Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСтепан Рогачев
1 Проблемы и эффективные модели здоровьесбережения детей в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
2 Этимологический экскурс Праславянский *sъdorvъ, где sъ = др.-инд. su «хороший» и *dorvo-, связанное чередованием с дерево, т.е. «из хорошего дерева» Здоровенный… ровно из матёрого дуба вытесан (Мельников-Печерский)
3 Здоровье «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» Из преамбулы Устава Всемирной организации здравоохранения Состояние полного благополучия!!!
4 Здоровье как образовательное целеполагание -1 Можно ли «обучить здоровью» как учебному предмету? Установка на здоровье есть установка на позитивное, оптимистическое отношение к жизни («уныние как смертный грех» Универсальный критерий здоровья – чувство, что жить – захватывающе интересно, что ты постоянно включен в «свободную игру умственных и физических сил» Mens sana in corpore sano (Ювенал: бодрый ум в бодром теле не знает страха пред смертью)
5 Здоровье как образовательное целеполагание - 2 Установка ученика на здоровье предполагает возникновение у него знания/отношения: К собственной образовательной деятельности во всех ее учебных и внеучебных аспектах (чем, собственно, я занят? зачем это нужно лично мне? кому кроме меня? что у меня получается и как я это оцениваю? кто еще это оценивает и как я отношусь к этим оценкам? И т.д.)
6 Здоровье (как состояние полного благополучия) – универсальный показатель образовательной успешности Физическое здоровье (медицинский аспект) Духовное здоровье (Пушкин: «Отцы-пустынники и жены непорочны»; «уныние есть расслабление души и изнеможение ума») Социальное здоровье (качество жизни) Интерес как inter esse Школа: культура знания; физическая культура (культура тела); культура питания; культура социальной коммуникации; культура диалога себя нынешнего с собой завтрашним
7 Социокультурный аспект -1 Безусловное превращение проблематики сохранения и укрепления здоровья детей в одно из ведущих содержательных направлений образовательной деятельности. Не только в педагогическом, но и в детском сообществе всё более укрепляется представление о здоровье как универсальной ценности, важнейшем исходном условии жизненной успешности человека. Не слишком определенный традиционный призыв «заботиться о здоровье» всё более трансформируется в установку нести ответственность за здоровье и условия, от которых оно зависит. И исключительно важно, чтобы осознание этой ответственности становилось личностно важным и для учителей, и для самих учащихся, начиная с начальных классов.
8 Социоокультурный аспект - 2 На региональном, муниципальном и учрежденческом уровнях управления образованием произошло резкое усиление внимания к развитию инклюзивного обучения детей-инвалидов в массовой школе (создание безбарьерной среды). При этом особенно ценно, что совместное обучение создает не только выдающийся социальный, но и мощный социально-психологический и социокультурный эффект, значение которого для нашего общества трудно преувеличить.
9 Организационно-управленческий аспект На уровне органов управления образованием и руководства образовательных учреждений, на уровне непосредственных участников образовательного процесса началось осознание проблематики сохранения и укрепления здоровья как принципиально многофакторного процесса. Одним из самых ярких его свидетельств – развитие связей межведомственного взаимодействия системы образования с системами здравоохранения, внутренних дел, культуры и другими в интересах сохранения укрепления физического и духовно-нравственного здоровья учащихся.
10 Материально-технический аспект Продолжает расширяться спортивная база, на которой реализуется новая программа физической культуры, обусловленная повсеместным введением в учебный план общеобразовательной школы третьего часа на этот предмет. Знаменательно, что этот фактор не только вызвал существенный рост числа межшкольных центров для ведения уроков и внешкольной спортивной работы и усиление внимания к приведению спортивных залов ОУ в соответствие с гигиеническими требованиями СанПиН к условиям обучения, но и мобилизовал такую неожиданную форму укрепления здоровья, как танцы: освоение многих из них приводит к очевидным оздоравливающим эффектам.
11 Организационно-спортивный аспект Активно действующим фактором укрепления здоровья школьников становится развитие всероссийских и региональных спортивно- физкультурных движений на конкурсной основе. Среди них, прежде всего, такие масштабные соревнования, как "Президентские состязания", "Президентские спортивные игры", всероссийский конкурс на лучшее общеобразовательное учреждение, развивающее физическую культуру и спорт, "Олимпиада начинается в школе" и т.д.
12 Школьное питание как фактор здоровья Качественный рывок в организации питания в общеобразовательных учреждениях, обозначившийся с момента начала реализации НОИ «Наша новая школа», стал базовым трендом: все регионы стремятся капитально отремонтировать пищеблоки подведомственных образовательных учреждений и оснастить их современным технологическим оборудованием. И хотя не везде это удается сделать в краткие сроки, задача добиться существенного роста численности детей, получающих в школе двухразовое горячее питание, приобретает всё большую актуальность.
13 В заключение – ещё раз – о СУБЪЕКТЕ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ Важнейшим эффектом, заслуживающим специального внимания и всестороннего развития, выступает процесс становления самих школьников как субъектов, знающих состояние своего здоровья и сознательно и ответственно следящих за его укреплением. Этому в значительной степени способствует совокупность таких шагов, как введение мониторинга физического развития учащихся («паспортов здоровья»), мониторинга ситуации с употреблением ими наркотических и психоактивных веществ, а также ведение «Дневника здоровья», «Дневника спортивных достижений» и т.п.
14 Базовые смысловые константы Образование человека есть, в конечном счете, результат его (этого человека) собственной осознанной образовательной деятельности Содержание образования есть исключительно содержание этой деятельности (а отнюдь не то, что написано в программах и учебниках и произносится учителем) Следовательно, результативность и эффективность системы образования проявляется не в том, что делает она и ее работники и даже не в том, что «системно» делают ученики, а в том, чего они достигают (и свободно проявляют!) в своем собственном социокультурном становлении и развитии Задача системы образования – создать такие условия, при которых каждый ученик к годам мог бы достичь своего индивидуального социокультурного максимума и проблематизировать себя в социуме
15 ФГОС: Две стороны одной медали: подлинная индивидуализация образования со стороны учителя (школы) невозможна без становления субъектной позиции ученика Индивидуальная образовательная программа максимально универсальна, но сориентирована в «системе координат» личности конкретного ученика Вопрос: как интегрирована в образовательную программу ОУ и в ИОП учеников проблематика здоровья?
16 Здоровье подростка Подростковый возраст несет с собой перемены во всем, в том числе и в состоянии здоровья. И психологические проблемы отнюдь не меньше колеблют состояние подростка, нежели физические. Чаще они связываются в единое целое, что становится тяжелым грузом для ребенка, просто не подозревающего о том, какие испытания ждут его в этот период По данным социологов, каждый десятый ребенок-подросток задумывается о самоубийстве: он чувствует себя «потерянным»
17 Помочь юному человеку в поиске самого себя Диалог: - с собой; - со временем – прошлым, настоящим и будущим; - с миром – «малым» и «большим»; Диалог в деятельности – души, сердца и рук Сотворение себя? Обретение себя?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.