Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.fd.ru
1 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
2 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Стратегическое планирование или управление – что выбрать? Управляющий директор Департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка, доцент кафедры «Инновационный менеджмент» Финансового Университета при Правительстве РФ, к.т.н., с.н.с. Шамгунов Равиль Назимович.
3 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Что такое «стратегия»? Р.Н. Шамгунов
4 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Стратегия это согласованная собственниками и руководителями компании система долгосрочных целей её развития и путей их достижения (программ, проектов, мероприятий). Р.Н. Шамгунов Справка: 1)Список определений понятия «стратегия» превышает 50 наименований. 2)Не существует общепринятого определения понятия «стратегия».
5 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ КОММЕРЧЕСКОЙ КОМПАНИИ ЯВЛЯЕТСЯ РОСТ СТОИМОСТИ ЕЕ АКЦИОНЕРНОГО КАПИТАЛА. СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫПОЛНЕНИЕ ЕЕ МИССИИ
6 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Как можно повысить стоимость компании? и Больше продавать меньше тратить Привлекать и удерживать клиентов Снижать затраты У компании есть только один начальник. Это покупатель. И он может уволить любого в компании, начиная с Председателя Совета директоров. Он просто пойдет и потратит свои деньги где-нибудь в другом месте. Сэм Уолтон – основатель Wall-Mart Распознавать и удовлетворять потребительские нужды клиентов Р.Н. Шамгунов
7 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Компания, которая не имеет стратегии, – это набор активов, отягощенных долговыми обязательствами … Аналитики «Идею конкурентной стратегии коммерческой компании можно выразить в двух словах: быть непохожей и …привлекательной
8 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Необходимо различать два процесса: разработка/корректировка стратегии; реализация утвержденной стратегии.
9 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Стратегическое планирование
10 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Планирование –- это определение действий, которые ведут к достижению целей. Тогда отличие стратегии от плана состоит в том, что в стратегии вы определяете цели, а при планировании вы определяете действия, необходимые для достижения целей. Отсюда вывод: в компании может быть одна, а не десятки стратегий.
11 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) е гг. - золотой век бизнес-стратегов. Стратегическое планирование достигло пика. Во многих компаниях существовали отделы планирования, которые работали над подробными стратегическими планами, рассчитанными на десять лет вперед. Толпы талантливых молодых выпускников получали высокие зарплаты, сидя в отделах стратегического планирования в отрыве от повседневной борьбы и пристально вглядываясь в будущее. McKinsey & Со. и Boston Consulting Group, зарабатывали миллионы, советуя клиентам, как тасовать свои портфолио. За вознаграждение выпускники бизнес-школ из McKinsey & Со. или BCG принимались стратегически мыслить за компанию.
12 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Стратегическое планирование принципиально отличается от оперативного и долгосрочного планирования. При долгосрочном планировании процесс планирования происходит от прошлого к будущему, которое предполагается точно прогнозируемым. Стратегическое планирование производит анализ и принятие управленческих решений из будущего в настоящее. Это приводит к методологическим трудностям: как планировать «от базы» знают все, а вот как выстраивать план своих текущих действий, основываясь на представлениях о будущем бизнеса, знают немногие.
13 Во многих компаниях стратегическое планирование осуществляется на базе утвержденных положений и инструкций, детально расписывающих процедуру разработки стратегии. Если стратегическим планированием в холдинге занимается не лично руководство, а абстрактный отдел, то эти планы лишь бумагомарание. Отдел планирования работает на формальных данных. А нужны видение и интуиция. Построить стратегию по алгоритму невозможно. Нужна идея. Мария Евневич, Сложности планирования в холдинге,
14 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Но чем больше появлялось отделов стратегического планирования в 1970-е гг., тем сильнее отрывались они от реальности происходящего. Стратегия стала умозрительной деятельностью. Данные, поставляемые действующими компаниями, обрабатывались отделами планирования в главном офисе, и там же возникали стратегические планы. Отдел стратегического планирования был мозгом корпорации, но его практически не интересовало то, что сообщали ему глаза и уши на рынке. Все это закончилось в начале 1980-х гг., когда вереницу всем известных компаний оттеснили более ловкие конкуренты. Принято считать, что поворотный момент наступил в 1983 г., когда генеральный директор General Electric Джек Уэлч распустил отдел стратегического планирования, в котором работали 200 человек. Столкнувшись с жесткой конкуренцией, Уэлч понял, что плановики GE были настолько поглощены финансовыми и операционными деталями, что не видели, как компания начинает утрачивать свое стратегическое положение.
15 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Черту под эпохой школы планирования подвел в 1994 г. Г. Минцберг в книге «Взлет и падение стратегического планирования». По Минцбергу, планирование есть формализованная система кодификации, уточнения и операционализации тех стратегий, которые компания уже имеет, а стратегия либо «спонтанно» выработанная модель поведения фирмы, либо ее обдуманная «перспектива». По Минцбергу стратегию нельзя спланировать. При этом традиционная модель стратегического планирования несостоятельна при создании новых и эффективных стратегий, поскольку в ее основе лежали три «фундаментальных заблуждения»: о предопределенности будущего, об отделении планирования от выработки стратегии, о возможности всеобъемлющей формализации. По Г.Минцбергу процесс формулирования стратегии является, в отличие от планирования, креативным синтезом, а не формальным анализом.
16 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Вопрос Г.Минцбергу: «Вы как-то сказали, что стратегическое планирование невозможно. Не могли бы вы пояснить эту мысль?» Я даже сказал, что стратегическое планирование – это оксюморон, то есть определяемое и определение противоречат друг другу. Основная идея в том же – стратегию нельзя создать в ходе формализованного процесса. Выработка ее предполагает дискуссию, интуицию, обмен мыслями, обучение. А стратегическое планирование пытается превратить его в нечто вроде формулы. Стратегию вовсе не обязательно «провозглашают» с вершины горы как некое откровение. Она, даже если ее создает один человек, должна «вызреть», а для этого необходим обучающий процесс». Г.Минцберг
17 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) «Для эффективной деятельности компании необходимо создать условия, в которых процесс постоянно совершенствования будет занимать решающее место в развитии организации. Реального улучшения качества деятельности можно добиться только тогда, когда компания представляет собой обучающуюся организацию, где поощряются дискуссии, обмен мнениями и советами, где каждый может предложить идею, которая, как он считает, улучшит дела в компании, а руководство должно очень внимательно собирать эти идеи и отслеживать тенденции. Поощрение таких процессов в компании намного ценнее, чем мнение стороннего консультанта по управлению». Г.Минцберг
18 Основными задачами, решаемыми Министерством экономического развития России при осуществлении стратегического планирования, являются: формирование системы стратегического управления; разработка и мониторинг реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации; мониторинг проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. Проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», 2009 г. Стратегическое планирование в России ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499)
19 Стратегическое управление ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499)
20 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Периодизация развития системы стратегического управления впервые была предложена в 1980 г. партнерами консультационной компании McKinsey, выделившими четыре этапа: финансовое планирование (1950-е гг. и ранее), долгосрочное планирование (1960-е), стратегическое планирование (1970-е) стратегическое управление (1980-е).
21 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Уже более 25 лет за рубежом стратегическое управление трактуется как более широкая концепция: помимо самого стратегического планирования, оно включает вопросы реализации стратегий и стратегического контроля.
22 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Карлос Гон: Недостаточно осознать, что у вас есть проблема. Важно правильно поставить этой проблеме диагноз и добиться, чтобы с этим диагнозом все были согласны. Еще более важным делом является составление плана действий, адекватного установленному диагнозу. Но если даже и эта задача будет успешно решена, то и тогда вами будут выполнены не более 5% всей необходимой работы. Остальные 95% работы еще предстоит сделать эта ее часть связана с выполнением намеченного плана.
23 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) % компаний успешно реализуют стратегию; 90% компаний не удается реализовать стратегию; 5% сотрудников в среднем понимают стратегию компании; 25% менеджеров поощряется в привязке к успешной реализации стратегии; 85% команд исполнительных директоров тратят на обсуждение стратегии не более 1 часа в месяц; 60% организаций не способны привязать бюджет к стратегии. Роберт Каплан, Саммит Лидеры в Москве 2005 Реализация стратегии в компаниях - исследования
24 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) В.С. Катькало выделил четыре этапа в эволюции научных представлений о содержании стратегического управления. Первый этап: в 1960-е гг. господствовало толкование стратегии как рационально спроектированной целенаправленной аналитической конструкции. Второй этап: в 1970-е гг. доминировала концепция Портера с определением конкурентных преимуществ фирмы, которые он определял в терминах ее рыночного позиционирования. Катькало В.С. «Эволюция теории стратегического управления», Высшая школа менеджмента СПбГУ. – 2-е изд. – Спб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат.дом С.-Петерб.гос.ун-та, – 548 с.
25 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Третий этап: на рубеже 1990-х гг. доминирующей стала ресурсная парадигма стратегического управления, главная идея которой состоит в признании внутренних организационных способностей и ресурсов фирмы определяющими источниками ее конкурентных преимуществ: устойчиво лучшие экономические результаты (ренты) фирм есть следствие ее устойчивых конкурентных преимуществ, имеющих организационно-управленческую природу. Четвертый этап: конец 90-х гг. Ресурсная концепция усиливается акцентом на динамический характер стратегий фирм и их способности организационного обучения для создания новых знаний, адекватных меняющимся рыночным возможностям. Это означало, что стратегическое управление становится проактивным, поскольку теперь от фирмы требовалось опережающее создание и развитие уникальных ресурсов и способностей. Эта передовая идеология была наиболее ярко сформулирована Г. Хамелом и К. К. Прахаладом
26 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) С 2004 года правительство начало строить систему стратегического управления в экономике. Вначале это была волна разработки стратегий развития тех или иных секторов экономики, переформатирование федеральных целевых программ и превращение их в действительно мощный инструмент развития экономики. Стартовали национальные проекты. Два года назад развернута работа по правительственным проектам (более 50) в различных секторах экономики. С 2011 года начинается разработка государственных программ. Россия выстрадала стратегический программный подход к развитию экономики, и нам нужны проекты и решения на 10–20–30 лет вперед. Интервью с заместителем Министра экономического развития РФ Андреем Клепачем Стратегическое управление в России
27 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Система стратегического управления Стратегическое планирование – разработка/корректировка стратегии Разработка стратегических карт и систем сбалансированных показателей Мониторинг реализации стратегических инициатив Мониторинг стратегического бюджета - STRATEX Мотивация персонала с учетом реализации стратегии Анализ хода реализации стратегии и разработка предложений
28 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Система стратегического управления – это комплекс организационных, методологических и информационных решений компании в области разработки/корректировки и реализации стратегии. ССУ должна включать: - подсистему мониторинга реализации стратегии и достижения целевых значений КПЭ системы сбалансированных показателей; - подсистему управления внутренними проектами Банка, направленными на достижение целевых значений КПЭ; - подсистему мониторинга и контроля стратегического бюджета Банка (сумма затрат на внутренние проекты Банка, распределенная по времени); - подсистему мотивации и стимулирования персонала, основанную на достижении КПЭ.
29 ИНСТИТУТ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И БИЗНЕСА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ ТЕЛ. (499) Спасибо за внимание! Шамгунов Равиль Назимович
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.