Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМихаил Шамшурин
1 Проект «Экология человека: учимся, общаемся, ведем здоровый образ жизни» Московская область, г. Подольск. МОУ «Гимназия 7»
2 Цель, задачи, срок реализации Целью данного проекта является создание безопасной психосоматической среды школьников. Среди задач можно выделить основные: 1. Выявление стрессогенных факторов, отрицательно влияющих на физическое и психическое здоровье современного школьника; 2. Разработка и внедрение конкретных мер по физической и психической безопасности детей. Проект начат педагогом-психологом в 2011 году и будет внедрён в МОУ «Гимназия 7» на постоянной основе.
3 Этапы работы. Теоретический Изучение актуальности проблемы, составление плана работы, подбор специальной литературы, изучение опыта других организаций; Формирование инструментария (составления плана наблюдения и бесед; составление опросников; подбор тестового материала).
4 Практический этап I. Изучение экологичности учебных нагрузок гимназистов. Актуальность: многие психосоматические проблемы современного школьника, по мнению детей и их родителей, напрямую связаны с его школьной жизнью – количеством уроков, объемом домашних заданий и пр. Целью исследования стало изучение экологичности образа жизни учащихся среднего звена образовательного учреждения повышенного статуса (гимназия). Среди задач исследования мы видели следующие: Выявление учебных и дополнительных нагрузок учащихся среднего звена и их соответствие здоровому образу жизни; Выявление соответствия учебных нагрузок учащихся и учебных достижений гимназистов; Выявление соответствия норм СанПин и реальных нагрузок учащихся. Исследование проводилось на учащихся среднего и старшего звеньев.
5 Практический этап I.Методика и материалы В соответствии с задачами исследования нами была выбрана стандартная (валидная и надежная) методика – опросник САН (Самочувствие, Активность, Настроение), работа с которой проводилась в течение учебной недели (6 дней) утром (после 1-го урока) и днем (после уроков и ДОУ). В опросе принимали учащиеся 6-10 классов, по два человека от класса, имеющие разный уровень успеваемости – учащиеся-хорошисты и успевающие на «хорошо» и «удовлетворительно». Данные, собранные в течение недели участниками исследования, обрабатывались ими в соответствии с ключом методики. Кроме того, учителям гимназии и испытуемым предлагались анкеты, направленные на выявление внешкольных учебных нагрузок (время, потраченное на подготовку домашних заданий). Данные обрабатывались и анализировались учащимися – членами исследовательской группы. Исследовались и требования СанПин (в части допустимых учебных нагрузок в соответствии с возрастными нормами), а также соответствие этих требований и реальных нагрузок гимназистов
6 Практический этап I. Результаты исследования 1. Наибольшей продуктивности учащиеся достигают в середине учебной недели, однако единственный выходной день – воскресенье не позволяет подросткам полностью восстановить силы к началу новой шестидневки; 2. Успешные учащиеся посвящают практически все свободное время в период учебной недели приготовлению домашних заданий. Хорошисты выполняют их и в воскресные, праздничные и каникулярные дни. Слабоуспевающие гимназисты используют свободное время для отдыха и развлечений, что негативно сказывается на их успеваемости; 3. Требования СанПин и требования, предъявляемые образовательным учреждением (на основании учебного плана и образовательной программы) к хорошо успевающему ученику не согласуются между собой. хорошисттроечник 3,2 часа2 часа УчителяХорошистыТроечники Задают домашние задания на каникулы и выходные дни 100% Выполняют домашние задания на каникулах и в выходные дни 100% Выполняют домашние задания на каникулах и в выходные дни 30%
7 Практический этап I. Выводы Шестидневная учебная неделя отрицательно влияет на здоровье учащихся, т.к. единственный выходной день – воскресенье не дает возможности учащимся восстановить силы к началу новой учебной недели. В то же время, перераспределение учебных часов в заведениях повышенного статуса (гимназии, лицеи) на пятидневную учебную неделю может вызвать снижение работоспособности, нарушения психосоматического и соматического состояния учащихся; Успешность учащегося зависит от количества времени, потраченного им на выполнение домашних заданий. В большинстве случаев это количество не соответствует (превышает) требованиям СанПин; Многие учащиеся физически не справляются с программой гимназии и вынуждены пребывать в разряде «слабоуспевающие», что может послужить поводом для проведения отбора детей при поступлении в учебное заведение повышенного статуса. Однако такой отбор противоречит Закону об образовании РФ (кроме профильных классов); Для выполнения учебных программ по предметам в гимназии учителя вынуждены нарушать требования СанПин в части дозирования домашних заданий, которые могут даваться на каникулярные, праздничные и выходные дни; Свободное время учащихся, которое может быть использовано для поддержания физического и психологического здоровья школьника крайне ограничено и часто используется не по назначению (компьютерные игры, социальные сети и пр.). Темп жизни и ее насыщенность учебной и внешкольной деятельностью современного учащегося гимназии среднего звена не направлены на физическое и психологическое благополучие.
8 Практический этап I. Пути решения Среди конкретных мер, принятых на основании анализа полученных результатов, были приняты следующие: Психологом проведены тренинги для учащихся, направленные на повышение эффективности обучения (тренинги «Ведущая модальность» «Тайм-менеджмент»); Проведены индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, целью которых был пересмотр внеучебных нагрузок гимназистов; Проведены встречи гимназистов с медицинскими работниками (просветительская работа); Администрацией гимназии было принято решение по организации на базе Гимназии востребованных кружков и секций с целью экономии времени гимназистов на дорогу (среднестатистические режимы дня гимназистов до и после организации их кружковой деятельности приведены в таблицах). режим дня уроки ДОУ свободное время (включая транспорт) минут кружки, секции свободное время (включая транспорт) часа режим дня уроки ДОУ свободное время (исключая транспорт) час 15 минут кружки, секции свободное время (исключая транспорт) часа
9 Практический этап II. Информационная зависимость и информационный стресс Актуальность: многие психосоматические проблемы современного школьника, по мнению детей, их родителей и специалистов, напрямую связаны с количеством и качеством получаемой ими информации (включая СМИ, Интернет и пр.) Целью исследования стало изучение информационной зависимости современного подростка. Среди задач исследования мы видели следующие: Выявление количества и качества информации, получаемой подростками из электронных источников ; Изучение информационной зависимости подростков (потребность в получении информации); Выявление влияния информационного потока на психическое, физическое состояние подростка, а также на качество его социальной адаптации. Исследование проводилось на учащихся среднего звена.
10 Практический этап II. Методика и материалы В основе практической части данного исследования лежит опросник, разработанный педагогом- психологом МОУ «Гимназия 7» ВопросДаНет Я провожу за компьютером не менее 3-х часов ежедневно 1 балл0 баллов Я являюсь активным пользователем социальных сетей 1 балл0 баллов Я играю в компьютерные игры не менее 5 часов в неделю 1 балл0 баллов Я использую компьютерные ресурсы для поиска необходимой информации не менее 5 часов в неделю 1 балл0 баллов Я «захожу» на различные форумы не менее 3-х раз в неделю 1 балл0 баллов Я пользуюсь электронной книгой чаще, чем бумажным носителем 1 балл 0 баллов Я набираю текст на клавиатуре компьютера или телефона быстрее, чем пишу 1 балл0 баллов Я отсылаю более 10 sms-сообщений в день 1 балл0 баллов Я пользуюсь ГДЗ при подготовке домашних заданий (из Интернет-источников) 1 балл0 баллов Мне проще подготовить электронную презентацию, чем доклад или устное сообщение 1 балл0 баллов Для меня одним из самых серьезных наказаний является «лишение» компьютера 1 балл0 баллов Лучшим подарком для меня является какое-либо электронное устройство 1 балл0 баллов Я могу провести за компьютером ночь 1 балл0 баллов В последнее время меня беспокоят головные боли 1 балл0 баллов В последнее время я замечаю ухудшение зрения 1 балл0 баллов Чувствую слабость, быстро утомляюсь 1 балл0 баллов Я стал(а) раздражителен, могу резко ответить, нагрубить 1 балл0 баллов В последнее время меня беспокоит мое здоровье 1 балл0 баллов Я ссорюсь с близкими из-за места за компьютером 1 балл0 баллов Я выполняю просьбы родителей в обмен на разрешение провести время за компьютером 1 балл0 баллов Мне проще общаться с людьми «по Интернету», чем в реальности 1 балл0 баллов
11 Практический этап II. Результаты исследования Всего в опросе принимало участие 159 человек (обоего пола, учащиеся 6-9 классов). Вопросы при обработке результатов были разделены на тематические блоки: 1. Количество времени, проведенного за ПК и в сети; 2. Интернет-информация, современные технологии и образовательный процесс; 3. Физическое здоровье и информационные нагрузки; 4. Социальные связи и современные информационные системы.
12 Практический этап II. Параметр 1 (Количество времени, проведенного за ПК и в сети)
13 Практический этап II. Параметр 2 (Информация, современные технологии и образовательный процесс)
14 Практический этап II. Параметр 3 (Физическое здоровье и информационные нагрузки)
15 Практический этап II. Параметр 4 (Социальные связи и современные информационные системы)
16 Практический этап II. Анализ результатов Образовательный процесс требует от учащихся навыков работы с информацией (поиск, структурирование, создание электронных презентаций и пр.). Количество времени, проведенное гимназистами в поисковых системах, а также за электронными играми (отдых, релаксация) превышает допустимые нормы (СанПиН, рекомендации врачей и физиологов); Гимназисты активнее используют электронные источники, нежели традиционные носители. Кроме того, возможности сети Интернет позволяют обращаться к сайтам, содержащим ответы на задания по предметам (ГДЗ, форумы и пр.); Соматическое неблагополучие и психологический дискомфорт учащихся могут быть связаны с высокими физиологическими нагрузками, связанными с использованием ПК, а также качеством информации, предоставляемой в сети Интернет (сцены насилия); Многие испытуемые предпочитают виртуальные контакты реальным. Их социальные – дружеские и внутрисемейные – связи часто страдают из-за информационной зависимости. Таким образом, поток информации, с которым имеют дело современные подростки, а также его качество могут негативно отражаться на психосоматическом и эмоциональном состоянии подростков.
17 Практический этап II. Пути решения Среди конкретных мер, принятых по результатам данного этапа исследования, можно перечислить следующие: Тематические классные часы и родительские собрания по теме «Информационная зависимость и информационный стресс»; Индивидуальная работа педагога-психолога с учащимися; Организация по просьбе родительской общественности полезного досуга (летние каникулы) в виде летней полевой практики по предметам биология (учитель Сечина Е.С.)и география (учитель Гордон М.Г.).
18 Перспективы работы по проекту Больший охват учащихся (включая начальную школу); Выявление новых стрессоров и их изучение; Разнообразие методов борьбы с дистрессом учащихся, вызванным учебными и внеучебными нагрузками, информационным потоком, иными стрессорами; Просветительская работа среди учащихся, педагогов, родителей (участие в работе приглашенных специалистов-медиков, психологов и пр.); Распространение опыта через публикации, выступления на ГМО классных руководителей и педагогов-психологов, участие в конференциях различного уровня (результаты работы оформляются учащимися в виде исследовательских и проектных работ).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.