Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладислав Бурнашов
1 ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОПЫТКАМ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ Лекция 9 рограмма дополнительного профессионального педагогического образования «А КТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ »
2 План лекции Формирование критического мышления школьников как способ противодействия попыткам фальсификации отечественной истории Многоперспективный подход к изучению истории и его роль в развитии критического мышления школьников. Способы реализации многоперспективного подхода на уроках истории в основной и старшей школе Проекты и проектная деятельность в школьных курсах истории и внеклассной работе по предмету. Виды проектов и методические условия их подготовки, проведения, презентации и оценки Разработка и реализация проектов, содействующих становлению исторического и критического мышления школьников, самопознанию и самоидентификации личности на основе принципов гуманизма, культурного многообразия, диалога культур. Проблема критериев диагностики, проверки и оценки результатов проектной деятельности школьников в контексте личностно-ориентированного образования
3 Формирование критического мышления школьников как способ противодействия попыткам фальсификации отечественной истории В ФГОС ОО критическое мышление соотносится с результатами общего образования на всех трех уровнях освоения основной образовательной программы как в основной, так и в старшей школе.
4 З адание 1 Проанализируйте личностные, метапредметные и предметные результаты по истории общего образова-ния в ФГОС основного и среднего (полного) общего образования с точки зрения их связи с критическим мышлением школьников; подтвердите или опровергните выше сформулированный вывод.
5 Формирование критического мышления школьников как способ противодействия попыткам фальсификации отечественной истории Критическое мышление Критическое мышление – один из способов интеллектуальной деятельности человека, связанное с умениями: Определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам Подвергать сомнению логическую непоследо- вательность устной и письменной речи Выявлять эмоцио- нально окрашенные слова, которые могут вызвать конфликт Признавать наличие пропагандистских слов в любом предложении или высказывании Выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения Определять суть проблемы и пути ее творческого решения Быть честным в своих рассуждениях Избегать категоричности в утверждениях Уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предпо- ложения и личного мнения Отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом Понимать, что обоб- щения, клише, штампы, неподтвержденные предположения могут вести к формированию стереотипов Уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст (говорящий человек)
6 Уровни диагностики и развития исторического мышления школьников (Ю.Л.Троицкий, Харальд Фроде Скрам): «Я знаю, это было так, потому что…» «Я знаю, это было так, потому что…, но могло быть иначе…» уровень наивно-реалистического отношения к любым историческим текстам (древнейшая историографическая традиция) уровень позитивистского мышления, реконструкция казуальных (причинно- следственных) отношений уровень альтернативной истории (модернистская историография) уровень конвенциального понимания истории (постмодернистская историография) «Я не могу знать, как это было, но я могу построить собственную версию истори- ческих событий, отличаю- щуюся от иных версий…»
7 Многоперспективный подход к изучению истории и его роль в развитии критического мышления школьников Многоперспективный подход Многоперспективный подход – способность рассматривать факты и их интерпретации с разных точек зрения – возможен при следующих условиях: признание истории открытым, нелинейным, многофакторным процессом, в котором действуют разные субъекты истории, каждый со своим правом на собственную интерпретацию прошлого и настоящего.
8 З адание 2 Проанализируйте комплексы предметных результатов изучения «Истории» в основной и старшей школе, представленные в ФГОС ОО, и назовите те, которые, с вашей точки зрения обусловлены использованием многоперспективного подхода к изучению прошлого. Свой ответ аргументируйте.
9 З адание 4 Разработайте познавательные задания, учебно-методические материалы с использованием многоперспективного подхода к изучению истории (школьный курс и тема по выбору учителя). Защитите свои образовательные проекты по примерному плану: 1. Почему вы считаете, что они разра- ботаны на основе многоперспектив- ного подхода? 2. Какие перспективы / «наблюдатель- ные пункты» использованы в констру- ировании этих заданий / материалов / проектов? 3. Каковы прогнозируемые предмет- ные, метапредметные и личностные результаты обучения школьников с использованием многоперспек- тивного подхода?
10 Проекты и проектная деятельность в школьных курсах истории и внеклассной работе по предмету Учебный проект Учебный проект – это особый вид интеллектуальной деятельности учащихся, а также результат этой деятельности. Проект и проектная деятельность – это наиболее эффективные педагогические способы реализации требований ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам общего образования, а, следовательно, и индивидуализации образовательного процесса.
11 «Имена на обелиске» Материалы поисковой работы собираются и оформляются в специальных папках, представля- ются в экспозициях школьных музеев, сайтов и кабинетов истории, кладутся в основу сценариев «Вечера памяти», «Дня школы», «Праздника улицы» и т.п. Поисковые проекты часто «перерастают» в другие виды учебных проектов.
12 «История немцев России» Аннотированный каталог интернет- ресурсов о жизни и деятельности этнических немцев в России (регионе) в XVIII – XX вв. «Исторический календарь России и других стран мира» Синхронистическая иллюстрированная таблица или сайт с гиперссылками на карту мира, фотографии и видеоролики.
13 «Семейный архив» Реестр документов и фотографий (поза-)прошлого века, хранящихся в домах школьников. «Семь чудес России», «По историческим местам нашего края» Историко-туристическая карта, буклет, программа и маршрут краеведческой экспедиции, сайт, интерактивная игра.
14 «Мой XX век» Анализ современной коммеморативной политики в России и зарубежных странах. «Тост И.В. Сталина «За русский народ!» Причины появления двух версий первоисточника; мнение историков о ключевой идее «самого загадочного выступ- ления Сталина» и т.д. «Войны памятников в современном мире» Прошлое столетие в воспоминаниях и оценках его ровесников и совре- менников.
15 «Третья версия истории улья с лубочной крышкой» Моделирование вариативных версий истории одного и того же объекта на основе многоперспективного подхода к изучению истории. «Удачи России в ХХ веке» Виртуальный музей.
16 «Один день из жизни…» Этюд-зарисовка, ролевая игра на сюжеты из повседневной жизни юдей разных столетий, культур и пр., в т.ч. своего города, села или района. «Посмотрите на картину и вы … услышите» Озвучение сюжетов исто- рических картин. «Пресс-конференция П.А. Столыпина» «Ответы» российского реформатора начала ХХ века на вопросы современных «журналистов».
17 З адание 5 Разработайте тематику ученических проектов, используя разные классификации (школьный курс истории и тема по выбору учителя). Внесите их в расширенное темати- ческое планирование. Проанализируйте роль и место проектов в достижении образовательных результатов. Разработайте комплекс критериев оценки проекта по истории, ориентированный на диагностику предметных, личностных и мета- предметных результатов изучения истории в школе. Примите во внимание возрастные и познавательные возможности уче- ников, которым будет предложен этот проект, и особенности самого проекта. З адание 6
18 З адание 7 Проанализируйте критерии, которыми руководствуется жюри на Всероссийской олимпиаде школьников по истории, проверяя результаты второго тура («Исследовательский проект») // – Задания и решения: 2011 – 2013 гг.). Проведите методический консилиум по вопросам качества учебно-методических материалов и подготовки школьников к региональному и российскому этапам олимпиады по истории.
19 БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ! Издательство «Просвещение»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.