Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСтанислав Осьминкин
1 структура и содержание пособия
2 Аннотация В книге представлен анализ психологической и педагогической литературы, посвящённой рассмотрению возрастных особенностей становления личности. Характеристика всех возрастных этапов в жизни человека – от зачатия до старости и смерти, соотнесена с учением о человеке в православной традиции мировосприятия. Книга адресована социальным педагогам, может быть использована психологами, социальными работниками, студентами педагогических и духовных учебных заведений, родителями, специалистами служб семьи, священнослужителями. Рассмотрение с психолого-педагогических позиций всех возрастных этапов в жизни человеческой личности может быть востребовано всеми, кто пытливо вглядывается в человеческую жизнь
3 Глава 1. Основные положения возрастной психологии 1.1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки Исторический очерк исследований проблем возрастного развития Категория развития Теории психического развития Источники, движущие силы и условия психического развития Механизмы развития личности ребенка и взрослого: общее и особенное Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис Основные положения православной антропологии в курсе психологии развития 51
4 Глава 2. Условия и факторы, влияющие на развитие личности 2.1. Проблема периодизации психического развития Дальнейшие исследования психологических детерминант морального сознания Понятия «возраст» и «развитие», их трактовка в различных теориях развития Взаимосвязь обучения и развития в онтогенезе Отклонения в психическом развитии Развитие личности в трудных жизненных ситуациях и экстремальных условиях Развитие личности в условиях депривации Понятия сенситивности и возрастного кризиса 130
5 Глава 3. Психология детских возрастов 3.1. Начало жизни человека Становление и развитие систем пренатального воспитания Первый возраст жизни Психическое развитие в младенчестве Психическое развитие в раннем детстве Психологическая характеристика дошкольного возраста Кризис семи лет Кризис семи лет и проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе Психологическая характеристика младшего школьного возраста Психологические особенности подростка Психология юности Понятие воли в психологии, педагогике и богословии. Возрастные кризисы как опорные точки воспитания воли у детей Влияние религиозной культуры на становление самосознания в детском возрасте 285
6 Глава 4. Развитие личности в возрастах взрослости 4.1. Молодость Кризис середины жизни миф или реальность? Зрелый возраст Психология старости Смерть «последняя стадия роста» Работа с людьми, пережившими смерть близкого человека 328
7 Структура самосознания личности По мысли Л.С.Выготского целостное становление структуры самосознания личности, как правило, завершается к концу подросткового возраста. Способность к самосознанию связана с овладением человеком рефлексией. Рефлексивные качества психики в основном оформляются в возрасте после 7 лет (о чем более подробно в главе «Младший школьный возраст»).
8 Развитие теории структуры самосознания В работах В.С.Мухиной выявлено, каким образом в процессе психического развития ребёнка им присваивается сложившаяся в истории человечества совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций, позволяющая воспринимать себя одновременно социальной единицей и уникальной личностью.
9 Структура самосознания личности обеспечивает её целостность, предполагающую сохранение основных смыслов и значений для человека ценности его существования состоит из пяти базовых звеньев, которые начинают постепенно оформляться с момента рождения человека, но полноты своего раскрытия достигают к завершению возраста детства
10 Звенья структуры самосознания представления о своём имени и теле, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности социальное пространство личностных отношений
11 Значение религиозного воспитания для развития самосознания личности Традиционным для отечественной психологии является рассмотрение развития психики ребёнка в контексте той культуры, которую он воспринимает из своего окружения и в связи с той деятельностью, которая доступна ребёнку в сотрудничестве с взрослым.
12 Учет возрастных особенностей в процессе усвоения традиций Православной культуры в детстве имеет двойную ценность постижение богодухновенной культуры на каждом этапе онтогенеза способствует более глубокому и разностороннему развитию детской психики и знакомству ребёнка с такими видами человеческой деятельности, которые недоступны в десакрализованной культуре (молитва, пост, покаяние) учёт психологических особенностей личностного развития детей в процессе обучения культуре религиозной жизни обуславливает становление гармоничного образа мировосприятия у ребёнка, что в конечном итоге формирует к концу детства устойчивое мировоззрение
13 Представление о своём имени. «Имя – личное название человека, даваемое ему прежде всего при рождении; знак, позволяющий причислить человека к определённому социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу» (52, с.387). Психологи подчёркивают, что в условиях современной жизни имя теряет для человека остроту мифологического отношения, сохраняя при этом мощное значение и смысл для его носителя. Имя позволяет ребёнку познавать собственную сущность, так как очень быстро соединяется в сознании с «Я», употребляемого также для обозначения себя самого.
14 Представление о своем имени Православная традиция наречения ребёнку при крещении имени святого даёт дополнительный параметр самоидентификации ребёнка с личностью его небесного покровителя, у которого, как правило, есть жизнеописание (житие), каноническое изображение (икона) и особая форма личностного обращения к нему (молитва святому). Такого рода личностное обращение ребёнка с носителем его имени обеспечивает сакральное восприятие собственного имени, даёт возможность поддержать в ребёнке его чувство самоуважения, что повышает уровень самооценки.
15 Представление о своем теле Отношение к собственному телу ребёнок формирует посредством отношения к нему близких взрослых людей, отношение к человеческому телу вообще он усваивает через культурные ориентации ближайшего окружения и бытующие в нём традиции
16 Представление о своем теле Христианская культура имеет глубокую и самобытную концепцию представлений о телесной сущности человека, как о природе человеческой личности. Отличительной особенностью православного воспитания представлений о человеческом теле и его предназначении является стремление к сохранению телесного и духовного целомудрия. Православная аскетика – наука о сохранении телесной и духовной целостности, учит тому, какими способами человек может научиться управлять своим телом и мыслями, каким образом он может выстроить отношения с другими людьми и Богом.
17 Потребность в признании является сущностной характеристикой человека. Взрослый человек реализует эту потребность в своей деятельности, признание ребёнка первоначально осуществляется в атмосфере его семейного принятия и любви.
18 Потребность в признании Специалистами подчёркивается, что ребёнку важно чувствовать свою уникальность и неповторимость, его нельзя путать с другим. Для нормального психического развития ребёнка ему предстоит усвоить своё имя, лицо и тело, неслучайность своего появления в этом мире, автономную ценность его существования. Все названные условия способствуют формированию психической устойчивости, субъективного ощущения себя счастливым и любимым ребёнком.
19 Половая идентификация растущего ребёнка обеспечивается также в основном в его семейном воспитании. К концу раннего возраста дети устанавливает для себя свою половую принадлежность, а в течение первых семи лет интенсивно осваивают поведенческие формы, интересы и ценности своего пола, проявляя различные эмоциональные реакции на сверстников своего и противоположного пола. Необходимость гендерного подхода в воспитании обоснована современной психологией и педагогикой (Мудрик А.В.). Однако, методы полового воспитания, предлагаемые секулярной педагогикой и психологией, в большинстве своём далеки от сохранения целостности детской психики.
20 Половая идентификация Для православного воспитания проблема полового воспитания в настоящее время заключается в недостатке современных христианских целомудренных программ воспитания детей и юношества в сфере отношения полов.
21 Психологическое время личности Позволяет адекватно реагировать на свой жизненный путь во времени, представленном прошлым, настоящим и будущим, и переживать в нём своё физическое и духовное изменение. Чем младше ребёнок, тем большее участие в формирование его жизненной перспективы принимает взрослый. Именно взрослый закладывает основы субъективной картины жизненного пути у ребёнка, учит соотносить себя не только с образами прошлого, но и будущего, причём прошлого и будущего, как отдельной личности, так и целой нации и государства.
22 Психологическое время личности Где я был, когда меня не было? Что будет со мной, когда я умру?
23 Социальное пространство личности представляет собой условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей, в сферу деятельности и общения. В качестве таких условий В.С.Мухина называет – место, где протекает жизнь человека, стиль и содержание общения, обусловленные принадлежностью к определённой культуре (культурам), внутреннюю позицию самого человека по отношению к истории своего народа. Освоение социального пространства ребёнком происходит посредством накопления представлений о самом себе и своём окружении.
24 Социальное пространство личности «Ребёнок… выделяет значимые для себя опоры, от которых он отталкивается как «от печки»… При этом ребёнку необходимо знать и чувствовать, что он не случаен в этой жизни, не одинок, как все живое на Земле. Конечно, он появился на свет от мамы и папы, а не путём клонирования, как пресловутая овечка Долли. У него есть живущие на этом свете родственники, у него есть предки, далёкие и близкие»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.