Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГлеб Проскурин
3 В докладе представлена оригинальная методика преподавания дисциплины «Экология» для студентов ИНЖЭКИН МАИ. Приведены убедительные результаты анализа 10-ти летней статистики успеваемости студентов и данные внешнего интерактивного тестирования остаточных знаний студентов через полгода после изучения курса «Экология» при проведении федерального экзамена в сфере внешнего профессионального образования (ФЭПО), организованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
4 Законодательной платформой этой нормы является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от г. 7ФЗ Глава XIII «Основы формирования экологической культуры» содержит ст. 71, 72, 73, 74 ст. 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования» ст. 72 «Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях» ст. 73 «Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности » ст. 74 «Экологическое просвещение»
5 Подготовка программ дисциплин «Экология» и «Прикладные экологические расчеты» осуществлялись на кафедре «Безопасность жизнедеятельности», ныне переименованной в кафедру «Экологии и безопасности жизнедеятельности» 1. Дисциплина «Экология» читается на 5 семестре в ИНЖЭКИН МАИ для всех специальностей. Кроме обязательных тематических единиц предмет «Экология» в МАИ содержит : - - техническую специфику экологического менеджмента аэрокосмической отрасли (основы прикладных экологических расчетов используемых в практике управления экологической безопасностью экологически опасных производств аэрокосмического машиностроения) 2. Дисциплина «Прикладные экологические расчеты» читается в 9 семестре в ИНЖЭКИН МАИ для специальности «Экономика и управление на предприятии» со специализацией «Управление экологической безопасностью». Для этой специализации кафедра «Экологии и безопасности жизнедеятельности» является выпускающей и дисциплины «Экология» и «Прикладные экологические расчеты» являются профильным и необходимым практическим инструментом для будущих инженеров-экономистов, руководителей производств аэрокосмической отрасли.
6 Учебный материал по дисциплине «Экология», обогащенный спецификой, необходимой выпускнику авиационного института, изобиловал расчетными формулами, схемами, графиками и таблицами и с трудом укладывался в отведенные лекционные часы, что вызывало опасения в успешном усвоении материала и грозило снижением успеваемости студентов по предмету. Естественно, что это заставило искать новый подход к организации учебного процесса и методике изложения материала, с использованием современных приемов подачи учебного материала с использованием it-технологий. Возможность применения it-технологий в преподавании дисциплины «Экология» была выявлена в результате наблюдений за возросшей активностью студентов в повседневном применении современных электронных средств интерактивного обмена информацией, ставшей практически 100% с началом третьего тысячелетия.
8 1. Возможность обратной связи позволяет осуществлять постоянные консультации по тематике предмета и персонифицировать работу преподаватель-студент. 2. Визуализация материала в презентациях на лекции дает дополнительную возможность закрепить его, после предварительного самостоятельного ознакомления с темой очередной рассылки перед лекцией. 3. Возможность свободного изложения материала без перерывов на повторы и ожидания пока аудитория законспектирует сказанное, позволило «расширить временные рамки» лекций, сделать их более информационно насыщенными, и более эффективными с точки зрения усвоения материала. 4. Живое общение с аудиторией в режиме непосредственного диалога дает дополнительные возможности для пояснения сложных для понимания мест и детализации материала. 5. Предложенная методика подачи теоретического материала позволила повысить эффективность самостоятельной работы студентов, а так же уровень усвоения знаний и их уверенного применения при расчетах на практических занятиях. 6. Доказательным результатом применения предложенной методики явилось значительное повышение успеваемости на рубежных аттестациях, зачетах и экзаменах.
9 1. Снизилось количество «неуспевающих» студентов и количество «пересдач». 2. Студенты приходили на зачеты и лекции более подготовленными и уверенными. 3. Возросла эффективность проведения занятий, зачетов и экзаменов. (студенты были не только более подготовлены, но и заранее информированы, в том числе персонально, о порядке проведения, месте и времени зачетов и экзаменов, а так же заранее ознакомлены с образцами заполнения тестовых заданий). 4. Совместная работа над привлекательным, аутентичным и мобильным учебным материалом объединяла студентов и облегчала усвоение предмета.
10 С начала применения предложенной методики, совмещающей преимущества очного и дистанционного преподавания дисциплины «Экологии», были получены объективные показатели повышения качества преподавания. Процент не сдавших зачет или экзамен с первого раза снизился с 25% (в среднем по результатам прошлых лет) до 3-5%, то есть приблизился к среднестатистическому процентному числу студентов, регулярно неуспевающих по ряду предметов. При этом возросло количество студентов отлично справившихся с рубежной аттестацией и сдавших зачет и экзамен с высокими показателями знаний предмета. Конкретные цифры отражены на графиках статистических показателей успеваемости за 10 лет с 2002 по 2012 годы.
11 Кривая получивших зачет при повторной сдаче Кривая отличников рубежной аттестации
12 Особенно наглядно продемонстрировал результат применения данной методики федеральный экзамен в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО), который был проведен по дисциплине «Экология» в 2009году, на предмет определения остаточных знаний студентов через семестр после прочтения курса лекций по «Экологии». ФЭПО – это тестирование студентов по совокупности образовательных программ или одной образовательной программе всех вузов Российской Федерации с использованием среды Интернет в режиме on-line. Данные, полученные в результате внешнего тестирования специалистами Минобрнауки продемонстрировали самые высокие показатели по МАИ - 100% и 94% остаточных знаний по различным дидактическим единицам. Такие показатели через 4,5 месяца после сдачи зачетов и экзаменов по дисциплине «Экология», несомненно, говорят о высоком уровне усвоения материала студентами ИНЖЭКИН МАИ.
14 Подобная методика преподавания была использована и в преподавании дисциплины «Прикладные экологические расчеты» студентам, обучающимся по специальности "Экономика и управление на предприятии" со специализацией "Управление экологической безопасностью«, для которых кафедра «Экологии и безопасности жизнедеятельности» является выпускающей кафедрой. Дисциплина «ПЭР» готовила студентов к работе с дипломным проектом, целью которого является разработка экономически эффективных проектов экологически безопасных машиностроительных производств аэрокосмической отрасли. При формировании дипломного задания за каждым студентом– дипломником закреплялось какое-либо производство аэрокосмического машиностроения, для которого учащийся не только разрабатывал проект внедрения природоохранных мероприятий, но и осуществлял детальный анализ и оценку проекта экологически безопасного производства с точки зрения их социально-эколого-экономической эффективности.
15 Результаты применения вышеизложенной методики преподавания и при изложении учебного материала дисциплины «ПЭР» отражены в анализе отчетов Государственной Аттестационной Комиссии оценивающих результаты защиты дипломных проектов по специальности «Экономика и управление на предприятии» со специализацией «Управление экологической безопасностью» ( с 2002 по 2012 г.г.). Анализируя десятилетнюю статистику можно сделать вывод, что среднее число «красных» дипломов составляет 24,8% от общего количества. Актуальность проектов представленных дипломниками со специализацией «Управление экологической безопасностью» подтверждается рекомендациями Государственной Аттестационной Комиссии к их внедрению на современных машиностроительных производствах авиационной промышленности. Анализируя десятилетнюю статистику можно сделать вывод, что в среднем количество дипломных проектов рекомендованных к внедрению составляет 27,2 % к общему количество представленных к защите.
18 Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что предложенная методика преподавания с использованием it-технологий при изучении курса дисциплин «Экология» и «Прикладные экологические расчеты» в ИНЖЭКИН МАИ (НИУ) расширили возможности учебного процесса, повысив качество и степень персонального усвоения материала студентами. I. Это доказали как результаты внешней независимой проверки Министерства образования и науки, так и кореллирующие с ними результаты анализа 10-летней статистики, успеваемости по указанным предметам, показавшего повышенный уровень усвоения учебного материала организационно и методически совмещающего как непосредственное, так и интерактивное общение с преподавателем на протяжении всего учебного процесса. II. Наряду с успешным освоением теоретических знаний по указанным предметам следует обратить особое внимание на успешное практическое применение навыков, полученных в результате предложенной методики преподавания, что доказано успешными результатами на защите дипломных проектов. Десятилетняя статистика выпусков кафедры «Экологии и безопасности жизнедеятельности» ИНЖЭКИН МАИ показала: каждый четвертый выпускник (около 25%) получил красный диплом отличника при завершении образования; около 28% работ выпускников имеют практический интерес и рекомендованы к применению на современных машиностроительных производствах аэрокосмической отрасли.
19 Можно доказательно утверждать, что методика преподавания дисциплины «Экология» и «Прикладные экологические расчеты» студентам ИНЖЭКИН МАИ на кафедре «Экологии и безопасности жизнедеятельности» с применением современных it-технологий представляет собой практический интерес при организации современного учебного процесса и обоснованно может быть рекомендована к повсеместному применению на практике.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.