Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМария Асадова
1 Развитие региональной системы выявления и поддержки одаренности обучающихся Матина Г.О., к.психол.наук, доцент КУЭО СПбАППО
2 Основные вопросы Теоретические подходы к работе с одаренными детьми Опыт регионов Северо-Западного Федерального округа по созданию условий Опыт Ленинградской области в создании модели управления процессами сопровождения различных видов одаренности Актуальные задачи
3 Основные понятия Одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование. (Рабочая концепция одаренности)
4 Понятия «одаренные дети» Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». (Рабочая концепция одаренности)
5 Проблемы выявления одаренности Возрастная специфика проявления одаренности Личностные особенности как важнейший фактор успешности реализации способностей Явная и потенциальная одаренность Отсутствие валидного инструментария Относительность критерия «достижения» при создании баз данных одаренных детей
6 Основные закономерности Потенциальная одаренность присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность может демонстрировать незначительная часть детей. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.
7 Виды одаренности Наиболее распространенной является выделение видов одаренности по критерию видов деятельности: практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая и духовно- ценностная В ПНПО: «Социально-значимая и общественная деятельность», «Научно- техническое творчество, учебно- исследовательская деятельность», «Профессиональное мастерство», «Художественное творчество», «Любительский спорт»
8 Виды одаренности 1) Общая одаренность, базирующаяся на высоком уровне развития высших психических функций, отвечающая за успешность обучения (обучаемость); 2) Интеллектуальная одаренность, отвечающая за преобразование и применение опыта; 3) Творческая одаренность, проявляющаяся в возможностях расширения опыта, его трансформацию, выход за пределы известного. 4) Специальная одаренность
9 Талант или одаренность? Одаренность как высокий уровень овладения деятельностью относительно других людей или возрастной нормы. Талант как наивысшая продуктивность деятельности, как способность создавать оригинальные, инновационные продукты, самостоятельное творчество (одаренность+творчество+успех)
10 Концепции Согласно концепции, разработанной под руководством профессора Н.И.Ильичевой в НИИ ПУО БГПУ, все дети, рожденные без патологии головного мозга, одарены от природы. На развитие одаренности влияют многие факторы: биогенетический, социально-экономический, педагогический – в их диалектическом единстве. Педагогический фактор рассматривается как ведущий.
11 Способности «Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающейся в соответствующей деятельности и деградирующий при ее отсутствии». (К.К.Платонов» «Способности развиваются в деятельности» (Б.М.Теплов)
12 Модели развития одаренности, поддержка одаренных учащихся Институциональные Организационно- технологические формы деятельности Специализированные учреждения Специализация (профилизация) учреждений общего образования Центры Учреждения ДОД Учреждения культуры Общественные движения и организации Олимпиады, конкурсы, акции, форумы, конференции, проектная и исследовательская деятельность и другие интерактивные технологии, сборы, лагеря, формы организации образовательного процесса, психолого-педагогического сопровождения, сетевые модели и межведомственное взаимодействие
13 Институциональные формы Школы повышенного уровня Специализированные школы-интернаты Нетиповые образовательные учреждения Профильные классы и группы Очно-заочные школы Учреждения дополнительного образования Учреждения культуры Региональные и муниципальные центры по организации работы с одаренными учащимися (Ярославль, Ленинградская область) Организационно-методические центры (Великий Новгород) Ресурсные центры Общественные организации и общественные движения (общероссийское общественное движение «Одаренные дети – будущее России»),
14 Организационные формы Олимпиадное и конкурсное движение всех уровней (номинации ПНПО -«Социально-значимая и общественная деятельность», «Научно-техническое творчество, учебно-исследовательская деятельность», «Профессиональное мастерство», «Художественное творчество», «Любительский спорт») Чествования, смотры, привлечение СМИ, различные формы наград (фотоальбомы достижений) Форумы (Московский международный форум «Одаренные дети») Акции Межведомственное взаимодействия Сетевые модели организации Сборы, слеты, летние лагеря, тематические профильные смены, каникулярии, заочные школы
15 Относительно новые формы работы привлечение молодежных общественных организаций (Республика Карелия, Мурманская область) и осуществление межведомственного взаимодействия при организации работы с одаренными учащимися (Санкт-Петербург, Ленинградская область), работа летних и каникулярных профильных смен и лагерей, учебно- тренировочных сборов (Архангельская, Калининградская, Ленинградская, Новгородская, Псковская), поиск инновационных форм работы в специализированных образовательных учреждениях научные общества, ассоциации, академии, лаборатории и др.; классы или группы для обучения одаренных детей в общеобразовательных школах; выделение одаренным учащимся дней для самостоятельной работы и развития; очно-заочные школы и другие дистанционные формы (Вологодская, Ленинградская, республика Карелия), организация региональных экспериментов (Ленинградская область)
16 Тенденции Наиболее распространенной формой выявления одаренности является организация регионального олимпиадного и конкурсного движения, имеющего специфику в регионах на уровне содержания и количества проводимых мероприятий. Неравенство условий в регионах Проблемы межведомственного взаимодействия Проблемы системности в управлении на разных уровнях организации деятельности: регион – муниципальные районы – ОУ
17 Опыт Ленинградской области Региональный эксперимент по созданию Центров по организации работы с одаренными учащимися Региональные УДОД – муниципальные Центры – ОУ разных типов и видов Модели: координационно-методические центры, УДОД как центр по организации работы с одаренными учащимися, сеть ресурсных центров, сетевые проекты, инновационные площадки
18 Опыт работы с одаренными
19 Сетевые проекты Академическая одаренность («Ступени к науке» Научное общество обучающихся ОУ ГМР, «Окно в науку» -ЦИТ, «Я могу. Сетевой проект по профориентации школьников», проект районного лагеря для работы с одаренными детьми РЦДТ) Социальная одаренность («Территория успеха: шаг за шагом», «Мечтай, двигайся, совершай!» социальный молодежный проект для сельского поселения) Творческая одаренность («Танцуют все!» - СОШ 8, «Шаги к успеху» (ЦДОД) Спортивная одаренность («Путь к Олимпу». Проект ДЮСШ по организации тестирования спортивной одаренности учащихся»)
20 Лучшие образовательные практики Рейтинговая система оценки достижений каждого ребенка и результативности работы детских объединений Организация районных интеллектуальных игр ( - Большой интеллектуальный марафон РЦДТ как центр профориентации школьников с 5 по 11 классы, надпредметные олимпиады, творческие смены на базе школ
21 Лучшие образовательные практики ЦИТ – образовательные программы повышенного уровня, сопровождение исследовательской деятельности детей в партнерстве с вузами СЮН как центр сетевого взаимодействия сельских школ Индивидуальные программы для одаренных детей Социально-педагогические проекты Районные научно-исследовательские конференции
22 Проект концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему формирование государственного и социального заказа на развитие одаренных детей, направленного на обеспечение социального и экономического эффекта в инновационном развитии государства; разработка системы диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренных детей, мониторинга их продвижения в социуме, регионе, государстве; организация межведомственной и внутриотраслевой интеграции в работе с одаренными детьми; формирование связей на уровне «регион – муниципальный район – образовательное учреждение», обеспечивающих непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в социуме и регионе; создание системы подготовки педагогических и управленческих кадров разных ведомств для организации процесса сопровождения развития одаренного ребенка; мотивационная поддержка работы с одаренными детьми на уровне государства и регионов; создание ресурсных центров (стажировочных площадок) на базе образовательных учреждений, имеющих возможности в обеспечении отдельных направлений работы с одаренными детьми; организацию тьюторского сопровождения одаренных детей в процессе взаимодействия образовательных учреждений разных типов и ведомств.
23 "Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов"(утв. Президентом РФ ) Создание условий для развития способностей всех детей и молодежи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи) Непрерывность и преемственность на всех уровнях образования Межведомственное и сетевое взаимодействие Распространение лучшего опыта и инновационных образовательных практик Сочетание государственных и общественных инициатив и ресурсов
24 «Петербургская школа 2020» «НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: переход от задачи «разнообразие в неформальном образовании» к задаче «воспитание неформальным образованием». Направление включает темы: духовно– нравственные ориентиры и воспитание петербургских школьников; технологии воспитания; выращивание и сопровождение одаренных детей; межведомственная включенность в проблему воспитания; поддержание лидерских позиций петербургского неформального образования - роль системы дополнительного образования.
25 «Петербургская школа 2020» «РАВНЫЕ И РАЗНЫЕ»: дополнение принципа «доступность качества» принципом «качество доступности». Направление включает темы: равный доступ для разных детей ( для каждого ребенка) к качественному образованию; разнообразие условий для получения образования: инклюзия, домашнее обучение, семейное обучение, дистант, образование и воспитание детей-мигрантов.
26 Конкурс инновационных продуктов учебно-методическое описание организации образовательного процесса (цель, содержание, технологии, формы обучения, мониторинг результативности, модели деятельности учащегося и педагога и т.д.); описание необходимых и достаточных условий реализации данного учебно-методического продукта в практической деятельности; комплект нормативных и учебно-методических разработок, обеспечивающих реализацию образовательной практики (нормативный акт, методические рекомендации, учебно-методический комплекс, контрольно-измерительные материалы, учебник и т.д.).
27 Актуальные задачи Решение управленческих задач Интеграция и развитие ресурсов Системность и преемственность решаемых задач в образовательных системах Охват различных категорий детей Индивидуализация работы Сетевое взаимодействие и социальное партнерство
28 «Выбирайте самые трудные пути – на них у вас никогда не будет конкурентов» (Шарль де Голль)
29 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.