Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемpolnolunie.baikal.ru
1 Модели олигополии: обзор. Часть 2. Олигополия со сговором. Олигополия с барьерами входа Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет
2 ОЛИГОПОЛИЯ без сговора со сговором ценовая количественная Модель Курно Модель Штакельберга Борьба за лидерство Модель Бертрана Модель Эджворта Модели с возрастающими предельными издержками Модели с дифференци- рованным продуктом Модель Форхаймера Картель Картель + конкурентное окружение Модель Бэйна Модель Модильяни Динамическая ценовая конкуренция Модель Джелмана-Сэлопа Модель Спенса Модель Милгрома-Робертса Грабительское ценообразование с барьерами входа
3 Олигополия Особенности: Небольшое количество фирм (максимальное число которых зависит от информационной открытости рынка). Однородный (нефть) либо дифференцированный (сотовая связь) продукт. Стратегическое взаимодействие между производителями. Наличие барьеров входа. Олигополия со сговором – фирмы пытаются в целях повышения собствен- ной прибыли найти кооперативное решение. Эдвард Чемберлин: Фирмы признают свою взаимозависимость и поддерживают монопольную цену без явного сговора. При наличии небольшого числа продавцов собст- венное действие каждого оказывает значительное влияние на конкурентов, которые не будут мириться с потерями. Снижение цены, предпринятое кем бы то ни было, приводит к снижению цен остальных фирм и уменьшению собственных прибылей. Равновесный результат будет таким же, как если бы между фирмами существовало монополистическое соглашение.
4 Ценовые лидеры (как правило, потенциальные победители в ценовой войне) Доминирующая фирма – фирма, владеющая большей долей на рынке и большими ресурсами, позволяющими дольше других выдерживать ценовую войну. Часто выпускает продукт более высокого качества, чем аутсайдеры. При этом высокое качество продукта определяется не только внутренними свойствами выпускаемого товара, но рекламой и репутацией фирмы. Группа небольших фирм, заключивших картельное соглашение. Коор- динация деятельности фирм, заключивших соглашение, оказывает такое же влияние на рыночную цену, что и одна крупная фирма. Фирма с минимальными издержками, позволяющими установить более низкую, чем у остальных, цену и выиграть ценовую войну. Причинами более низких издержек может быть использование более эффективных технологий и более качественных ресурсов (включая лучший менеджмент), а также воз- растающая отдача от масштаба. Барометрический лидер – фирма, тоньше чувствующая конъюнктуру спроса, что позволяет ей получать большие, чем у конкурентов прибыли и дольше выдерживать ценовую войну. Также барометрический лидер часто обладает способностью эффективнее использовать накопленный опыт.
5 Модель Форхаймера фирма-лидер и n фирм конкурентного окружения Последователи принимают цену p и выбирают объем поставок: Остаточный спрос: Лидер выбирает цену из условия максимизации прибыли: Замечание 1. Фирма-лидер знает функции рыночного спроса и функции пред- ложения фирм-конкурентов. Замечание 2. Функции предельных издержек всех конкурентов должны иметь возрастающий участок. В противном случае возможно значимое расширение предложения конкурентов и захват рынка ими. Вход на рынок новых фирм-последователей сокращает прибыли лидера! Стратегии поведения лидера: 1.Максимизировать прибыль, не обращая внимания на вход конкурентов (используется при существенном преимуществе в издержках). 2.Устанавливать низкую цену, устраняющую стимулы входа в отрасль.
6 Модель Форхаймера Линейный спрос, квадратичные издержки Последователи принимают цену p и выбирают объем поставок: Остаточный спрос: Лидер выбирает цену из условия максимизации прибыли:
7 Численный пример npqiqi q0q0 Q i 0 Q 30502,520,390697, Q/ ,420,580,4347, Q/5 4506,320,656,3138, Q/ ,720,625,746, npqiqi q0q0 Q i , ,526,25112,5637, ,520, , ,888,24702– Зависимость экономических показателей от числа фирм-последователей Случай преимущества лидера от эффекта масштаба
8 Численный пример npqiqi q0q0 Q i 0 Q 34500,120,019,6699,921 Q/ ,020,519,6347, Q/5 6502,520,318,0139,55025 Q/ ,826,216,442, Случай отсутствия конкурентных преимуществ лидера npqiqi q0q0 Q i 0 Q 33502,420,229,6697, Q/ ,620,128,7349, Q/5 5517,521,827,8136, Q/ ,623,520,944, Случай абсолютного преимущества лидера npqiqi q0q0 Q i 0 Q 28501,820,2133,3698, Q/ ,920,8117, Q/5 3506,720,776,7138, Q/ ,3–31,3 –13625 Случай двойного преимущества лидера
9 Картель. Картель + конкурентное окружение Картель – объединение фирм, одновременно ограничивающих поставки продукции на рынок в целях повышения цены и максимизации прибыли. Картель не является устойчивым объединением производителей! Каждой отдельной фирме выгодно получить двойную прибыль: 1.За счет более высоких цен, которые устанавливаются благодаря сокра- щению объемов продаж картеля. 2.За счет превышения выпуска продукции над установленными квотами. Задачи, стоящие перед картелем и не имеющие тривиального решения: 1.Задача определения квот участников картельного соглашения. 2.Задача перераспределения полученной прибыли (особенно сложна при существенно различающихся издержках). 3.Задача сохранения и выполнения картельных соглашений (стремление нарушить квоты усиливается с ростом рыночной доли картеля). 4.Задача блокирования появления новых фирм, пополняющих конкурент- ное окружение.
10 Численный пример Последователи принимают цену p и выбирают объем поставок: Остаточный спрос: Лидер выбирает цену из условия максимизации прибыли: nknk p qkqk q1q1 Q k 1 021,4311,43571,4315,31765, ,671011,67566,6716,6718,06888, ,448,8912,44551,1121,1127,431245, ,977,2716,97460,6146,9793,992818, ,416,7222,41351,8278,05201,084025, ,336,67333,3383,334166,67 Зависимость экономических показателей от степени монопольной власти
11 Модели с барьерами входа Входной барьер – всё, что позволяет укоренившимся фирмам получать сверх- прибыли без угрозы входа. Барьеры, устанавливаемые государством: лицензии, патенты, разрешения. Барьеры, не связанные с деятельностью государства: 1.Абсолютные преимущества в издержках. 2.Положительный эффект масштаба. 3.Преимущества продуктовой дифференциации. 4.Потребности в капитале. Блокированный вход. Укоренившиеся фирмы конкурируют, не обращая вни- мания на возможный вход новичков. Но даже отсутствие специальных мер, ог- раничивающих вход, не делает рынок привлекательным для новых фирм. Угро- за входа практически отсутствует. Сдерживаемый вход. Вход невозможно блокировать, но укоренившиеся фир- мы модифицируют свое поведение, чтобы эффективно мешать входу. Предоставляемый вход. Укоренившиеся фирмы (каждая в отдельности) нахо- дят более выгодным позволить новичкам войти, нежели возводить дорогостоя- щие входные барьеры.
12 Модели с барьерами входа Модель Бэйна (абсолютные преимущества в издержках) – сравнение дисконти- рованной стоимости потока прибыли, которую получит укоренившаяся фирма, препятствуя входу потенциальных конкурентов (при этом угроза входа отсут- ствует или незначительна), и потока прибыли, который фирма получит, макси- мизируя прибыль в краткосрочном периоде (вход конкурентов вероятен). Выбор зависит от величины прибыли и от дисконтирующего множителя δ! Модель Модильяни формализует ситуацию относительного преимущества в издержках, связанного с положительным эффектом масштаба. Модель, в част- ности, описывает ситуацию в отрасли, характеризующейся высокими постоян- ными издержками, которые делают невыгодной работу на малых объемах про- изводства. Модель Милгрома-Робертса учитывает асимметрию информации. Укоренив- шаяся фирма назначает низкую цену не потому, что имеет большие производ- ственные мощности, а потому, что пытается передать информацию о том, что либо спрос, либо ее предельные издержки низки, а, значит, вход в отрасль ма- лоприбылен.
13 Модель Джелмана-Сэлопа лидер с издержками c 1 последователь с издержками c 2, ценой p 2 и малым объемом K 2 Стратегии лидера: 1.Закрытие входа с помощью понижения цены. 2.Максимизация прибыли на остаточном спросе. Стратегия последователя: максимизация прибыли при условии, что лидеру выгодно осуществлять политику предоставления входа. – эффективное рационирование. – случайное рационирование. Эффективное рационирование: Случайное рационирование:
14 Модель Спенса последовательного выбора мощностей Фирма-лидер: выбрала мощности K ценой r заранее, предельные издержки c. Рынок однородного продукта: – цена входа (лицензия,…) Фирма-последователь: выбирает мощности ценой r, предельные издержки c. Цель фирм – максимизация прибыли в условиях количественной дуополии! Численный пример:
15 Модель Спенса последовательного выбора мощностей Прибыли в точке A: Прибыли в точке B: Последователь входит на рынок: Оптимум: A(0,7; 0,5), = 0,35 – F. Последователь не входит на рынок: Лидер – монополист: Зависимость прибылей от мощностей последователь не входит на рынок, – деньги на лоббирование лицензий.
16 Ограничения в использовании барьеров входа 1.Лидер не всегда точно оценивает свои издержки и спрос (в частности, элас- тичность). Низкая цена сокращает прибыли, высокая - не ограничивает вход. 2.При меняющихся объемах поставок конкурентов лидеру сложно удерживать продажи в точности на уровне, ограничивающем вход. 3.Новая фирма может учесть сокращение поставок лидера после входа конку- рента, особенно если она – крупный диверсифицированный концерн. 4.Ценообразование, ограничивающее вход, неэффективно при быстро расту- щем спросе и в отраслях с высокой скоростью технологических инноваций. 5.При значительных ошибках в оценке издержек конкурентов ценообразо- вание, ограничивающее вход, ценообразование гораздо менее эффективно, чем максимизация краткосрочной прибыли. Грабительское ценообразование Установление лидером цены ниже уровня средних и даже средних переменных издержек для усиления монопольной власти Условия грабительского ценообразования: Значительное преимущество лидера в издержках. Высокие барьеры входа, не позволяющие новым фирмам войти на рынок. Замена на монопольную цену после «расчистки рынка».
17 1.Зарождающийся рынок (непопулярность продукта, слабая информиро- ванность потенциальных клиентов, малое число фирм). 2.Растущий рынок (распространение информации о продукте, резкий рост объемов продаж, числа фирм, их прибылей, практически отсутствующее стратегическое взаимодействие между фирмами). 3.Вытеснение (исчезновение неэффективных фирм, укрупнение оставших- ся, передел рынка, стратегическое взаимодействие в форме ценовых войн и сговоров с целью устранения неугодных конкурентов). 4.Зрелый рынок (постоянство спроса и числа фирм, максимальное исполь- зование сговоров с целью максимизации прибыли на поделенном рынке). 5.Сокращающийся рынок (падение спроса, разорение или добровольный уход с рынка части фирм, сговор остальных с целю выживания). Эволюция отрасли
18 ОЛИГОПОЛИЯ без сговора со сговором ценовая количественная Модель Курно Модель Штакельберга Борьба за лидерство Модель Бертрана Модель Эджворта Модели с возрастающими предельными издержками Модели с дифференци- рованным продуктом Модель Форхаймера Картель Картель + конкурентное окружение Модель Бэйна Модель Модильяни Динамическая ценовая конкуренция Модель Джелмана-Сэлопа Модель Спенса Модель Милгрома-Робертса Грабительское ценообразование с барьерами входа
19 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.