Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВиктор Шуняев
1 Технологический концепт эффективного обучения Ситуация в российском образовании
2 Контекст 1.Усилия последнего времени: - разработка образовательного стандарта второго поколения; - создание новых программ и учебного обеспечения множеством альтернативных учебников; - введение новых учебных предметов и модификация содержания традиционных учебных курсов; - создание системы оценки качества образования, введение итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ; - учебные учреждения оснащаются современными техническими средствами обучения, подключаются к Интернету - введение множества инноваций в области образования: компетентностный подход, ЕГЭ, информационно- коммуникационные технологии, обновление образовательных стандартов
3 Необходимость серьезного улучшения качества работы Трудности имеют системный характер. Потому что: 1. Школа вынуждена изменяться во все времена, пытаясь отреагировать на изменившиеся требования общества к системе образования. Реакция школы обычно запаздывает, поэтому критика в ее адрес - перманентное состояние общества. 2.Однако в ХХ веке проблемы обострились настолько, что традиционные способы их решения, связанные с модернизацией стандартов и расширением содержания школьного обучения, перестали приносить положительные результаты. 3.При относительно небольшой скорости прироста научной информации школа пусть и с некоторым запозданием, но успевала привести содержание образования соответствие с научной картиной мира. Сейчас подобный способ реагирования утратил всякий смысл. 4.Новые учебники устаревают еще на стадии подготовки к печати, да и сама необходимость использовать учебники на уроках как средство передачи информационных источников вызывает серьезные сомнения.
4 Необходимость серьезного улучшения качества работы 4. Быстро изменяется и устаревает не только информация, но и технологии, построенные на ее основе. 5. Неопределенность современной жизни становится все более значимой константой, но современная школа, стремящаяся погрузить ученика в среду декларируемых истин и ценностей, не имеющих никакого отношения к реальным потребностям ребенка. 6.Школа «мела и тряпки» стремительно превращается в школу «мониторов и мышек», столь же далекую от природы и окружающего мира, как и ее предшественница. 7. Единственное, чем с сомнительным успехом действительно занимается современная массовая школа - это формирование частных узкопредметных знаний и таких же умений, имеющих отдаленное отношение к реальной жизни, с которой ребенок столкнется после окончания школы. 8.Резюмируя сказанное, можно сказать, что существующая ныне школа готовит к жизни, которой давно нет.
5 Претензии 1. Не формируются умения, связанные с поиском, восприятием, перекодированием, анализом и оценкой специально не адаптированной и не структурированной информации, поступающей из разнообразных источников внешней среды. 2.Выпускники школы не умеют обнаруживать противоречия, ставить и решать проблемы, возникающие не в специально препарированной учебной, а в естественной среде. 3. Школа не развивает когнитивные способности учащихся, подменяя работу по совершенствованию интеллектуальных возможностей тренировкой механического запоминания неосмысленных фактов и частных предметных алгоритмов. 4. Не формируется критическое мышление учащихся, которое подменяется бездумным заучиванием «истин в последней инстанции». 5.Выпускники не обладают исследовательскими умениями, необходимыми для самостоятельного познания окружающего мира, не умеют выдвигать и проверять гипотезы и строить гипотетические модели возможного развития событий.
6 Претензии 6.Не формируются оргдеятельностные умения, необходимые для продуктивного участия в совместной работе. 7.Школа не способна обеспечить присвоение ценностей демократического общества; результаты воспитания определяются причинами множества факторов; удачи приписываются мудрому влиянию школы, неудачи списываются на тлетворное влияние общества. 8.Не формируются полноценные коммуникативные умения; даже при формировании монологической речи школьников испытывает затруднения. 9. Множество детей теряют веру в свои силы, интерес к познавательной деятельности и не видит путей для самореализации. 10.Ригидность образовательной системы к результатам инновационных проектов. Закрытость к реальным изменениям. 11.Забюрократизированность системы и равнодушие как к учителю, так и к ученику. 12. Образование/просвещение подменяется идеологическим суррогатом: идеологическая составляющая образования (обучения и воспитания) доминирует над познавательной, исследовательской и развивающей.
7 Претензии 13.Неоправданно занижена шкала оплаты преподавателей, учителей. Учительство вместо профессионального сообщества превращается в обслуживающий чиновничество низкооплачиваемый и низкоквалифицированный персонал. 14.Низкий управленческий уровень и низкий профессиональный уровень самих управленцев. 15. Педагогу трудно разобраться в многообразии учебных продуктов (программ, УМК, методик), предлагаемых на образовательном рынке. 16. Система повышения квалификации часто основывается на старой теоретико-ориентированной модели, что не удовлетворяет запросы современной быстро меняющейся ситуации 17. Группы и граждане, представляющие профессиональные, общественные, родительские интересы, разобщены и не имеют выраженного общего принципиального мнения по поводу ситуации в образовании. Нередко голос педагога-практика, его мнение о вводимых инновациях остается неуслышанным. 18. Ни один прикладной вопрос, будь то техническая модернизация страны, построение цивилизационного рынка, тем более решение задач образования и воспитания детей и молодежи не может быть решен в условиях, когда разрушена шкала нравственных ценностей: «Ценнностей незыблемая скала». (О.Мандельштам).
8 «Охотники мы все до новизны»А.С Пушкин 1. «Вам какой урок нужен: инновационный или обучающий?». 2. «Обмиллионенные школы и обстотысяченные учителя: много шума и … ничего?». 3. То, что называют новым и современным, почти всегда забытое старое. Инновации можно искать и их нетрудно найти, если перечитать «Великую дидактику» Я.-А.Коменского, Труды И.-Г. Песталоцци, А.Дистервега. Действительно, абсолютно новое - то, что не имеет ни аналогов, ни прототипов, создается очень редко и только гениями. 4.Современный урок. Что это?
9 Современный урок М.М.Поташник: 1.«Современным мы считаем урок, на котором учитель продумал, а если нужно, то и поставил перед собой и детьми следующий комплекс взаимосвязанных задач: - задачи обучения, воспитания и развития, а также задачи социализации личности, креативные, оздоровительные; - задачи развития образовательного процесса (если они необходимы для улучшения качества этого процесса): дидактические, диагностические, исследовательские, познавательные; - задачи саморазвития учителя (и профессионального, и личностного) - и самое главное - успешно реализовал их. 2. Современный урок можно характеризовать и образно: урок, где учитель увлек детей, и они хотят учиться у этого учителя. Только в этом случае возникает результат: глубокие и прочные знания, воспитанность, развитость ученика. 3. Современный урок для учителя-педагога-профессионала - это всегда поучительный урок и для себя. 4.Культура учителя.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.