Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлиса Шугаева
1 СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ- МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФГОС УЧЕБНО - ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ДЕКАБРЬ 2012 г. МОУ СОШ 1
2 Притча Не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.
3 ЦЕЛЬ СЕМИНАРА: Совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно- деятельностного подхода в обучении.
4 ЦИТАТА ДНЯ: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер, английский философ, социолог 19 века.
5 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ… Концепция «Учение через деятельность» Автор – Джон Дьюи (американский философ и педагог 20 века) Основные принципы: учет интересов, учение через обучение мысли и действию, познание и знание как следствие преодоления трудностей, свободная творческая работа и сотрудничество.
6 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ… 1985 год – первое упоминание о системно - деятельностном подходе в России. Авторы: Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов; Л.С. Выготский, Л.В. Занков; А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов; и многие другие исследователи.
7 ВОПРОС: Что заставило нас начать активно изучать и использовать забытые «новые» технологии, методы, подходы (в том числе и системно - деятельностный) в своей педагогической практике?
8 ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ Смена целей образования. Иное понимание качества образования. Растущая необходимость владения практическими умениями и навыками. Процесс приближения российского образования к общеевропейским стандартам. Введение ФГОС.
9 МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Целью данного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
10 ПРЕДПОЛАГАЕТ: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.
11 ПРЕДУСМАТРИВАЕТ: наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
12 Формированию ключевых компетентностей обучающихся: информационных коммуникативных познавательных социальных личностных СПОСОБСТВУЕТ:
13 – ОСНОВА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…» Г. А. Цукерман, доктор психологических наук «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями». Ж.-Ж. Руссо, выдающийся деятель 18 века.
14 ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
15 ТЕХНОЛОГИЯ Как и любая другая, она состоит из следующих элементов: целеполагания, определенного содержания образования, учета конкретных условий, предпочтительных форм и методов обучения и выхода на результат. СДП включает в себя: - Мотивацию к учебной деятельности; - Актуализацию знаний; - Проблемное объяснение нового знания; - Первичное закрепление во внешней речи; - Самостоятельную работу с самопроверкой (вн. речь); - Включение нового знания в систему знаний и повторение; - Рефлексию.
16 ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА. Цель образовани я Содержание образовани я Конкретны е условия Подход к обучению Возможные типы урока Структура урока (ведение нового знания) Методы обучения (по выбору учителя) Ожидаемый результат Развитие личности ребенка, его творческих способност ей и интереса к предмету Развитие универсаль ных учебных действий Программн ый материал УМК Ступень обучения; Класс; Уровень развития обучающихс я; Учебно- методическо е и материально - техническое оснащение образовател ьного процесса; Квалификац ия учителя; Системно - деятельностны й подход 1.Введение нового знания 2.Урок построения системы знаний. 3.Урок рефлексии. 4.Урок развивающего контроля. 1.Мотивирование к учебной деятельности. - проектный - ролевые \ деловые игры - проблемный метод исследовательски й метод - метод решения практических задач - коллективн творческой деятельности - поисковый метод - дискуссион метод коммуникативны й Формирование УУД (универсальных учебных действий): Информационн ых Коммуникативн ых Познавательных Регулятивных Социальных Личностных 2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3.Выявление места и причины затруднения. 4.Построение проекта выхода из затруднения. 5.Реализация проекта. (открытие нового знания). 6.Первичное закрепление нового знания во внешней речи. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8.Включение в систему знаний и повторение. 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
17 УРОК С ПОЗИЦИЙ : ТИПЫ урок открытия нового знания; урок рефлексии; урок построения системы знаний; урок развивающего контроля.
18 УРОК С ПОЗИЦИЙ : СТРУКТУРА 1.Мотивирование к учебной деятельности. 2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3.Выявление места и причины затруднения. 4.Построение проекта выхода из затруднения. 5.Реализация проекта. (открытие нового знания). 6.Первичное закрепление нового знания во внешней речи. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8.Включение в систему знаний и повторение. 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
19 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ НА УРОКЕ
20 УРОК С ПОЗИЦИЙ : МЕТОДЫ - проектный - ролевые \ деловые игры - проблемный метод - исследовательский метод - метод решения практических задач - коллективной творческой деятельности - поисковый метод - дискуссионный метод - коммуникативный
21 АЛГОРИТМ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом. Исходя из темы и цели урока, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогические приемы и методы. Подготовить учебные задачи на основе материала учебника (может быть использован банк данных). Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно - деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.
22 КОНСТРУКТОР УРОКА
23 УРОК С ПОЗИЦИЙ : КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТ ИВНОСТИ Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.). Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
24 На уроке даются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
25 Позиция учителя Позиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция ученика Позиция ученика за познание мира в специально организованных условиях.
26 Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
27 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Проектирование урока с позиций системно- деятельностного подхода»
28 ТЕЛЕГРАММА ____________
29 РЕФЛЕКСИЯ УЧИТЕЛЯ что я делаю? с какой целью? каковы результаты моей деятельности? как я этого достиг? можно ли сделать лучше? что я буду делать дальше? Пока педагог задает себе эти вопросы – он развивается. Рефлексия залог развития!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.