Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемtavrida-school.com
1 Николай Степанович Гумилёв (1886 – 1921гг)
2 План: 1.Образ времени. 2.Определение литературного течения. 3.Творческая биография Гумилева. 4.Анализ его творчества. 5.Заключение.
3 Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого времени.
4 Социальные катаклизмы начала нашего столетия усилили стремление философов, писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения. Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала XX века поражает необычностью и разнообразностью авторских мироощущений, форм, структур.
5 Художественные искания обрели редкую напряженность и совершенно новые направления. За каждым Мастером прочно укрепилась слава первооткрывателя какого-либо нового прежде недоступного направления или приема в литературе.
6 Литературные течения, противостоящие реализму, назывались модернистскими. Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм. Объединение акмеистов выдвинуло свою эстетическую программу взаимодействия с миром, свое представление о гармонии, которую оно стремилось внести в жизнь.
7 Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила),течение в русской поэзии 1910-х годов (С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, стихии естества, точному значению слова.
8 Однако земной поэзии акмеистов присущи модернистские мотивы, склонность к эстетизму или к поэтизации чувств первозданного человека. Хотя акмеисты, как объединение просуществовали недолго, всего 2 года, они, без сомнения, внесли огромный вклад в русскую литературу.
9 Биография Николая Гумилева.
10 Одним из ведущих поэтов-акмеистов был Николай Степанович Гумилев. В действительности же, его творчество было гораздо более широко и разнообразно, а его жизнь была необычайно интересной, хотя и завершилась трагично. Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля (по старому стилю) 1886 года в Кронштадте, где его отец работал военным врачом. Вскоре его отец вышел в отставку, и семья переехала в Царское Село.
11 Стихи и рассказы Гумилев начал писать очень рано. Окончив гимназию, он уехал в Париж, успев выпустить до этого первый сборник Путь Конквистадоров. В Париже Гумилев слушал лекции в Сорбонне по французской литературе, изучал живопись и издал три номера журнала Сириус, где печатал свои произведения, а также стихи поэтессы Анны Горенко (будущей знаменитой Анны Ахматовой), ставшей вскоре его женой.
12 В 1908 году в Париже вышла вторая книга Гумилева Романтические цветы. Требовательный В.Брюсов, сурово оценивший первый сборник поэта, в рецензии на Романтические цветы указал на перспективу пути молодого автора: Может быть, продолжая работать с той упорностью, как теперь, он сумеет пойти много дальше, чем мы то наметили, откроет в себе возможности, нами не подозреваемые.
13 В 1910 году Гумилев женился на А.А.Горенко, а осенью этого года впервые отправился в Абиссинию, совершив трудное и опасное путешествие. Можно только восхищаться любовью русского поэта, путешественника к людям, культуре. До сих пор в Эфиопии сохраняется добрая память о Н. Гумилеве. Африканские стихи Гумилева, вошедшие в сборник Шатер и проза дневника - дань его любви к Африке.
14 Третья книга Гумилева Жемчуга (1910) принесла ему широкую известность. Она была посвящена В.Брюсову, которого автор назвал учителем. Отмечая романтизм стихотворений, включенных в сборник, сам Брюсов писал:...Явно окреп и его стих. Гумилев медленно, но уверенно идет к полному мастерству в области формы. Почти все его стихотворения написаны прекрасно обдуманными и утонченно звучащими стихами. Сам Н.Гумилев называл свою поэзию Музой Дальних Странствий.
15 На щите акмеистов было начертано - ясность, простота, утверждение реальности жизни. Акмеисты отвергали обязательную мистику символистов.
16 Первая мировая война сломала привычный ритм жизни. Николай Гумилев добровольцем пошел на фронт. Его храбрость и презрение к смерти были легендарны. Редкие для прапорщика награды - два солдатских Георгия -служат лучшим подтверждением его боевых подвигов. В сборнике Колчан нашли отражение темы войны:
17 И залитые кровью недели Ослепительны и легки Надо мною рвутся шрапнели, Птиц быстрей взлетают клинки. Я кричу, и мой голос дикий, Это медь ударяет в медь, Я, носитель мысли великой, Не могу, не могу умереть. Словно молоты громовые Или воды гневных морей, Золотое сердце России Мерно бьется в груди моей.
18 Современник поэта писал: «Войну он принял с простотою современной, с прямолинейной горячностью.» Некоторая романтизация боя, подвига была особенностью Гумилева - поэта и человека с ярко выраженным, редкостным, мужественным, рыцарским началом и в поэзии и в жизни.
19 Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. В мае 1918 года он вернулся в революционный Петроград. Его захватила тогдашняя напряженная литературная атмосфера. Гумилёв признавал Советскую власть, считал, что обязан быть во всех отношениях лояльным, несмотря на то, что был в тяжелых личных условиях существования, и на то, что страна находилась в состоянии разрухи.
20 Но жизнь Н.С.Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года. Долгие годы официально утверждалось, что поэт был расстрелян за участие в контрреволюционном заговоре. Таганцевское дело вызвало широкий негативный резонанс. Мировая общественность не могла согласиться с таким приговором. Алексей Толстой написал позже: Я не знаю подробностей его убийства, но, зная Гумилева, -знаю, что стоя у стены он не подарил палачам даже взгляда смятения и страха. Мечтатель, романтик, патриот, суровый учитель, поэт. Хмурая тень его, негодуя отлетела от страстно любимой им Родины... Свет твоей душе. Слава - твоему имени.
21 Анализ творчества Н. С. Гумилева. Поэзия Гумилева в разные периоды его творческой жизни сильно отличается. Иногда он категорически отрицает символистов, а иногда настолько сближается с их творчеством, что трудно догадаться что все эти замечательные стихотворения принадлежат одному поэту.
22 Ранний Гумилев тяготел к поэзии старших символистов: Бальмонта и Брюсова, увлекался романтикой Киплинга, и в то же время обращался к зарубежным классикам: У.Шекспиру, Ф.Рабле. Позже он отошел от романтической декоративности экзотической лирики и пышной яркости образов к более четкой и строгой форме стихосложения, что и стало основой акмеистического движения. Основные положения новой теории изложены им в статье Наследие символизма и акмеизм.
23 Заключение. Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика.
24 Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне. Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальные произведения Гумилев мог бы еще создать.
25 Прекрасный поэт, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.