Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладимир Суворов
1 Южнорусская песенная традиция
2 Музыкальная стилистика произведения русской народной музыки во многом определяется его жанровой принадлежностью. Достаточно назвать жанр того или иного песенного образца, и в нашем представлении с достаточной определенностью возникает его общий характер. Для того чтобы в полной мере почувствовать и понять красоту произведений народного музыкального творчества, осознать их образный смысл, важно знать их роль в народной культуре, их жизненное предназначение, что в конечном счете и определяет жанровую природу народной музыки. Ласковая колыбельная поется с целью убаюкать младенца. Бодрая ритмичная артельная песня призвана сплотить усилия рабочего коллектива. В причитаниях выражается человеческая скорбь, глубокая печаль. А плясовые песни способствуют единению людей в общем веселье, поэтому они радостны, живы энергичны. Жанровая система русского музыкального фольклора складывалась на протяжении всей истории русского народа, насчитывающий более тысячи лет.
3 Южнорусская певческая традиция Южнорусская певческая традиция отличается зычной открытой манерой исполнения. Фонетическая окраска гласных прослушивается в призме открытого Е (Э). Это связано с формой раствора губ (в полуулыбке) и намеренным сужением ротовой полости в положении гласных Е-Э. Женские голоса звучат плотно (даже жестко) и прямолинейно, в нижнем (грудном) регистре. Мужчины, как правило, поют в предельно высоком диапазоне голоса, приближаясь (по абсолютной звуковысоте) к женским голосам. Такое зычное, сильное, насыщенное грудное пение объясняется, во-первых, спецификой пространства широких южнорусских степей и равнин, по которым разносятся вольные песни, и, во-вторых, предельно открытым, темпераментным характером южан, исполняющих свои песни подчеркнуто эмоционально, азартно, с внешне активным выражением чувств. Эмоциональная заостренность южнорусского певческого стиля, его повышенная экспрессивность выражаются в характере подачи звука (намеренно скандированном), высокой степени его открытости, особенностях многоголосия (терпкого и красочного). Смягченное (с придыханием) произношение согласной Г. Употребление возгласов ( типа «ихи»), сходных с воплями. Свойственно тесное расположение голосов, доминирование среднего регистра, преобладает уличное пение, основа разделения мелодии – ГЕТЕРОФОНИЯ – незначительное отклонение от мелодии (голоса сливаются)
4 В фонетике южнорусского говора обращает на себя внимание характерное «аканье» и «яканье», «губногубное» произношение фонемы «W» (вместо губно-зубного в литературном языке). По В.Щурову – время формирования «акающего» диалекта (в период с XII по XIV век) и место (в степных и лесостепных районах России), и его некоторые общие черты с украинским и белорусским языком. У южан наблюдается слабая артикуляция (губы с зубами слабо или почти не контактируют, согласные переходят в гласные замедленно, границ перехода не слышно). Три основные гласные – А, О, Э – по своей сути открытые, звучат широко, гласные звуки сблизились А (О) – О (У) – Э (И, Е). Ясность гласных прослушивается только под ударением. Характерные признаки южнорусского диалекта: Смягчение согласных в конце слова на «ять» (идеть, летить). Замена гласных (пычяму, мине, тялега). Замена согласных Щ-Ш (шавель, дош). Сохранение ударных гласных и их изменение с перенесением ударений. «Сжатое» произношение слов в приставках и окончаниях и насыщенное произношение ударных (наг(о)ворила, «капит» вместо «капает»). Смягченное (с придыханием) произношение согласной Г. Употребление возгласов ( типа «ихи»), сходных с воплями.
5 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.