Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЗахар Янушев
1 – Ветер Времени сурово веет над миром – топит в морских волнах Атлантиду, рушит вековые царства и троны, оставлял от них цветные обломки, уносит наших близких и нас самих, горестно шумит травой на забытых могилах... Но и этот сокрушительный ветер не всевластен : есть великое и вечное нечто, противостоящее времени, – бессмертная любовь человека к Родине, волшебный исток которой – " Тот уголок земли ", где мы родились и выросли. До конца дней проносим мы в душе любовь к этому благословенному уголку, как проносят пилигримы в ладанке на груди горсть иссохшей и все же чудотворно живой родной земли. И потому все, что связано с этим уголком, неувядаемо светится в нашей памяти, будто любимый цветок в сказочной живой воде. Николай Смирнов. Учитель : Фоломкин А. И. Село Ягодное начала ХХ века
2 Николай Смирнов. – Ветер Времени сурово веет над миром – топит в морских волнах Атлантиду, рушит вековые царства и троны, оставлял от них цветные обломки, уносит наших близких и нас самих, горестно шумит травой на забытых могилах... Но и этот сокрушительный ветер не всевластен : есть великое и вечное нечто, противостоящее времени, – бессмертная любовь человека к Родине, волшебный исток которой – " Тот уголок земли ", где мы родились и выросли. До конца дней проносим мы в душе любовь к этому благословенному уголку, как проносят пилигримы в ладанке на груди горсть иссохшей и все же чудотворно живой родной земли. И потому все, что связано с этим уголком, неувядаемо светится в нашей памяти, будто любимый цветок в сказочной живой воде.
4 Краеведение изучает край в целом, его политические, экономические, социальные, историко - культурные связи и явления, а также развившиеся на их основе системы управления, промышленность, сельское хозяйство, торговля, благотворительность, образование, общественную и сословную жизнь.
5 Объектом изучения краеведения и регионоведения являются такие традиционные элементы топографии и материальной культуры края : исторические заповедные территории и административные районы, улицы, архитектурные и историко - бытовые ансамбли и памятники ; жилые дома, особняки, усадьбы, монастыри, церкви, кладбища сады и парки и т. д. Краеведение включает в себя и знание естественных наук – географии, биологии, зоологии, экологии на территории края.
6 Одним из первых трудов по краеведению в России явилось " Описание города Оренбурга ", составленное в 1744 г. Петром Ивановичем Рычковым ( ). Уроженец Вологодчины, П. И. Рычков благодаря своим способностям стал главным помощником наместника Оренбургского края И. И. Неплюева. В качестве заве дующего губернской канцелярией П. И. Рычков много способствовал развитию промышленности и торговли края, изучению его природных богатств. Для него краеведение было не умозрительным занятием, а конкретно - деятельным трудом государственного значения. Его " Записки о пугачёвском бунте " опубликовал А. С. Пушкин во второй части своей " Истории Пугачевского бунта ".
7 В 1761 г. М. В. Ломоносов предпринимает попытку исследования края с участием местного населения и детей. Он составил анкету из 30 вопросов о городах, губерниях и провинциях России. Эту анкету можно считать первой программой краеведческого изучения страны.
9 Краевед изучает прошлое и настоящее своего региона, своей малой родины на основании исторических источников. Все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о много образии общественной жизни и служит основой для научного позна ния и является историческим источником.
10 1. Вещественные источники Археологические памятники : древние поселения ( стоянки, селища, городища ), погребения. Вещи, найденные во время раскопок : орудия труда, оружие, предметы домашнего обихода, украшения и др. ( из камня, керамики, кости, металла, дерева и других мате риалов ) Памятники архитектуры ( здания, сооружения и их комплексы ): жилые дома, хозяйственные и производственные постройки, крепости, храмы, монастыри, часовни и др. Их связь с окружающей средой. Деревянная и каменная архитектура Памятники, созданные для увековечения исторических со бытий или людей : статуи, скульптурные группы, обелиски, стелы, колонны, плиты с надписью, гробницы, мемориальные сооружения, храмы Орудия труда, производственный инвентарь, образцы сырья, готовой продукции Предметы быта : домашняя утварь, посуда, одежда, обувь, украшения, мебель и другие материалы этнографического харак тера Оружие и военное снаряжение Монеты, бумажные денежные знаки, медали, значки, эмбле мы и т. д.
11 2. Изобразительные источники Фотографии – один из основных документальных источников по истории края Произведения изобразительного искусства.: историческая, религиозная, батальная, портретная и пейзажная живопись ( иконы, картины, росписи, миниатюры и т. д.), графика ( рисунки, гравюры, литографии ), плакаты, резьба по дереву, камню и другим материа лам, металлическое литье, ювелирные изделия 2.3. Почтовые марки, конверты, открытки с различными изображе ниями без гашения и с календарными и специальными гашениями Картографические материалы, чертежи, планы.
12 3. Письменные источники Рукописные памятники : летописи, церковные и светские книги, писцовые книги, письма, послания, дневники, записки, литературные и научные труды, документы официальных учреждении и частных лиц. Материалы, на которых писались тексты : пергамент, бумага, бе реста, ткани, дерево Печатные материалы : книги, брошюры, листовки, объявления, визитные карточки и др Местные и центральные газеты и журналы Энциклопедические и другие справочные издания, путеводи тели, краеведческие сборники, научная, научно - популярная, ме муарная и учебная литература по истории края Копии рукописей и печатных материалов. Их различные вос произведения ( издания ).
13 4. Устные источники 4.1. Памятники устного народного творчества : былины, предания, сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки Воспоминания, рассказы местных жителей – свидетелей исто рических событий – источник знаний о прошлом края Материалы топонимики ( о происхождении, содержании и раз витии местных географических названий и антропонимики ( об именах и прозвищах людей ). 5. Звукозаписи ( фоноисточники ). Магнитные ленты. Грампластинки. 6. Киноисточники. Киноленты. Видеоисточники
14 Самыми богатыми коллекциями у ценнейших памятников прошлого располагает Самарский областной историко - краеведческий музей им. П. В. Алабина. Датой его основания считается 13 ноября 1886 г. В этот день был утвержден городской думой проект устройства Самар ского публичного музея. Быстрое становление музея было обязано неустанным трудам и энергии известного общественного деятеля и просветителя П. В. Алабина ( ).
15 В собраниях имеется свыше 200 тысяч музейных предметов. Это богатые археологические, естественнонаучные коллекции ( палеон тологическая, минералогическая, зоологическая, ботаническая ), замечательная историко - бытовая и этнографическая коллекция. Ин тересны нумизматическая коллекция, редкие книги Х VIII- Х I Х вв., документов Х VIII- ХХ вв., холодного и огнестрельного оружия России, а также стран Запада и Востока ( от Х VI века до Второй мировой войны ).
16 Всего в области 125 школьных музеев разного профиля ( без учета музеев г. Самары ). Из них : исторических широкой тематики – 49; боевой славы – 25; этнографических – 28; лите ратурных – 8; краеведческих – 15.
17 Каким образом ведется поиск, сбор, изучение материалов кра еведения ? 1. Изучение исторической, краеведческой литературы. Обращение к произ ведениям и выступлениям исторических деятелей, в которых содер жатся региональные сведения. 2. Переписка с учеными, краеведами, работниками музеев, архивов, библиотек и других научно - исследовательских учреждений, общественных организаций, государственных органов. 3. Встречи с участниками и свидетелями исторических событий 4. Краеведческие изыскания в архиве. 5. Работа в государственных и школьных музеях 6. Изучение различных предметов и явлений в естественных, обычных условиях ( исторические, памятные места, предприятия, археологические и этнографические объектов музеях и на выстав ках. Проведение экскурсий. 7. Экспедиции археологические, этнографические, военно - исто рические, историко - культурные, ботанические, гидрологические и другие.
18 Темы для проектов " Мои дом. Родословная семьи ", " История местных поселений ", " Родная школа, ее история и традиции ", " Родное село : прошлое, настоящее ", " Ими гордится село ", « Выпускники школы – труженики села ", " История города ", " Герб города, его символика ", " Культура города ( образование, школы, театры, газеты, наука, библиотеки, музеи, меценаты ), " Развитие промышленности ", " Проблемы экологии ". " Почетные граждане города ", " Потомственные и Почетные граждане города ", " Религиозные конфессии. Участие церкви в жизни города ". " Религиозное краеведение " ( история церкви, монастыря )".
19 " История района ( сельского или городского )", " Различные группы и слои населения, их социальный и этнический портрет ", " Органы власти и управления города ", " Общественные организации города ", " Быт и обычаи населения ". " История губернии ( области, края )", " Памятники прошлого на территории области," " Документы по истории края ", " Легенды и сказания ", " Герб области. Его символика ", " Территория области ", " Изменение ее границ ". " Карты разных лет родного края ", " Геог рафическое положение и природные условия ", " Изменение числен ности населения. Его национальный состав ", " Социально - психоло гический и этнический портрет населения края ", " Занятия жите лей ( земледелие, животноводство, мануфактура, заводы, фабрики, торговля, транспорт, связь )". " Различные слои и группы насе ления : крестьяне, ремесленники ": рабочие, помещики, предпринима тели, банкиры, торговцы, интеллигенция, духовенство, чиновники, военные и др. Их социально - политический и этнический портрет в разные периоды времени ". " Участие населения в народных движениях ", " Страница боевого прошлого края ", " Участие жителей в защите отечества, в военных кампаниях ", " Земляки, удостоенные боевых наград ", " Знаменитые самарцы "." Развитие культуры. Школа. Высшие учебные заведения. Научные учреждения и центры. Библиотеки, Музеи, Театр, Средства массовой информации ", " Писатели, поэты, художники, артисты края ", " Роль церковных организаций в жизни края ", " Города и области – побратимы ", " Земляки, которыми мы гордимся ", " Уроженцы края в других регио нах страны и за рубежом ". " Памятники и памятные места родного края ". ( Археология, Архитектура, Монументы, Мемориальные доски и т. д.)", " История улиц и площадей города ", " История создания памятников города " Топонимика, " Растительный и животный мир родного края ", " Проблема экологии края ", " Реки и озера края ", " Памятники природы ", " Жи гулёвский государственный заповедник ", " Национальный парк " Самарская Лука " и т. д.
20 Россия, Русь – куда я ни взгляну... За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шепот омутной воды Люблю навек, до вечного покоя.... Николай Рубцов.
21 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.