Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлина Шуклина
1 В.И. Вернадский и современное гуманитарное знание. Развитие общенаучного подхода В.И. Вернадского в российском образовании Алексей Сергеевич Обухов к.психол.н, профессор, зав. кафедрой психологии образования Московского педагогического государственного университета 7 июня 2013 Тамбов
2 Владимир Иванович Вернадский (12.03).1863 – е гг. АРАН. Ф.518. Оп.2. Д.119а. Л.6.
3 Развитие науки «не по отраслям, а по проблема» Слои творчества В.И. Вернадского, выделенные Г.П. Аксеновым: естественные науки: геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биогеохимия и биосферика, изотопы и биота, планетология, метеоритика; философия, методологии и истории науки: методология естествознания, история науки, ноосферика, природа времени и пространства, симметрия и диссиметрия в эволюции мира; вопросы организация науки и высшего образования, общественная публицистика, научная политика государства. В.И. Вернадский в Боровом во время эвакуации г. АРАН. Ф.518. Оп.2. Д.122. Л.4.
4 Сюжеты рассмотрения темы «В.И. Вернадский и гуманитарное знание» 1 – обращение В.И. Вернадского к гуманитарному знанию и отдельным гуманитарным наукам; 2 – личное и профессиональное общение с учеными из гуманитарных областей знания; 3 – обращение представителей современных гуманитарных наук к трудам и идеям В.И. Вернадского; 4 – методологическое значение идей В.И. Вернадского для развития современных гуманитарных наук; 5 – личность и жизненный путь В.И. Вернадского как предмет гуманитарного исследования. В.И. Вернадский г. АРАН. Ф.518. Оп.2. Д.120. Л.126.
5 Обращение В.И. Вернадского к гуманитарному знанию и отдельным гуманитарным наукам Общение в кругу семьи Студенческое братство в университете Интерес и занятия историей науки Обращение к трудам философов гуманитарной направленности и психологов (Ф. Брентано, А. Бергсон, В. Келер, гештальтпсихологи и др.) Отец - профессор, экономист Иван Васильевич Вернадский ( ) г. АРАН. Ф.518. Оп.2. Д.125. Л.21. двоюродный дядей Евграфом Максимовичем Короленко
6 Личное и профессиональное общение с учеными из гуманитарных областей знания С.О. Шмидт, 15 мая 2013 Академик-востоковед Сергей Федорович ( ) и Федор Федорович ( ) Ольденбурги. Б.д. АРАН. Ф.518. Оп.2. Д.148. Л.1. Князь Дмитрий Иванович Шаховской ( ), русский государственный и общественный деятель. Б.д. АРАН. Ф.543. Оп.8. Д Л.1. Иван Михайлович Гревс ( ), русский историк. Профессор Высших женских (Бестужевских) курсов в Петербурге ( ), профессор Петербургского (Ленинградского) университета ( ). Б.д. АРАН. Ф.518. Оп.2. Д.146. Л.8.
7 В.И. Вернадский и МПО Член Московского психологического общества (с 1901 года) Делал доклады на заседаниях общества, публиковал статьи в журнале «Вопросы философии и психологии»
8 Обращение представителей гуманитарных наук к трудам и идеям В.И. Вернадского Заметка В.И. Вернадского «О ноосфере». [1940 г.]. АРАН. Ф.518. Оп.1. Д.158. Л.1. Монография В.И. Вернадского «Живое вещество». Глава 2. «Постановка проблемы» гг. АРАН. Ф.518. Оп.1. Д.49. Л.1-5.
9 Научная мысль как планетное явление Монография В.И. Вернадского "Научная мысль, как планетное явление". Часть 1. Машинопись с правкой [1938 г.]. АРАН. Ф.518. Оп.1. Д.149. Л.1. В.И. Вернадский г. АРАН. Ф.518. Оп.2. Д.120. Л.126.
10 Идеи В.И. Вернадского в трудах психологов (по материалам анализа А.Н. Ждан) С.Л. Рубинштейн – обращение к идеям В.И. Вернадского при раскрытии категории пространства и времени как формы существования сущего, а также специфики детерминации по отношению к разным уровням бытия. М.Г. Ярошевский и Л.И. Анцыферова – значение идей В.И. Вернадского о мысли как планетарном явлении для понимания места личности в истории и во вселенной в целом. Б.Ф. Ломов – системное рассмотрение психики через идею В.И. Вернадского о четырех типах организации живого: организменном, популяционно-видовом, биоценотическом и биосферным, которые должны учитываться в психологических исследованиях. Б.Г. Ананьев – в основу человекознания должно быть положено учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере и те новые данные о них, которые получены в развитие этого учения в современной науке. А.Г. Асмолов – на основе идей В.И. Вернадского дает обоснование системной историко-эволюционной методологии анализа развития человека (биогенез, антропогенез, социогенез, персоногенез).
11 Исследование личности в контексте природно-культурного ландшафта Особенностью развития науки должен стать интегратизм, разработка проблем на пересечении многих естественных и гуманитарных наук. «Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, с другой – расширять охват его со всех точек зрения»[1].[1] [1] Вернадский В.И. Размышление натуралиста. - М., Кн. 2. С. 54.
12 Методологическое значение идей В.И. Вернадского внутренняя связь науки и вненаучных областей знания, особенно соотношение науки с философией и религией; сочетание научного прогресса (и прогресса в других областях духовной работы) и научных традиций (и традиций в области искусства и других сферах человеческой жизнедеятельности); значение истории науки и проблема закономерностей в развития науки, кризисы; характеристика периодов взрывчатых изменений научного знания и кризисы науки; интернациональный характер науки и национальное начало в их соотношении; принцип историзма в научном мышлении; о месте истории знаний в работе ученого; общенаучное развитие идей и значение личности в науке; о научной этике и об ответственности ученого; проблема преемственности и связанные с ней вопросы прогресса и традиций в научном познании, соотношение естественных и гуманитарных наук; разные формы научного знания, фундаментальная и прикладная наука; проблема истины в науке; место эмпирических обобщений в структуре научного знания; роль математической формализации в научном познании.
13 Развитие идей общенаучных В.И. Вернадского от естественно-научной до гуманитарной сферы Эволюция мозга : цефализация и церебризация Цефализация (рост объема мозга) Церебризация (усложнение функций мозга) Мозг, сознание, интеллект Симметрия и диссимметрия в эволюции цивилизации Симметрия и диссимметрия в искусстве Даулизм и дополнительность понятий в религиозных и философских учениях Столкновение цивилизаций в результате нарушения равномерности прогресса Ноосфера – прекрасная мечта или научное предвидение?
14 Личность и жизненный путь В.И. Вернадского как предмет исследования для психологии Внутренняя позиция личности Гражданская позиция Природа научного творчества Жизненный путь на фоне эпохи Роль рефлексии и диалога в развитии познания
15 Жизнь наследия В.И. Вернадского Научные школы Научные труды Дневники Письма Комиссия по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН К 150-летию В.И. Вернадского выходит 24-х томное собрание сочинений под ред. Э.М. Галимова Самых большой фонд в Архиве РАН Научные чтения В.И. Вернадского Всероссийские юношеские чтения исследовательских работ им. В.И. Вернадского
16 В.И. Вернадский и МВЖК (МПГУ) В.И. Вернадский с группой слушательниц во время чтения лекции по минералогии на Высших женских курсах г. АРАН. Ф.518. Оп.2. Д.112. Л.14. В.И. Вернадский в годы работы в Московском Университете и на Высших женских курсах г. АРАН. Ф.518. Оп.2. Д.112. Л.6. В МВЖК работал с 1901 по В октябре 1905 был избран директором курсов
17 Всероссийский конкурс и чтения юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского В 2013 году – ХХ конкурс: на заочный тур Конкурса подано 1750 работ, до очного допущено 818; 25 региональных туров с общей численность около 3000 участников; в апреле в Москву приехали авторы и руководители около 500 исследований (630 школьников и более 300 преподавателей); Россия представлена 71 регионом (860 организаций); иностранные участники: из Украины, Беларуси, Казахстана, Ирана, Индии, Филиппин, Словакии, Чехии (34 организации)
18 Направления и секции Чтений имени В.И. Вернадского Естественнонаучное направление: Астрономия и физика атмосферы; Науки о Земле; Науки о водоемах; Ботаника; Зоология беспозвоночных; Зоология позвоночных; Загрязнение сред обитания; Микробиология, клеточная биология и физиология растений; Радиоэкология и инженерная экология; Фармакология, биотехнология и пищевая химия; Агробиология, агрохимия, защита растений; Медицина и физиология человека; Химия; Физика; Математика Гуманитарное направление: Народная культура; Человек в современном мире; Психофизиология и здоровье человека; Образование: история и современность; Искусство и литература; Лингвистика. Язык в современном мире; История науки; История: человек и событие; Экономика, социология и право; Региональное краеведение; Религия вчера и сегодня; Археология.
19 Идеи В.И. Вернадского в основе построения требований Конкурса и программы Чтений
20 Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.