Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛев Тришкин
1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ Гармаева Т.В., к.псх.н., доцент кафедры «Психология детства» ПИ БГУ
2 Еврейская притча: «Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, кого он в силе изменить, будучи таким маленьким - до самого себя…»
3 Вопрос: Каким образом данная притча применима к системе образования? К профессиональной деятельности педагогов? Учитывая, что Россия входит в международный рынок образовательных услуг и приводит в соответствие с общепринятыми во всем мире требованиями учебные планы и образовательные программы школ, средних специальных учреждений и вузов.
4 Каждый педагог может способствовать совершенствованию процессов обучения и воспитания учащихся, эффективно осуществляя свою профессиональную деятельность. Вот только что означает «ЭФФЕКТИВНО ВЫПОЛНЯЯ СВОЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»?
5 Учитель, воспитатель всегда были центральными фигурами в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей, воспитателей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь сотворцами новой практики.
6 Сегодня видна тенденция вызревания нового образа педагога. Она связана с чётким различением понятий о специалисте, как хорошо обученном, подготовленном человеке, виртуозно владеющим педагогической техникой, и о профессиональном, владеющим знаниями о многопозиционной структуре педагогического труда. Новая педагогическая компетенция учителя обнаруживается в его способности включать в свою деятельность и интегрировать в ней ряд профессиональных позиций: и методолога, возрастного антрополога, диагноста, проектировщика педагогических ситуаций. Педагог – профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии - он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою собственную деятельность.
7 В Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа» Д.А. Медведев отметил, что новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.
8 Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Это приводит к закономерным изменениям в системе педагогического образования. Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера!
9 Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, готовность к самоизменению. Человек творческий проявляет себя не только в реальной деятельности, но и в потенциальном проектировании, которое обеспечивает прогнозирование, предвидение развития личности. Ценность человека определяется его уникальностью, творческостью.
10 Иными словами, речь идет о проявлении педагогами креативности в своей профессиональной деятельности, о «чувствовании» необходимости совершенствовать свою профессиональную деятельность путем знакомства и реализации современных и эффективных способов, методов, технологий работы с учащимися и их родителями, о готовности педагога к реализации инновационной деятельности.
11 Инновационная деятельность педагога в современном образовании выступает важнейшей составляющей образовательного процесса. Что же она из себя представляет? Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
12 В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.
13 Вопрос: Как вы понимаете, что же такое ТВОРЧЕСТВО? Что такое КРЕАТИВНОСТЬ?
14 В широком смысле творчество – это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой создаются новые результаты (материальные продукты, знания, методы и др.). Эти результаты могут быть новыми только для этого человека или же иметь значение новшества для многих (в пределе всех) людей. Творчество педагога начинается с усвоения того, что уже накоплено другими (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), но в своих развитых формах это процесс преобразования сложившейся практики.
15 Педагогов, чьи имена известны каждому, кто хотя бы немного знаком с историей и современностью образования, – Коменский Я.А., ПесталоцциИ.Г., Ушинский К.Д., М. Монтессори, Макаренко А.С., Шацкий С.Т., Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А., Щетинин М.П., Шаталов В.Ф., Лысенкова С.Н., Ильин Е.Н. и многие другие – объединяет одно важнейшее качество – творческое отношение к делу, стремление делать его как можно лучше.
16 Но есть множество педагогов, которые известны в меньшей степени, но обладают тем, же качеством и в повседневном поиске творят свою неповторимую практику и самих себя как личность. Творческое отношение к своему делу – важнейшая черта личности и условие ее полноценного развития.
17 творчество, индивидуально-творческий подход, творческий стиль деятельности, креативность и особенности ее проявления в деятельности, диагностика креативности, условия и технология творческого развития, готовность к творческой деятельности. В категориальный комплекс, применяемый в исследовании творческой личности педагога, входят такие понятия, как:
18 Выяснение содержания и соотношения этого множества понятий способствует определению специфики креативной парадигмы образования. Так, анализ творчества на уровне целостной деятельности предполагает рассмотрение данного феномена как специфического вида человеческой активности, приводящего к созданию новых, оригинальных продуктов деятельности за счет преобразования прошлого опыта субъекта.
19 Вернёмся еще раз к понятию «инновационная деятельность». Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».
20 М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан». Авторы работ по педагогической инноватике М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, С.Д. Поляков, В.М. Полонский, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и другие понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое. Не смотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии ОУ по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.
21 Первая волна осознания потребностей в новом качестве образования вылилась в идею создания учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев, колледжей, образовательных центров, учебно- воспитательных комплексов и т. д. Вторая волна преобразований привела к потребности в расширенном, качественно новом научном обеспечении образовательных и воспитательных процессов в учреждениях образования, не способных к самостоятельным, осознанным и целенаправленным преобразованиям. В связи с этим на первый план выходит задача создания новых по содержанию и идеологии диагностико-развивающих центров, региональных центров управления развитием образования, которые смогли бы взять на себя целый ряд важнейших функций образовательной системы, остающихся на сегодняшний день нереализованными. В этом видится сегодня эффективный путь сближения науки и педагогической практики.
22 Вопрос: Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость инновационной деятельности педагога?
23 Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств: происходящими социально- экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики;
24 усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;
25 изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно- воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в деятельности руководителей педагогических коллективов, методических служб учебных заведений становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание необходимых условий для их успешной разработки и применения;
26 вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности. Если говорить более просто и однозначно, то главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования. Сегодня коллективы образовательных учреждений обязаны самостоятельно заботиться о сохранении конкурентоспособности, отслеживать и прогнозировать ситуацию на образовательном рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических достижений и др. и, соответственно, быть чуть впереди.
27 Вопрос: С какими сложностями, проблемами сталкиваются педагоги при осуществлении инновационной деятельности?
28 необходимостью сочетания инновационных программ с государственными программами воспитания и обучения, сосуществование различных педагогических концепций. Они требуют принципиально новых методических разработок, новой качества педагогического новаторства. На пути этим нововведением становятся несоответствие новых типов учебно-воспитательных заведений требованиям родителей, которые в основном ориентируются на традиционные стандарты обучения и воспитания. Педагогические инновации, как и любые другие нововведения, порождают проблемы, связанные с
29 Не менее острыми являются проблемы адаптации нововведения к новым условиям. Часто они вызваны попытками приспособить к конкретным условиям педагогические технологии, элементы содержания обучения и воспитания, которые проявили свою эффективность в других отраслях, или концепции, разработанные в совершенно иных исторических условиях. Такое механическое перенесение приводит к потере смысла и глубинной сути инновации, что нередко имеет следствием ее дискредитацию, разочарование многих людей, порождает новую волну консерватизма.
30 Вопрос: Что в работе педагога можно определить как инновационная деятельность?
31 И простой, и сложный вопрос одновременно. С одной стороны, мы легко перечисляем то, что считаем инновационным в своей работе: содержание, технологии, методики, подходы, которые, действительно, являются инновационными в современных условиях. С другой стороны, доказать (обосновать), а тем более описать (представить) свою инновационную деятельность вряд ли под силу каждому из нас. Поскольку инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.
32 По назначению инновации в образовании можно условно разделить на: общие (глобальные концепции современного образования: оптимизация учебно-воспитательного процесса, гуманистические положения и практические технологии, организация и управление педагогическими процессами, информационные технологии); частные (авторские нововведения, которые разрабатываются в унисон современной парадигме образования и внедряются непосредственно в образовательных учреждениях).
33 Самые распространенные и значимые инновации по их принадлежности к учебно-воспитательному процессу связаны: с переходом к деятельностной парадигме образования, внедрением компетентностного подхода в образовании, так как традиционный знаниевый подход, ориентированный на достигнутый уровень развития наук и технологий, принципиально не отвечает требованиям динамично развивающегося общества (содержание образования); организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий, являющихся ведущим фактором развития инновационного учебного процесса (методики, технологии, методы и средства обучения); профилизацией и специализацией общего образования, которые позволяют формировать глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, непрерывного образования человека в течение всей его жизни (организационные формы образования); профессионализацией управленческой деятельности как одним из условий успешности и эффективности инновационных процессов в образовании (управление ОУ).
34 В зависимости от концептуальных положений обновления и содержания образования инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно ориентированные.
35 В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики: применение современных информационных технологий; применение принципа интеграции содержания образования; развивающее обучение; дифференцированное обучение; проектное обучение; проблемное обучение; программированное обучение; модульное обучение.
36 Какие подходы к современной организации обучения (как обязательное условие профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства преподавателя), необходимо реализовывать в рамках методико- ориентированных педагогических технологий? Вопрос:
37 ЭТО: личностно-ориентированный подход. Для достижения личностного роста учащихся необходимо использовать стратегию сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы; сущностный подход, отражающийся во взаимодействии педагогов в направлении развития способностей учащихся на основе формирования сущностных системных знаний при установлении междисциплинарных связей;
38 профессионально ориентированный (компетентностный) подход к обучению выражается в формировании у учащихся профессиональной компетентности и профессиональных установок; операционно-деятельностный подход основывается на ключевых позициях государственных образовательных стандартов. Умение действовать у учащихся формируется в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения; акмеологический подход тесно связан с сущностным подходом при организации инновационного образования, заключающегося в разработке новых и обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у учащихся творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля;
39 контекстный подход выражается в соответствии содержания изучаемых дисциплин государственному образовательному стандарту. креативно развивающийся подход формирует у учащихся продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности, качества и способности творческой личности, научно-творческие умения и навыки.
40 Вопрос: На что должны быть направлены проблемно- ориентированные инновационные процессы?
41 Как это и определено названием, проблемно-ориентированные инновационные процессы направлены на решение определенных задач, связанных с формированием конкурентоспособной личности.
42 Учащиеся должны научиться: осознавать свою личную и социальную значимость; ставить перед собой цели самоактуализации, самоусложнения задач и проблем (обязательное условие творческого саморазвития конкурентоспособной личности); адекватно воспринимать свободу и оправданный риск, что отражает ответственность личности в принятии решений; максимально концентрировать свои способности для их реализации в наиболее подходящий момент (отсроченная победа).
43 Вопрос: При каком самом главном, системообразующем условии современные учащиеся станут таковыми?
44 При условии, что они постоянно будут видеть перед собой пример творческого подхода педагога к своей профессиональной деятельности! Пример творческой, креативной личности! Свободной в профессии личности педагога! Поэтому без инновационной составляющей нельзя представить деятельность современного образовательного учреждения.
45 Профессиональная деятельность педагога сопровождается постоянными изменениями. Что требует от педагога, как ранее уже отмечалось, развития креативности, оригинальности и гибкости мышления, поведения и стиля реализации профессиональной деятельности.
46 В отечественной педагогической науке термин «креативность» появился для обозначения способности индивида формировать новые понятия, навыки, способности к осознанию своего опыта к порождению не существовавшего ранее. Иначе говоря, креативность определяется как способность к созданию нового, это синтез процессуальных и личностных особенностей индивида, позволяющих ему творчески преобразовывать действительность.
47 Одной из центральных линий в развитии креативной парадигмы является развитие концепции субъектно-деятельностного подхода в образовании. В соответствии с этим подходом личность педагога выступает как самоорганизующийся субъект, наделенный следующими характеристиками:
48 способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые; осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах ее осуществления, способность и стремление личности и необходимых случаях самостоятельно их определять; способность к нравственному выбору в ситуациях коллизий, стремление определиться, обосновать выбор внутри своего «Я»; способность к рефлексии, потребность в ней как условии осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, и осознанием пределов «собственной несвободы», с другой;
49 направленность на саморазвитие; творческий потенциал, уникальность, неповторимость. активная позиция личности, стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать результаты деятельности и отношений; способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, внутренняя независимость от «внешнего мира», независимость не в смысле его игнорирования, а в устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, их коррекции, изменения.
50 Названные характеристики очерчивают поле субъектной педагогики, которая во многом определяет самоопределение специалиста во всех ситуациях его личностного развития и профессионального роста. Такая педагогика предусматривает смыслопоисковый диалог как полифункциональный метод ее развития, средство реализации новых технологий организации образовательного процесса с доминирующими в них установками на взаимодействие, сотворчество, рефлексию, креативность, ситуационное проектирование, саморазвитие.
51 Таким образом, креативная парадигма образования, обозначенная в данном подходе, со всей очевидностью определяет механизмы преобразования личности человека через самоопределение, свободу самовыражения, выбора оптимальных стратегий жизненного пути. Сущность индивидуально-творческого подхода состоит, во-первых, в развитии индивидуально богатой, самобытной личности; во-вторых, в слиянии общественного и личностного смыслов.
52 Вопрос: Как развивать творческий потенциал педагогов? Как формировать готовность к инновационной деятельности?
53 Ответы на эти вопросы в следующей презентации! До встречи! СПАСИБО ЗА РАБОТУ и ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.