Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСемен Тимошев
1 1 Автор- Дмитриева М.В., учитель МОУ Лицей-интернат города Балашова
2 Грибоедов Александр Сергеевич (4[15] (по другим данным, 1794) 30.01[11.02].1829), известный писатель, драматург и дипломат. Родился в Москве в семье гвардейского офицера. Получил разностороннее домашнее образование 2
3 . С 1802 (или 1803) года по 1805 год учился в Московском университетском Благородном пансионе. В 1806 году поступил в Московский университет на философский факультет. В 1810 году, окончив словесное и юридическое отделения, продолжал учиться на физико- математическом факультете. В университете Грибоедов выделялся разносторонней одарённостью, незаурядными музыкальными способностями (Александр великолепно играл на фортепиано); Грибоедов владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий языки. 3
4 С началом Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступает корнетом в московский гусарский полк. Военная служба (в составе резервных частей) свела его с Бегичевым, ставшим близким другом Грибоедова. Выйдя в отставку (начало 1816), Грибоедов поселяется в Петербурге, определяется на службу в коллегию иностранных дел. Ведет светский образ жизни 4
5 Летние месяцы юноша проводил у богатого дяди А. Ф. Грибоедова в имении Хмелита, Смоленской губернии, в аристократической среде; встречался там с семействами Якушкиных, Пестелей и других будущих общественных деятелей.А. Ф. Грибоедова Центром заповедника является усадьба Хмелита, родовое имение Грибоедовых с 1680 года. С Хмелитой связаны детские и юношеские годы Александра Грибоедова, которые он каждое лето проводил в доме своего дяди А.Ф. Грибоедова. Хмелита – не случайное место в его судьбе. Это родовое гнездо, устроенное его дедом, освещенное памятью и могилами предков, семейными традициями и преданиями, сохранившее грибоедовский ландшафт 5
6 6
7 В 1828 году Грибоедов принимает участие в Туркманчинском мирном договоре, заключенном с Персией. Затем он назначается полномочным министром в Персию. Александр Сергеевич Грибоедов рассматривал это не как «монаршую милость», а как «политическую ссылку», как «чашу страданий», которую ему предстояло испить. В августе 1828 года в Тифлисе, перед отъездом в Персию, Грибоедов обвенчался с Н. А. Чавчавадзе. Оставив жену в Тавризе, выехал с посольством в Тегеран. 7
8 Обращение к нему за помощью двух женщин- армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с деятельным и удачливым дипломатом. 30 января 1829 толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, разгромила русскую миссию в Тегеране. Русский посланник был убит. 8
9 Во время истребления русского посольства в Тегеране Александр Сергеевич Грибоедов был убит толпой персидских фанатиков, посольство до последнего сражалось с разъяренной необразованной толпой. Грибоедову посоветовали спрятаться в печной трубе, но он был обнаружен и убит. Озверевшая толпа продолжала уродовать тело уже скончавшегося Грибоедова. Тело его было перевезено в Тифлис и похоронено на горе святого Давида 9
10 10
11 Грибоедова похоронили в Тифлисе на горе Святого Давида. На могильной плите слова Нины Грибоедовой: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?». 11
12 Памятник А.С.Грибоедову в Санкт- Петербурге на Пионерской площади перед ТЮЗом. 12
13 13 Конф ликт Иллюст рации
14 «Горе от ума» стихотворная комедия А. С. Грибоедова произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма. Комедия «Горе от ума» сатира на аристократическое московское общество того времени одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. 14
15 После трех лет службы в Тавризе Грибоедов перевелся в Тифлис к главноуправляющему Грузией А. П. Ермолову (февраль 1822). Там были написаны 1 и 2 акты «Горя от ума», их первым слушателем стал тифлисский сослуживец автора В. К. Кюхельбекер. Ф. Булгарин рассказывал со слов Грибоедова о каком-то сне, виденном им в Персии, вследствие которого он написал «Горе от ума» Весной 1823 Александр Грибоедов отправляется в отпуск. В Москве, а также в имении С. Бегичева под Тулой, где он проводит лето, создаются 3 и 4 акты «Горя от ума». К осени 1824 комедия завершена. Грибоедов едет в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Однако вскоре Александр убеждается, что комедии «нет пропуску». Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 Ф. В. Булгариным в альманахе «Русская Талия » ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОМЕДИИ 15
16 Из истории создания комедии известно, что вначале это была драма с названием «Горе уму» и только потом стала комедией «Горе от ума». При изменении названия произошло и изменение идеи произведения. В первом названии ум пассивен, он ничего не может изменить - отсюда драматический конфликт, во втором названии - ум активен, он сам навлекает на себя горе и поэтому смешон. Грибоедов стремился представить такую парадоксальную, но, увы, типичную ситуацию, в которой положительное качество личности ум приносит несчастье. Именно такая ситуация отразилась в новом названии «Горе от ума». СМЫСЛ НАЗВАНИЯ КОМЕДИИ 16
17 Жанровые особенности комедии. 1. Комедия в высоком смысле слова. Противостояние одного человека и общества. Чацкий смешон в своих обличениях. 2. Стихотворная форма. Обилие пословиц и поговорок. 3. Приемы классицистической комедии (единства места, времени и действия), но в то же время характеры героев - реалистичны. 4. Обилие монологов, раскрывающих противостояние главных персонажей комедии. 5. С одной стороны, персонажи - это конкретные люди, но с другой стороны, - это знаковые фигуры. Фамусов - знаковая фигура, символизирующая устойчивость и благополучие материальной основы бытия. Чацкий - знаковая фигура, символизирующая бунтаря, противника безнравственных основ фамусовского бытия, символ романтического протеста. Молчалин - символизирует посредственность и согласие с большинством. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА 17
18 Конфликт имеет два уровня: социальный, вернее социально-философский, и личный. С самого начала комедии мы наблюдаем конфликт личный, который затем приобретает социально- философский характер. 18
19 Язык «Горя от ума» значительно отличался от языка комедии тех лет. большинство критиков высоко оценили языковое новаторство драматурга. «О стихах я не говорю, половина должна войти в пословицу,» так оценил мастерство Грибоедова Пушкин. «Что же касается до стихов, которыми написано «Горе от ума», в этом отношении Грибоедов надолго убил всякую возможность русской комедии в стихах. Нужен гениальный талант, чтоб продолжать с успехом начатое Грибоедовым дело…» писал в одной из своих статей Белинский. Действительно, очень многие реплики из комедии стали восприниматься как афоризмы, крылатые выражения, живущие своей самостоятельной жизнью. счастливые часов не наблюдают»; «шел в комнату, попал в другую»; «грех не беда, молва не хороша»; «а горе ждет из-за угла»; «и дым Отечества нам сладок и приятен»; «числом поболее, ценою подешевле»; «с чувством, с толком, с расстановкой»; «служить бы рад, прислуживаться тошно»; «свежо предание, а верится с трудом»; ЯЗЫК КОМЕДИИ 19
20 Софья: Ах! Чацкий, я вам очень рада. Чацкий: Вы рады? в добрый час. Однако искренно кто ж радуется этак? Мне кажется, так напоследок Людей и лошадей знобя, Я только тешил сам себя. Лиза: Вот, сударь, если бы вы были за дверями, Ей-богу, нет пяти минут, Как поминали вас мы тут. 20
21 Скалозуб: Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы. Фамусов:И славно судите, дай бог здоровье вам И генеральский чин; а там Зачем откладывать бы дальше, Речь завести об генеральше? (Иллюстрация Д.Н. Кардовского) 21
22 Хлестова: С ума сошел! прошу покорно! // Да невзначай! да как проворно! // Ты, Софья, слышала? // Фамусов (входя): О чем? о Чацком, что ли? // Чего сомнительно? Я первый, я открыл! // Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет! (Иллюстрация Д. Н. Кардовского.) 22
23 23
24 Чацкий: Кричи, чтобы скорее подавали. // (Лакей уходит.) // Ну вот и день прошел, и с ним // Все призраки, весь чад и дым // Надежд, которые мне душу наполняли. // Чего я ждал? что думал здесь найти? 24
25 (Чацкий: Вот наконец решение загадке! Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил! Глядел, и видел, и не верил! А милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх и стыд,- За двери прячется, боится быть в ответе. Ах! как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич!- Молчалины блаженствуют на свете! 25
26 Иллюстрация Д. Кардовского к комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума« Русская литература. Мультимедийная энциклопедия классы. ЗАО «Новый диск» 26
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.