Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЯрослав Семибратов
1 Становление концертмейстерской деятельности в России XVIII - XX веков Презентацию подготовила: концертмейстер Гаврилюк Т.Г.
2 Истории клавирного аккомпанемента в России около трех веков. Существует профессия концертмейстер, имеющая свою специфику, исполнительские и педагогические традиции. В нее вовлечено большое количество музыкантов. Аккомпанемент как вид музыкальной практики долгое время культивировался преимущественно в сфере бытового музицирования, а в деятельности музыканта- профессионала являлся сопутствующим родом занятий.
3 Процесс выделения аккомпанемента в самостоятельную разновидность профессиональной работы пианиста начался только во второй половине XIX века. Завершился он в XX столетии. Сейчас очевидна важная роль концертмейстера в исполнительстве, ясно и сколь существенно значение искусства аккомпанемента. Для многих пианистов профессия концертмейстера является основной. Ее престиж поддерживается всероссийскими и международными конкурсами концертмейстеров и наградами (дипломами на конкурсах исполнителей). В профессиональных музыкальных учебных заведениях пианисты обучаются в классе концертмейстерского мастерства, постигая тонкости профессии.
4 Концертмейстерство в его разных проявлениях, вызревая в недрах русской фортепьянной культуры, формируясь в тесном общении с оперной, вокальной, инструментальной музыкой и связанным с ними исполнительством, постепенно обрело статус вполне самостоятельной специфической деятельности. Ее особенность проистекает из сосуществования двух функционально различных партий клавирного аккомпанемента и солирующего голоса (инструмента), их особого ансамблевого взаимодействия и, как следствие, комплекса, стоящих перед аккомпаниатором задач.
5 Замечательный концертмейстер XX века, Е. Шендерович, справедливо отмечал: «Специфика сольной и аккомпаниаторской деятельности столь различна, что нетрудно назвать многих солистов-пианистов, весьма крупных концертантов, почти не владеющих искусством аккомпанемента, и, наоборот, пианистов, прославившихся именно высоким мастерством и художественным уровнем аккомпанемента, однако абсолютно не проявивших себя в амплуа солиста» ШЕНДЕРО́ВИЧ Евгений Михайлович
6 Термин «аккомпанемент» имеет два значения: аккомпанемент как фортепьянная партия вокального произведения и как «сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и др.)». Основное внимание сосредоточено на втором значении этого слова. Термином «аккомпаниатор» определяется специфическая роль одного из участников процесса совместного музицирования. Термин «репетитор» согласно традиции XVIII-XIX веков применяется к музыканту-профессионалу, разучивавшему партии с вокалистами в повседневной репетиционной работе.
7 В термин «концертмейстер» вкладывается следующий смысл: «способность быть партнером, единомышленником солиста, но, когда это необходимо, стать руководителем, лидером». По утверждению Е. Шендеровича: «в деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические, творческие функции. Отделить одно от другого и понять, что превалирует в экстремальных концертных или конкурсных ситуациях, трудно».
8 К названным функциям добавим еще одну - репетиторскую; раздвинем границы другой - педагогической: концертмейстер может быть не только наставником партнера, но и обучать искусству аккомпанемента. Понятие «концертмейстерская деятельность» мыслится в объеме большем, нежели «концертмейстер». Но связь двух понятий безусловна, ибо функции концертмейстера являются базовыми для концертмейстерской деятельности.
9 Первый этап (XVIII - начало XIX века) - базовый с точки зрения формирования условий, в которых функционировал аккомпанемент, обнаружения его первичных (для России) форм аккомпанирующей и репетиторской, и их носителей - любителей, а так же композиторов-профессионалов, чья деятельность была синкретической. Именно на этом этапе русское концерт- мейстерство на длительное время связало свою судьбу с вокальным искусством и вокальной музыкой.
10 Второй этап (20-е годы XIX - начало XX столетия) можно расценивать как переломный и основополагающий: на концертной сцене появился пианист-профессионал, утвердившийся в качестве равноправного партнера ансамбля, сложились профессиональные критерии искусства аккомпанемента, наметились контуры концертмейстерской деятельности, концертную практику дополнили первые педагогические опыты подготовки будущих концертмейстеров.
11 Важнейшую роль в становлении искусства аккомпанемента в России сыграли: М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, А. Рубинштейн, М. Глинка А. Даргомыжский М. Мусоргский А. Рубинштейн
12 С.Рахманинов, Н. Метнер. Благодаря их исполнительской культуре аккомпанемент как вид искусства вобрал в себя черты, свойственные национальному фортепьянному стилю. Певучее, «вокальное» звукоизвлечение, образная выразительность, идеальное владение техникой при отсутствии внешних эффектов стали наиболее ценимыми качествами игры не только в XIX, но и XX веках. Их камерно-вокальная музыка потребовала активного творческого участия пианиста в исполнительском процессе, что привело к переоценке значимости фигуры аккомпаниатора. С.Рахманинов Н. Метнер
13 Третий период (большая часть XX века) носит двоякий характер: итоговый, поскольку к логическому завершению приходят отдельные процессы и этапный, так как зарождаются новые тенденции. Начавшееся в конце XIX века вычленение концертмейстерства в самостоятельную область творческо-исполнительской деятельности, завершилось в XX столетии появлением профессии «концертмейстер». Сама же деятельность приобрела вполне четкие очертания.
14 Новая профессия утверждалась в своих правах музыкантами, для которых концертмейстерство стало основным, а в некоторых случаях единственным видом творчества. Имена М. Бихтера, А. Меровича, С. Стучевского, М. Неменовой-Лунц, Е. Шендеровича, В. Чачавы и других выдающихся концертмейстеров стоят сегодня в одном ряду с именами знаменитых исполнителей-солистов. Лучших концертмейстеров отличает не только высочайший уровень профессионализма, но и наличие исполнительской индивидуальности, творческого почерка. В. Чачава М. БихтерМ. Неменова-Лунц
15 Изучение истории становления концертмейстерства и его жизни сегодня приводит к выводу: существует национальная концертмейстерская школа как совокупность сохраняемых и передаваемых знаний и традиций. Ее исполнительские и педагогические принципы утверждаются и реализуются в XX веке в деятельности множества музыкантов.
16 Одной из основных отличительных черт отечественной школы является тесное, партнерское, сотрудничество концертмейстера с солистом, активное участие в создании интерпретации сочинения. В учебном процессе концертмейстер является, по сути, вторым педагогом наставником, способствующим формированию будущего музыканта-профессионала.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.