Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsvyatoe-delo.ru
1 А.В. Шувалов Антропология психологического здоровья Антропология
2 Актуальность Психологическое здоровье – смыслообразующая и системообразующая категория профессионализма практических психологов образования
3 Ключевые вопросы исследования 1.Суть проблемы психологического здоровья? 2.Специфика психологического здоровья в детском возрасте? 3.Практические возможности охраны и укрепления психологического здоровья детей?
4 Наука о здоровье 1.Категория «здоровье» не имеет общепринятого научного толкования. 2.Здоровье - это сложный, многомерный феномен. Возможна оценка соматического, психического и личностного (в сложившейся терминологической традиции - психологического) здоровья человека. 3.Признаются и имеют эмпирическое подтверждение эффекты положительных и отрицательных взаимовлияний «духа», «души» и «тела» на общее состояние здоровья человека. 4.Здоровье - это одновременно состояние и сложный динамический процесс, включающий созревание, формирование и работу физиологических структур организма, развитие и функционирование психической сферы, личностное становление, переживания и поступки человека. 5.Категория «здоровье» изначально принадлежит полюсу индивидуальности: состояние здоровья персонифицировано. 6.Здоровье - это культурно-историческое, а не узко-медицинское понятие. 7.Человек может быть здоров при определенных условиях жизни. Обстановка, благоприятная для одного человека, может оказаться неприемлемой и болезнетворной для другого. 8.Выявление общих факторов здоровья позволяет определить принципы и разработать технологии здоровьесбережения. 9.Динамика здоровья преимущественно зависит от образа жизни человека и далее по мере убывания - от наследственности, от влияния окружающей среды и от качества медицинских услуг. 10.Здоровье и болезнь относятся к числу диалектических, взаимодополняющих понятий. Их изучение связано с осмыслением природы и сущности человека.
5 Теоцентрический подход к проблеме здоровья 1.Суть здоровья – это целостность человека в единстве и гармонии его духовного, душевного и телесного устроения. 2.В результате грехопадения люди утратили и полноту здоровья. 3.Болезнь является не столько маркером греха, сколько поучительным опытом или испытанием во благо. 4.Восстановление в человеке полноты здоровья Священное Предание относит к эсхатологической перспективе – жизни будущего века. 5.Цель истории и отдельной человеческой жизни схожи – спасение человека через воссоединение его с Богом. Жизнь в Боге и есть здоровье. 6.В качестве основы для исцеления падшего человека Спаситель указал на преображающую силу любви - любви к Богу и любви к ближнему, в которой восстанавливается первозданная симфония. 7.Условия и критерии истинной полноты жизни христианина провозглашены Спасителем в Нагорной проповеди в Заповедях Блаженства. 8.В отношении человека к Заповедям Блаженства проявляется его духовный настрой. 9.Душа и тело человека приводятся в порядок покаянием, молитвой, поучением в Священном Писании, участием в Таинствах, чистоплотностью, воздержанием, трудом и - главное – исполнением заповедей Божиих по отношению к ближнему. 10.Аскеза – укоренившаяся в христианской духовной традиции практика «здорового образа жизни» - не самоцель, а действенное средство для духовного возрастания человека.
6 Этапы развития психологической науки 1.Классический: изучение психических явлений в живой природе. 2.Неклассический: зарождение гуманитарной стратегии изучения психики человека. 3.Постнеклассический: оформляется антропная психология, ориентированная на изучение человеческой реальности во всей полноте ее духовно-душевно-телесных измерений.
7 Эволюция понимания проблемы нормы в психологии перемещение фокуса исследований с психического аппарата на специфически человеческие проявления;перемещение фокуса исследований с психического аппарата на специфически человеческие проявления; понимание психической нормы как нормы развития;понимание психической нормы как нормы развития; переход от заимствования способов решения проблемы в смежных науках к разработке психологических (как правило – описательных) моделей здоровья;переход от заимствования способов решения проблемы в смежных науках к разработке психологических (как правило – описательных) моделей здоровья; возникновение (как бы в противовес клинической психологии) психологии здоровья как самостоятельного раздела научных знаний и их практических приложений;возникновение (как бы в противовес клинической психологии) психологии здоровья как самостоятельного раздела научных знаний и их практических приложений; принципиальное различение терминов «психическое здоровье» и «психологическое здоровье»: первый характеризует отдельные психические процессы и механизмы, второй - относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.принципиальное различение терминов «психическое здоровье» и «психологическое здоровье»: первый характеризует отдельные психические процессы и механизмы, второй - относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
8 Общие положения теории психологического здоровья понятие «психологическое здоровье» фиксирует сугубо человеческое измерение, по сути, являясь научным эквивалентом здоровья духовного;понятие «психологическое здоровье» фиксирует сугубо человеческое измерение, по сути, являясь научным эквивалентом здоровья духовного; проблема психологического здоровья – это вопрос о норме и патологии в духовном развитии человека;проблема психологического здоровья – это вопрос о норме и патологии в духовном развитии человека; основу психологического здоровья составляет нормальное развитие человеческой субъективности;основу психологического здоровья составляет нормальное развитие человеческой субъективности; определяющими критериями психологического здоровья являются направленность развития и характер актуализации человеческого в человеке.определяющими критериями психологического здоровья являются направленность развития и характер актуализации человеческого в человеке.
9 Основные подходы к проблеме ПодходГуманистическийГуманитарно-антропологический Оценка человеческой природы оптимистическая: человек по своей природе добр и наделен естественным стремлением к здоровью и росту реалистическая: в человеке противоборствуют разнообразные потенции - от благородных до безобразных, в мотивах и поступках могут быть проявлены и одни, и другие Человеческое в человеке все, что помогает человеку стать и оставаться самим собой все, что побуждает в человеке стремление и волю быть выше себя Нормативный вектор развития и саморазвития человека самоактуализация – максимально полное воплощение человеком своих способностей и возможностей способностей и возможностей универсализация – выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вхождение в пространство универсального со- бытия Основа психологическо го здоровья личностный рост как утверждение самости в наращивании способности полноценного функционирования духовное возрастание как преодоление самости в развитии способности к децентрации, самоотдаче и любви Максима психологическо го здоровья стремление к самотождественности: быть самим собой стремление к полноте человеческого бытия: быть выше себя Мировоззрен ческая ориентация неоязыческая: эволюция человека как человекобожества (самоутверждение и самообожествление) святоотеческая: эволюция человека как Богочеловека (самоодоление и единение с Богом)
10 Установки психологической помощи Гуманистическийподход Гуманитарно-антропологический подход эмпатическое слушание, феноменологическое проникновение и безоценочное отношение: человека нужно принимать таким, каков он есть;эмпатическое слушание, феноменологическое проникновение и безоценочное отношение: человека нужно принимать таким, каков он есть; психологическая помощь осуществляется «по ту сторону добра и зла»;психологическая помощь осуществляется «по ту сторону добра и зла»; фасилитация личностного роста человека преимущественно недирективными психотерапевтическими средствами.фасилитация личностного роста человека преимущественно недирективными психотерапевтическими средствами. доминанта на другом и участная вненаходимость: сопереживание человеку при критичном отношении к отрицательным проявлениям его нрава;доминанта на другом и участная вненаходимость: сопереживание человеку при критичном отношении к отрицательным проявлениям его нрава; психологическая помощь затрагивает духовно-душевную сущность человека и в силу этого соотносима с нравственными аспектами жизни, с проявлениями «проблемы добра и зла»;психологическая помощь затрагивает духовно-душевную сущность человека и в силу этого соотносима с нравственными аспектами жизни, с проявлениями «проблемы добра и зла»; диалогические формы контакта, ориентированные на пробуждение в человеке его духовного (Истинного) «Я».диалогические формы контакта, ориентированные на пробуждение в человеке его духовного (Истинного) «Я».
11 Топография человеческой субъективности Запредельная форма бытия Богочеловек – воплощение онтологической истины Предельные качества человека героизмгениальностьсвятость Антропологические образы св. апостола Павла внешний человек внутренний человек новый человек Сущностные характеристики самообладание: «быть в себе» самобытность: «быть самим собой» самоодоление: «быть выше себя» Образы «Я» «функциональное Я» «индивидуальное Я» «духовное Я» Нормативные образы бытия человека человек как субъект индивидуальность личность Тип доминанты на созидание на познание истины на человека Персональные проявления трудпереживания общение, отношения Способы воплощения человеческой сути самость (воля) свободалюбовь Сущностные силы человека субъектностьрефлексивностьсовестливость Основания человеческого способа жизни человеческая деятельность человеческое сознание человеческая общность
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.