Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОксана Юнусова
1 ПСИХО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2 Одним из главных условий процесса обучения естественнонаучным дисциплинам является отбор, усвоение и хранение информации об окружающем мире.
3 Селективность восприятия информации зависит от познавательного стиля мышления и особенностей взаимодействия человека с окружающей средой.
7 Многие современные ученые считают, что основными показаниями для дифференцированного подхода являются психофизиологические различия учащихся, определяющие отношение к информации о строении и свойствах окружающего мира.
9 Долгое время относительно понятия «информация» существовала неопределенность и неоднозначность. В работе отмечается, что, с одной стороны, крепла уверенность в том, что информация играет огромную роль в природе и человеческом обществе. С другой стороны, нельзя было не видеть, что попытки научного определения информации не имели успеха.
10 A.M. Сохор, рассматривая движение и преобразование информации в процессе обучения, считает, что с психолого- педагогических позиций каждый человек мыслит на «своем собственном» языке. Одна и та же ситуация, одна и та же система природных объектов может быть описана в разных языковых формах. Переход от одной знаковой формы к другой в теории информации носит название перекодирования, т. е. перехода на новую систему сигналов.
11 Процесс «перекодирования» сигналов осложняется тем, что, согласно учению И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, человек познает окружающий мир с помощью 1-й и 2-й сигнальных систем. Первая сигнальная система обеспечивает восприятие мира на уровне перцепции, т. е. через слух, зрение, обоняние, осязание. Вторая сигнальная система обеспечивает восприятие мира на понятийном уровне. У нормального человека эти системы работают синхронно.
12 Учитель, как правило, сообщает информацию на словесно-знаковом уровне, часто не подкрепляя ее правильно поставленным экспериментом и иллюстрациями исследуемого объекта. Иногда эксперимент, которым гордятся учителя физики, только усложняет восприятие излагаемого материала. Ученики видят какие-то приборы, соединенные проводниками, и по сигналу, фиксируемому одним из приборов (отклонение стрелки на амперметре, синусоида на экране осциллографа, сигнал звукового генератора), они должны представить суть какого-либо природного явления. В этом случае нарушается процесс восприятия и переработки информации центральной нервной системой, не происходит синхронного функционирования первой и второй сигнальных систем, так как в процессе обучения преимущественно используется словесно- знаковая информация, не подкрепленная чувственно-образным компонентом.
13 И.П. Павлов говорил о трех типах нервной деятельности человека, которые назвал «мыслительным», «художественным», «смешанным».
14 преобладание первой сигнальной системы в наших восприятиях окружающего мира свойственно людям «художественного типа» (в современной педагогической литературе этому типу сопоставляют «гуманитарный» тип). Преобладание второй сигнальной системы свойственно людям «мыслительного типа» (соответственно рациональный мыслительный тип)
15 Учитывая тот факт, что информация кодируется на уровне образов и на уровне абстрактных символов (слов), у части учеников мысленные образы в той или иной степени искажены по сравнению с реальными объектами или предложенными моделями явлений. И.П. Павлов предупреждал, что пользование языком и словесным мышлением таит в себе опасность отрыва мысли от действительности: «Речь не может сама по себе обеспечить познание действительности, ибо слова являются только вторыми сигналами. Утратив связь с реальными предметами и явлениями, обозначающие их слова перестают быть сигналами действительности, теряют свое познавательное значение,... человек будет пользоваться второй сигнальной системой эффективно только до тех пор, пока она постоянно и правильно соотносится с первой сигнальной системой»
16 Известный психолог М.А. Холодная пишет о проблеме непонимания и неприятия людьми друг друга как следствия «конфликта стилей». Многим людям не приходит в голову мысль, что можно иначе, чем они, размышлять, оценивать, принимать решения. Например, учитель математики излагает учебный материал в стиле сформировавшегося у него за годы обучения в университете профессионального математического мышления, предлагая детям воспользоваться учебником математики, стиль мышления которых соответствует доктору физико-математических наук. При этом игнорируются индивидуальные познавательные стили учеников, а также стиль детского мышления. Не стоит удивляться, что ученики плохо понимают и часто не любят этот предмет.
17 Большинство современных педагогов сходятся во мнении о том, что основной вопрос дидактики «Как учить?» невозможно решить без знания психофизиологических особенностей ученика, которые определяют основные дидактические принципы и методические подходы в организации учебного процесса (в данном случае важны пси хофизиологические особенности процесса восприятия и переработки информации о строении и свойствах окружающего мира). Основная задача формирование естественнонаучно го мировоззрения.
18 Основные положения концепции 1) естественнонаучную подготовку учащихся классов гуманитарного профиля целесообразно осу ществлять в рамках интегрированного курса естествознания, который, отражая цели и задачи образовательного стандарта, учитывает особенности работы учащихся с естественно научной информацией, с одной стороны, а с другой стороны, формирует мировоззренческие и профессионально значимые харак теристики личности; 2) основой концепции естественнонаучной подготовки учащихся гуманитарной направленности являются идеи психодидактики, заключающиеся в объединении психолого- педагогического, дидактического, методического и частно- предметного знаний с целью разработки методики обучения естествознанию, обеспечивающей усвоение учебного материала и вое- питания учащихся через учебный предмет;
19 3) содержание учебного материала должно удовлетворять требованиям: а) уплотнение учебного материала за счет вопросов частного характера, неструктурированного материала, сложных математических выводов, уменьшения количества однообразных расчетных задач; б) приоритетное использование наглядного эксперимента, решение качественных задач, в которых применяется не только рационально- логическое, но и образно- эмоциональное описание естествен нонаучных явлений; в) увеличение объема гуманитарного материала, трансформация ценностно-нейтрального материала в личностно значимый, рассмотрение аксиологических сторон естественнонаучного знания, а также мировоззренческой, этической, эстетической, экологической составляющих науки; г) учет психофизиологических особенностей личности обучающихся, определяющих усвоение, хранение и воспроизведение информации при разработке учебно-методического комплекса; д) учет особенностей усвоения и воспроизведения информации учащимися гуманитарных профильных классов при диагностике результатов учебного процесса.
20 Основными элементами схемы концепции являются три компонента: психологический, дидактический, методический.
21 Содержание психологического компонента предполагает учет психофизиологических особенностей личности обучаемого, его индивидуального познавательного стиля, в соответствии с которым учащиеся отдают предпочтение тому или иному способу познания окружающего мира. Следовательно, каждому педагогу необходимы знания о различии познавательных стилей, которыми обладают его ученики, и об особенностях своего собственного познавательного стиля. Это поможет педагогу в выборе средств обучения и позволит избежать конфликта, обусловленного разницей между познавательными стилями учеников и учителя.
22 Дидактический компонент предполагает, что используемые традиционные подходы к обучению, а также имеющийся школьный учебник и учебно- вспомогательные материалы не могут быть использованы, как единственно возможные для достижения целей, преследуемых каким-либо конкретным ме тодологическим подходом.
23 Методический компонент психодидактического подхода предполагает, что для построения обучения с учетом индивидуальных свойств личности необходимо специфи ческое преобразование учебного материала и выбор определенных методик преподавания. Три составляющие психодидактической концепции должны быть объединены на основании системного подхода для успешного и эффективного применения в естественнонаучном образовании.
24 В рамках предлагаемой концепции используется следующая схема модели методики уроков естественнонаучного цикла для учащихся гуманитарной направленности: А). Перед изучением какого-либо природного явления или процесса его необходимо наблюдать в природе. Если это невозможно, нужно представить ученикам наглядную модель, приближенную к реальности. Б). Естественнонаучные явления представляются в виде образной, символьной, звуковой информации, отражающей одну и ту же сущность данного явления, что позволяет определенным образом кодировать разнородную информацию. В).На основании обобщенного представления об изучаемом явлении дается четкая словесная формулировка, математическое доказательство, лекционная демонстрация. Г). Используя полученные знания об изучаемом объекте природы, учащиеся приводят разнообразные примеры и очерчивают круг наблюдаемых явлений, объясняемых с помощью изучаемого закона.
25 Методическая модель уроков естественнонаучного цикла в классах гуманитарной направленности
26 Благодарю за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.