Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool-420.ucoz.ru
1 Автор – Терентьев Николай, 10 А
2 Оглавление Екатерининский дворец Екатерининский дворец Янтарная комната Янтарная комната Агатовые комнаты Агатовые комнаты Источники
3 Екатерининский дворец
4 Большой Екатерининский дворец Французский дипломат, современник императрицы Елизаветы, назвал Екатерининский дворец драгоценностью, которой не хватает только футляра. И в самом деле, это величественное здание, выполненное в стиле русского барокко, поражает своей блистательной пышностью. В дворцово - парковом ансамбле Пушкина оно выделяется своей масштабностью, нарядным сочетанием цветов - белого, небесно - голубого и золотого - и прихотливостью архитектурных решений. Первый каменный дворец в Царском Селе строился по проекту архитектора И. Браунштейна в период с 1717 по 1724 год. " Каменными палаты " Екатерины I представляли тогда собой небольшое двухэтажное здание, типичное для дворцовых построек в России начала 18 века.
5 Большой Екатерининский дворец С восшествием на престол Елизаветы I было принято решение перестроить Екатерининский дворец. В конце начале 1743 годов проектом перестройки дворца занимался архитектор М. Земцов, а после его смерти - А. Квасов, Дж. Трезини, С. Чевакинский. К 1751 году трудами этих архитекторов скромные " каменные палаты о 16 светлицах " превратились в обширный дворец с церковью и полукруглыми служебными корпусами ( циркумференциями ), которые обрамляли Парадный двор. Окончательно свой блестящий облик, с некоторыми изменениями сохранившийся до наших дней, Екатерининский дворец обрел благодаря обер - архитектору двора Б.- Ф. Растрелли. Указ о перестройке старого здания был подписан Елизаветой 10 мая 1752 года, а уже 30 июля 1756 года Растрелли представлял свое творение императрице и иностранным послам.
6 Большой Екатерининский дворец Перестраивая дворец, Растрелли сохранил его основные элементы. В протяженном ( свыше 325 метров ) фасаде здания можно выделить " средний дом ", то есть центр дворца, подчеркнутый тремя выступами - ризалитами. " Средний дом " декорируют атланты и кариатиды, декоративные маски ( маскароны ) на фронтонах и над окнами, картуши и другие лепные украшения. В 1756 году скульптуры, маскароны и картуши были вызолочены, что придавало дворцу особый блеск. От центральной части дворца отходили симметричные флигели, соединенные галереями, которые Растрелли органично включил в общий план дворца, создав полноэтажные корпуса. Над северным корпусом возвышались пять позолоченных куполов Дворцовой церкви, а над южным, находилось парадное крыльцо, высился Большой позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле. По проекту Растрелли был окончательно оформлен и Парадный двор, въезд в который украшают позолоченные ворота, изготовленные по рисунку архитектора на Сестрорецком заводе.
7 Большой Екатерининский дворец
8 Не меньшей роскошью отличалось внутреннее убранство Екатерининского дворца. Созданную Растрелли Парадную анфиладу из - за обилия золоченой резьбы прозвали " золотой ". Анфиладное расположение залов Растрелли использовал и в других дворцах, но только в Екатерининском длина Парадной анфилады была равна протяженности всего здания. В интерьерах дворца выделяется Картинный зал, стены которого украшены 130 живописными полотнами западноевропейских художников. Эта коллекция была приобретена в 1754 году специально для оформления зала. Сразу за Картинным залом раньше располагалась знаменитая Янтарная комната.
9 Большой Екатерининский дворец Увлечение классическим стилем в архитектуре оставило свой след и в облике Екатерининского дворца. В 1779 году к южному корпусу дворца архитектором Ю. Фельтеном был пристроен Зубовский корпус, выдержанный в строгой и величавой манере классицизма. Он был продолжен тремя связанными между собой постройками Ч. Камерона - Холодной баней, Агатовым павильоном и Камероновой галереей. С северного торца архитектор И. Неелов выстроил здание Церковного корпуса, оформив фасад так, чтобы он не составлял резкого контраста с растреллиевским барокко. С Церковным корпусом было связано аркой - переходом здание, в котором впоследствии разместился Царскосельский лицей.
10 Большой Екатерининский дворец Отразились новшества и на оформлении новых интерьеров дворца. Ч. Камерон, знаток античной архитектуры, переоформил в стиле классицизма личные апартаменты Екатерины II и комнаты, предназначавшиеся цесаревичу Павлу с супругой. Среди этих помещений были Зеленая столовая, Опочивальня, Голубая гостиная, Официантская, Китайская Голубая гостиная и другие комнаты. Убранство этих залов отличается утонченностью и строгостью декоративного оформления и особым вкусом в подборе отделочных материалов. Дворцовые интерьеры претерпели изменения и в 19 веке. В 1817 году архитектором В. Стасовым для Александра I был создан строгий и холодноватый Парадный кабинет. А в 1863 году в стиле " второго рококо " по проекту И. Монигетти построили Парадную лестницу. После Великой Октябрьской Социалистической революции в Екатерининском дворце был открыт музей.
11 Большой Екатерининский дворец Великая Отечественная война нанесла дворцу чудовищный ущерб. Немцами были похищены паркеты, живописные плафоны, картины и другие предметы. 57 залов дворца были разрушены. Когда в 1944 году советские войска освободили Пушкин, Екатерининский дворец стоял в руинах. Сразу же после войны началось постепенное восстановление дворца, первые отреставрированные залы которого были открыты в 1959 году.
12 Парадная лестница В годы Великой Отечественной войны пожар уничтожил декоративное убранство Парадной лестницы. Частично сохранилась лишь коллекция фарфора, вывезенная в эвакуацию, а также фрагменты мраморных ваз и балюстрад, найденные среди руин. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проемы кариатиды были восстановлены реставраторами по обнаруженным деталям и довоенным изображениям.
13 Большой зал Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.- Б. Растрелли в 1752–1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.
14 Антикамеры Южная часть дворца, в которой находятся антикамеры, сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. От пышного убранства залов на пепелище уцелели только некоторые фрагменты закопченной деревянной резьбы : среди них две позолоченных фигурки путти, ныне реставрированные и помещенные над окном Первой антикамеры. Реставрационные работы в антикамерах начались в конце х : воссоздавались живопись, паркет, восстанавливалась, дополнялась и золотилась деревянная резьба. Сегодня в антикамеры вернулось их былое великолепие, и они заняли подобающее им место в ряду парадных залов Золотой анфилады.
16 Янтарный кабинет был создан мастером Готфридом Тюссо для прусского короля Фридриха I. В 1717 году уже его сын, король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар. Пётр оценил подарок : « Получил преизрядный презент …» писал он жене Екатерине.[ источник не указан 55 дней ] Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт - Петербург в 1717 году. В 1743 императрица Елизавета Петровна поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер - архитектора Ф. Б. Растрелли « исправить » кабинет. И к 1770 году под надзором Растрелли кабинет преображается в знаменитую Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе, существенно увеличившись в размерах и роскоши. Причём настолько, что её до сих пор иногда называют « восьмым чудом света ». Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. Реставрация проводилась в 1833, 1865, , годах. Серьезная реставрация намечалась на 1941 год.
17 В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из - за ее хрупкости, произвели ее консервацию на месте. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Это и стало роковой ошибкой, предопределившей трагическую судьбу шедевра. Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды « Кунсткомиссион », которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов. Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.
18 В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом. Янтарная мастерская в Царском Селе была образована в 1982 году для реставрации Янтарной комнаты. Сегодня в ней работают более 50 мастеров. В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты. Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.
20 Агатовые комнаты архитектурного ансамбля Ч. Камерона
21 Агатовые комнаты К флигелю Большого Царскосельского дворца, в первом этаже которого в х годах жил последний фаворит императрицы Екатерины II П. А. Зубов, примыкает комплекс зданий, созданный в 1780–1794 годах архитектором Ч. Камероном. Эти здания обозначили границу регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. Ансамбль составляют постройки различного назначения, объединенные общим художественным решением : Камеронова галерея, павильон « Холодная баня » с Агатовыми комнатами, Висячий и Цветной сады, Пандус. Еще в начале х годов у Екатерины II возник замысел выстроить архитектурное сооружение в « греко - римском стиле ». Екатерина II не захотела пойти на непомерные финансовые условия французского художника, однако и не отказалась от своих замыслов. Ее желание выполнил Ч. Камерон, приглашенный в Царское Село из Шотландии, о котором императрица писала М. Гримму : " Теперь я завладела мастером Камероном, шотландцем по рождению, … великим рисовальщиком, который напитан изучением древних и известен своей книгой " О древних банях ". Мы с ним мастерим здесь в Царском Селе сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть ". Так модное желание заказчицы " иметь … античный дом ", совпавшее с научным изысканием архитектора, привело к созданию удивительного сооружения, которое можно назвать " термами Ч. Камерона ".
22 В Агатовые комнаты входят : Кабинетец, Овальный кабинет, Яшмовый кабинет, Большой зал, Агатовый кабинет, Библиотека и Лестница.
24 Яшмовый кабинет Яшмовый кабинет поражает обилием красок, тонов и оттенков уральской яшмы красных, белых, зеленых, ярких и приглушенных. Стены кабинета облицованы яшмовыми плитками темно - красного цвета с зелеными прожилками. Это кошкульдинская яшма. Ее разновидность ленточная яшма, отличающаяся красивым регулярным чередованием узких полосок красного и зеленого цветов, использована при отделке дверей в кабинет. Кроме кошкульдинской и ленточной яшмы, в отделке кабинета использованы другие разновидности этого камня. Филенки стенных панелей отделаны орской яшмой ярко - красных и приглушенных оттенков ; обрамление филенок, наличники дверей, оконные карнизы калканской яшмой различных зеленых оттенков, которую в XVIII веке в России называли " восточным хрусталем "; колонны покрыты пластинками уразовской яшмы.
25 Большой зал Большой зал - c ветлое, нарядное и самое большое помещение Агатовых комнат. Зал богато украшен декоративной резьбой, выполненной из белого итальянского мрамора красиво сочетающегося с красным шокшинским кварцитом и золоченой бронзой. Лепные барельефы, расположенные под сводами Большого зала, выполнены на разнообразные мифологические сюжеты и не объединены какой-либо определенной темой.
26 Агатовый кабинет Агатовый кабинет самое интересное помещение в Агатовых комнатах. Овальное высокое помещение, перекрытое крестовым сводом, освещается двумя окнами - дверями : одно из них обращено на юго - восток, другое - на северо - восток. Направо от входа расположена дверь на Лестницу и в Библиотеку. Стены Агатового кабинета облицованы уразовской яшмой, обрамленной полосками зеленой калканской яшмы, декорированной бронзовым орнаментом.
27 Лестница Лестница, ведущая из Агатовых комнат в первый этаж Холодных бань, расположена в южном углу здания. Исполняя пожелания заказчицы, архитектор сделал один спиралевидный марш, имеющий 41 ступень из серого мелкозернистого гранита, вписывающийся в овал помещения и не имеющий обычных подпорных стенок. Принцип устройства марша состоял в том, что концы ступеней (длиной до 40 см) были вставлены в специальный канал, выбранный в стене, и заклинены камнем. Кроме того, все ступени своими кромками соединялись посредством закруглений и выемок и опирались друг на друга. В соответствии с требованиями императрицы, решетку Лестницы сделали ростого рисунка, с гладкими золочеными розетками в середине. Пол нижнего помещения Лестницы выложен из белого и серого мрамора с широким бордюром по краю из путиловской плиты.
28 Агатовые комнаты До 1917 года архитектурный ансамбль Ч. Камерона, как и другие постройки царскосельской резиденции, принадлежал императорской фамилии. С 1918 года в нем открылись музейные экспозиции. В годы Великой Отечественной войны ансамблю был нанесен огромный ущерб. Его помещения были приспособлены немецкими оккупантами под конюшню и мастерские. В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты не пощадили яшмовую облицовку, искусственный мрамор стен Агатовых комнат. Во всех помещениях были уничтожены бронзовые орнаменты ; бесследно исчезли мраморная скульптура, шесть яшмовых ваз, девять бронзовых скульптурных групп со стен Яшмового кабинета, бронзовые барельефы - медальоны с тумб торшеров Большого зала. Несмотря на это, отделка Агатовых комнат, в основном, сохранилась с XVIII века. В 1948 году ансамбль Терм Ч. Камерона был вновь открыт для посетителей. С тех пор его отдельные помещения используются под выставочные экспозиции. Агатовые комнаты - это единственный подлинный интерьер, который сохранился в относительной целости после Великой Отечественной войны. Реставраторы восстанавливали дворец по кусочкам, воссоздавая из руин, но до агатовых комнат очередь дошла только сейчас. Агатовые комнаты Екатерины Второй в Екатерининском ( до 1910 года - Большом Царскосельском ) дворце сейчас недоступны туристам : любимое место уединения царицы сейчас находится в катастрофическом состоянии.
29 Комнаты не отапливаются, вентиляционные конструкции забиты досками, паркет х годов истончился до толщины в несколько миллиметров. Чтобы куски яшмы не сыпались на пол, специалисты приклеивают их на стены с помощью специальной сетки. Предотвратить падение потолочных картин, написанных на холстах и картонах, без серьезной реставрации также невозможно, потому они пока просто сняты. Сразу после работы над Янтарной комнатой, которую открыли в 2003 году, мастера Янтарной мастерской занялись воссозданием Агатовых комнат павильона Холодные бани XVIII века. « Впервые речь идет о комплексной реставрации. Это единственный памятник, сохранившийся в прежнем виде на территории Царского Села. Объект сложный, требуется много видов работ, начиная с фундамента и паркета. Пока мы провели лишь пробную реставрацию каменной облицовки яшмового кабинета », – говорит Борис Игдалов, художник - реставратор, директор мастерской. - Агатовыми комнаты были названы потому, что уразовская яшма в простонародье получила название « мясной агат » – за темно - красный цвет с белыми вкраплениями. Прогнозов, когда первый посетитель сможет войти в отреставрированные Агатовые комнаты, нет. Говорят, что работа реставратора непредсказуема ». Агатовые комнаты
30 Источники История русской архитектуры : Учеб. Для вузов // Пилявский В. И., Славина Т. А., Тиц А. А, Ушаков Ю. С., Заушкевич Г. В., Савельев Ю. Р. – 2- е изд., перераб. И доп. – С.- Петербург, Стройиздат СПб Фомин Н. И. Детское село. Дворцы и парки. – ОГИЗ. ИЗОГИЗ. Ленинградское отделение, 1936 г. telecom.ru/Kultura/13_3/7/ mble.html
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.