Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛеонид Шишигин
1 Презентация по дисциплине история политических и правовых учений на тему:
2 Со второй половины XVI в. во Франции разгорелись религиозные войны между католиками и гугенотами. Никто из них не признавал принципа веротерпимости, т. е. не соглашался с равнозначимостью, равнодостоинством и равноправием различных конфессий. Это противоборство, своей остротой и масштабами походившее на гражданскую войну, создавало реальную угрозу жизни самого государства. Остановить религиозный и политический хаос, по мнению Жана Бодена ( ), могло лишь "сильное" государство
3 Ж. Боден создал ряд произведений, которые принесли ему европейскую известность: "Метод легкого познания истории»; "Шесть книг о республике". Он выражал интересы французской буржуазии, заинтересованной в укреплении королевской власти, в становлении светского централизованного национального государства.
4 Разработка проблемы суверенитета государства есть крупнейший вклад Бодена в развитие политико-теоретического знания. Суверенная власть государства, с точки зрения Бодена, это всегда постоянная власть, которая отличается от временной власти, подобной власти диктаторов Древнего Рима. Суверенная власть государства это всегда абсолютная власть, власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может ее передать другому лицу как собственник. Ж. Боден допускает лишь три ограничения абсолютной власти: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов.
5 Суверенная власть государства это власть единая, т. е. неделимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети. Боден определил компетенцию суверенной власти государства через комплекс исключительных, только ей присущих прерогатив: право издавать, отменять и обнародовать законы гражданам без их согласия это основная прерогатива суверенной власти; право войны и мира; право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности; правосудие в последней инстанции для всех должностных лиц и граждан; право помилования в тех случаях, «когда сам закон не предоставляет возможности для помилования и смягчения наказания»; чеканка монет; определение мер и весов; взимание налогов и податей.
6 Возникновение государства выводится из естественной потребности человека к совместному общению. В основе процесса государствообразования лежит разрастание семей, которые являются основой и первичной клеточкой государства.
7 Ж. Боден выделяет три формы государства в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену: демократию; аристократию; монархию.
8 По способу осуществления власти Жан Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные), тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные государства суть те, в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью как своей.
9 Лучшей формой государства для преодоления политического и религиозного кризиса является монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости. Он приводит много доводов в пользу монархии, используя рассуждения по аналогии.
10 Боден считает, что идеальной формой государства для Франции XVI в. является королевская монархия государство, в котором подданные, пользуясь личной свободой и собственностью, подчиняются законам монарха, а монарх законам божеским и естественным.
11 Монархия может превратиться в тиранию, если монарх начинает нарушать естественные законы, рассматривая собственность своих граждан как свою собственную и относясь к гражданам, как к рабам. Он признает право народа на убийство тирана, если тот захватил власть насилием. Но он не признает такое право, если монарх, занимая свой пост на основе действующего закона о престолонаследии, ведет себя как тиран.
12 Жан Боден считал, что стабильность формы государства подрывают: крайне неравномерное распределение богатства(поэтому необходимы законы против ростовщичества и законы о наследовании имущества); отсутствие свободы вероисповедания (поэтому необходимы законы, допускающие веротерпимость).
13 Концепция универсального права состоит в том, что это право нельзя вывести, изучая законодательство только одного государства, будь то даже римское государство. Напротив, необходимо провести сравнительный анализ законодательств древних народов (персов, евреев, греков, египтян, римлян и др.) и дополнить его знанием современных правовых систем (французской, турецкой и др.).
14 Виды законов зависимости от их творца: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть (для монархии это закон престолонаследия, подобный Салическому Закону (Lex Salica)).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.