное воспитание. 1, , 5, // Дошкольное образование. 8, // Дошкольное образование. Обучение дошкольников с. 58. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников с. 69. // Дошкольная педагогика , // Обруч 4, // Ребенок в детском саду , 2, //Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч»): пособие для работников дошкольных учреждений/ Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА- ПРЕСС, – 80 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.