Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНиколай Кадышев
1 Дмитрий Николаевич Куликовский
2 Родился в помещичьей семье Таврической губернии Херсонского края в 1853 г. Родился в помещичьей семье Таврической губернии Херсонского края в 1853 г. Учился в симферопольской гимназии. Учился в симферопольской гимназии. Высшее образование получил в Петербургском, а затем в Новороссийском университете. Высшее образование получил в Петербургском, а затем в Новороссийском университете.
3 По окончании университета работал в Петербурге у известного санскритолога И.П. Минаева, благодаря которому познакомился с с лингвистическими теориями В. Гумбольдта, Штейнталя, Лацаруса, Макса Мюллера, Лазаря Гейера и др. По окончании университета работал в Петербурге у известного санскритолога И.П. Минаева, благодаря которому познакомился с с лингвистическими теориями В. Гумбольдта, Штейнталя, Лацаруса, Макса Мюллера, Лазаря Гейера и др. Минаев И.П.
4 В молодости увлекался социалистическими идеями, в 1877 г. Косприративно в Женеве была издана его брошюра «Записки южно-русского социалиста». Но никогда не был активным участником какой-либо партии. В молодости увлекался социалистическими идеями, в 1877 г. Косприративно в Женеве была издана его брошюра «Записки южно-русского социалиста». Но никогда не был активным участником какой-либо партии.
5 Пробыв 5 лет за границей, защитил в московском университете этюд Пробыв 5 лет за границей, защитил в московском университете этюд «Разбор ведийского мифа о соколе, принесшем цветок Сомы» и стал приват- доцентом в Новороссийском университете.
6 В 1885 г. Защитил диссертацию на степень магистра в Харькове по теме: «Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности». В 1887 г. Защитил диссертацию на степень доктора по теме: «К истории культа огня у индусов в эпоху вед». В 1887 г. Защитил диссертацию на степень доктора по теме: «К истории культа огня у индусов в эпоху вед».
7 Получил место профессора в Казанском университете, за тем перевелся в Харьковский университет, где и началась его основная историко- литературная деятельность. Получил место профессора в Казанском университете, за тем перевелся в Харьковский университет, где и началась его основная историко- литературная деятельность. К началу 90-х г.г. начал применять психологический метод, разработанный на основе принципов А.А. Потебни в основном к проблемам теории и психологии художественного творчества. К началу 90-х г.г. начал применять психологический метод, разработанный на основе принципов А.А. Потебни в основном к проблемам теории и психологии художественного творчества.
8 Преподавал также на Высших женских курсах, где читал лекции по психологии художественного творчества. Преподавал также на Высших женских курсах, где читал лекции по психологии художественного творчества. В 1907 г. Был избран почетным академиком Петербургской академии наук. Преподавал сравнительную грамматику индоевропейских языков и санскрит. В 1907 г. Был избран почетным академиком Петербургской академии наук. Преподавал сравнительную грамматику индоевропейских языков и санскрит.
9 Был редактором «Записок императорского харьковского университета» и одним из редакторов журнала «Вестник Европы» ( ). Его научные интересы были связаны с изучением синтаксиса русского языка, теории и истории языкознания, психологии творчества. Был редактором «Записок императорского харьковского университета» и одним из редакторов журнала «Вестник Европы» ( ). Его научные интересы были связаны с изучением синтаксиса русского языка, теории и истории языкознания, психологии творчества.
10 Труды: «История русской интеллигенции»; «История русской интеллигенции»; Статьи по теории литературы «Психология мысли и чувства», «Художественное творчество»; Статьи по теории литературы «Психология мысли и чувства», «Художественное творчество»; Монография «Н.В. Гоголь»; Монография «Н.В. Гоголь»; Книги: «А.С. Пушкин», «И.С.Тургенев», «Л.Н. Толстой»; Книги: «А.С. Пушкин», «И.С.Тургенев», «Л.Н. Толстой»; «Этюды о творчестве А.П. Чехова»; «Этюды о творчестве А.П. Чехова»;
11 Труды: «Воспоминания»; «Воспоминания»; «Грамматика русского языка»; «Грамматика русского языка»; Теория поэзии и прозы»; Теория поэзии и прозы»; «Язык и искусство»; «Язык и искусство»; «Руководство к изучению синтаксиса русского языка» и т.д. «Руководство к изучению синтаксиса русского языка» и т.д.
12 «История русской интеллигенции» Итоги русской художественной литературы XIX века. В 2-х частях. В этой книге Овсянико- Куликовский, рассматривая литературные образы в одном ряду с реальными историческими лицами, изучает развитие и смену «общественно-психологических типов» (Чацкий Онегин Печорин Рудин и т. д.). В этой книге Овсянико- Куликовский, рассматривая литературные образы в одном ряду с реальными историческими лицами, изучает развитие и смену «общественно-психологических типов» (Чацкий Онегин Печорин Рудин и т. д.).
13 Будучи литературоведом, Овсянико- Куликовский рассматривает историю русской интеллигенции на материале художественной литературы и отчасти публицистики. Психологические портреты литературных персонажей, начиная с Онегина, Чацкого и Печорина и заканчивая героями произведений А. П. Чехова и П. Д. Боборыкина, даются во взаимосвязи с общественной атмосферой каждой конкретной эпохи. Но, как часто бывает с талантливо написанными книгами, самый яркий персонаж «Истории русской интеллигенции» её автор. Будучи литературоведом, Овсянико- Куликовский рассматривает историю русской интеллигенции на материале художественной литературы и отчасти публицистики. Психологические портреты литературных персонажей, начиная с Онегина, Чацкого и Печорина и заканчивая героями произведений А. П. Чехова и П. Д. Боборыкина, даются во взаимосвязи с общественной атмосферой каждой конкретной эпохи. Но, как часто бывает с талантливо написанными книгами, самый яркий персонаж «Истории русской интеллигенции» её автор.
14 В настоящем издании представлена история русской интеллигенции, изучаемая по данным художественной литературы XIX в. Эти данные автор проверяет и комментирует сведениями, полученными из произведений литературной критики, мемуаров, писем и других документов рассматриваемой эпохи. Литературные образы Овсянико- Куликовский рассматривает наряду с реально существовавшими людьми, в историческом аспекте. В настоящем издании представлена история русской интеллигенции, изучаемая по данным художественной литературы XIX в. Эти данные автор проверяет и комментирует сведениями, полученными из произведений литературной критики, мемуаров, писем и других документов рассматриваемой эпохи. Литературные образы Овсянико- Куликовский рассматривает наряду с реально существовавшими людьми, в историческом аспекте. Вторая часть книги посвящена русской литературе х гг. и начинается очерком ранней (1850-х гг.) сатиры Салтыкова-Щедрина, в которой автор останавливается преимущественно на ее демократических и народнических элементах, по существу совпадающей с направлением поэзии Некрасова. Это совпадение было одним из знамений времени. Большая часть русской литературы совершила тогда поворот в сторону крестьянства, защиты его интересов, подготовке умов к необходимости упразднения крепостного права, пропаганды гуманного отношения к «мужику», сопровождавшейся его идеализацией. Довольно подробно рассматривается до сих пор злободневная «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Вторая часть книги посвящена русской литературе х гг. и начинается очерком ранней (1850-х гг.) сатиры Салтыкова-Щедрина, в которой автор останавливается преимущественно на ее демократических и народнических элементах, по существу совпадающей с направлением поэзии Некрасова. Это совпадение было одним из знамений времени. Большая часть русской литературы совершила тогда поворот в сторону крестьянства, защиты его интересов, подготовке умов к необходимости упразднения крепостного права, пропаганды гуманного отношения к «мужику», сопровождавшейся его идеализацией. Довольно подробно рассматривается до сих пор злободневная «История одного города» Салтыкова-Щедрина.
15 Далее Овсянико-Куликовский касается особого духа времени реформ Александра II 1860-х гг., рассматривает возникшие и распространившиеся тогда литературные направления. По его мнению, удачно отображает то время роман «Дым» Тургенева. Много внимания он уделяет Базарову из «Отцов и детей» как отрицателю и общественно-психологическому и национальному типу. Рассматривается творчество Глеба Успенского, Ф.М. Достоевского в 1870-х гг., роман П.Д. Боборыкина «На ущербе». Обращается внимание на проблему взаимоотношений интеллигенции и народа, особенности поколения 1870-х гг. В приложение включены статьи «Чаадаев и русское национальное самоотрицание» и «Бельтов». Далее Овсянико-Куликовский касается особого духа времени реформ Александра II 1860-х гг., рассматривает возникшие и распространившиеся тогда литературные направления. По его мнению, удачно отображает то время роман «Дым» Тургенева. Много внимания он уделяет Базарову из «Отцов и детей» как отрицателю и общественно-психологическому и национальному типу. Рассматривается творчество Глеба Успенского, Ф.М. Достоевского в 1870-х гг., роман П.Д. Боборыкина «На ущербе». Обращается внимание на проблему взаимоотношений интеллигенции и народа, особенности поколения 1870-х гг. В приложение включены статьи «Чаадаев и русское национальное самоотрицание» и «Бельтов».
16 В 1896 появляются "Этюды о творчестве И. С. Тургенева", где впервые нашла применение методология литературоведа- психолога. В 1896 появляются "Этюды о творчестве И. С. Тургенева", где впервые нашла применение методология литературоведа- психолога.
17 Минус его работ Основной порок научно- литературных работ Овсянико- Куликовского лежит в субъективно- идеалистических основах его методологии. Основной порок научно- литературных работ Овсянико- Куликовского лежит в субъективно- идеалистических основах его методологии.
18 Итоги: Критические очерки о проблемах теории литературы; Критические очерки о проблемах теории литературы; Постановка проблем психологии творчества; Постановка проблем психологии творчества; Новые литературные теории и гипотезы; Новые литературные теории и гипотезы; Проблема «понимания» как творческого акта» Проблема «понимания» как творческого акта»
19 Итоги: Теория «наблюдательного» и «экспериментального» искусства; Теория «наблюдательного» и «экспериментального» искусства; Проблема реализма в искусстве; Проблема реализма в искусстве; Теория лирики как творчества ритмов в отличие от драмы, эпоса как образной поэтики; Теория лирики как творчества ритмов в отличие от драмы, эпоса как образной поэтики; Развивал положение об «изначальной образности языка» Развивал положение об «изначальной образности языка»
20 ВСЁ! Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.