Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемРуслан Ярмоленко
1 1 Безработные, работающие бедные и социальные последствия Жан-Виктор Груа, Московское Бюро МОТ
2 2 Структура презентации Занятость, оплата труда и бедность Безработица и уровень жизни безработных Молодежь на рынке труда Социальные трансферты
3 3 Доходы и заработная плата в годы реформ Снижение реальных доходов населения –к 2000 году до 35,8% от уровня 1990 года Рост дифференциации доходов –Коэффициент дифференциации за 10 лет вырос с 4,5 до 14 раз Одна из основных причин этих тенденций – низкий уровень оплаты труда –Реальная заработная плата в 2000 году составляла до 32% от уровня 1990 года
4 4 Минимальная и средняя оплата труда Минимальная заработная плата в годы реформ опустилась ниже прожиточного минимума Пик ее падения 1999г.: 8% прожиточного минимума трудоспособного населения 1 квартал 2001г.: 12% Сближение минимальной и средней оплат труда: снижение отношения средней заработной платы к прожиточному минимуму с 281% в 1992 г. до 158% в 1999г.
5 5 Работающие бедные Расширение границ бедности: бедность стала реальностью для работающего населения –Доля работающих по найму в общей численности бедных в 1999г. 43% –Риск бедности для работающих – 46,3% (средний риск бедности – 50%) Причины бедности работающего населения: –Высокая иждивенческая нагрузка (в 60% бедных домохозяйств, где есть работники, иждивенцев больше, чем работников –Низкий уровень оплаты труда
6 6 Низкий уровень оплаты труда и бедность Заработная плата 42,3% работников в 1999 г. не превышала уровня прожиточного минимума трудоспособного населения Пополнение числа работающих бедных за счет квалифицированных работников с высшим образованием занятых в бюджетном секторе экономики: –в образовании, здравоохранении, культуре 70% работающих имеют заработную плату ниже прожиточного минимума
7 7 Дополнительные факторы обеднения работников Невыплата заработной платы –Нарастание объема задолженности по заработной плате вплоть до конца 1990-х –В 1997гг. невыплаты наблюдались на 41,2% предприятий промышленности, средний период невыплат - 10,7 недель –Последние два года – снижение остроты проблемы в бюджетных отраслях, но по-прежнему острая ситуация в производственных отраслях –Невыплаты в первую очередь распространяются на работников с низкой заработной платой Выплата заработной платы в натуральной форме
8 8 Приоритетные направления содействия сокращению бедности среди работников Меры, возможные в условиях устойчивого экономического роста: Рост заработной платы работников бюджетного сектора за счет увеличения расходов на оплату труда Внедрение механизмов индексации заработной платы.
9 9 Приоритетные направления содействия сокращению бедности среди работников (продолжение) Меры, возможные за счет совершенствования системы распределительных отношений: Расширение возможностей учреждений бюджетной сферы по привлечению дополнительных ресурсов, направляемых на оплату труда Отказ от практики неравномерного финансирования из бюджета однотипных предприятий и учреждений. Сокращение числа учреждений и предприятий, финансируемых за счет бюджетных средств. Разработка мер, стимулирующих легализацию теневых и неформальных заработков. Усиление адресности и увеличение размеров социальных пособий для детей.
10 10 Особенности российской безработицы С 1992 по 2000г. безработица выросла в 3 раза и достигла уровня 8,6 млн. чел. в феврале 2000 Дифференциация уровня безработицы по регионам составляет почти 10 раз и нарастает Очаговая безработица Увеличение продолжительности безработицы (период поиска работы –6,7 мес. в 1994г., 9,1 мес. – в 2000) Рост скрытой занятости и безработицы Ухудшение положения на рынке труда наиболее продуктивной части рабочей силы: 64% безработных- люди в возрасте лет Высокий уровень безработицы среди молодежи Гендерный аспект
11 11 Показатели безработицы Формально признаются многообразные формы и показатели безработицы Но на практике, при оценке состояния рынка труда и разработке государственных программ содействия занятости ориентиром служит уровень регистрируемой, или так называемой официальной, безработицы –Регистрируемая безработица в разные годы включала от трети до седьмой части всех безработных России Следует использовать показатель общей безработицы для оценки ее уровня и тенденций
12 12 Около половины регистрируемых безработных получают минимальное пособие, его размер в 2000г. составил 3,5% прожиточного минимума Выплаты остальным безработным в среднем по России не превышают 40% от прожиточного минимума Более сложное положение безработных по сравнению с занятыми –Отношение средних выплат на одного безработного к средней заработной плате до принятия поправок к Закону о занятости в 1999г. составляло 32,1% и снизилось до 25,5% после принятия поправок Безработные и бедность
13 13 Приоритетные направления политики на рынке труда Максимальное использование неинвестиционных факторов экономического роста Разработка эффективного механизма финансирования активных и пассивных программ Укрепление института служб занятости
14 14 Приоритетные направления политики на рынке труда (продолжение) Адресная региональная политика Реформирование трудового законодательства Реформирование системы социальной защиты населения Соблюдение принципов поэтапности и приоритетности Формирование эффективной системы выплат пособия по безработице –Ее основой может стать система страхования от безработицы
15 15 Некоторые аспекты молодежной безработицы Взаимосвязь со взрослой безработицей Высокий уровень молодежной безработицы Низкие стартовые возможности Дискриминационная политика работодателей Ограниченные финансовые возможности служб занятости низкий уровень профессиональной подготовки и переподготовки Подготовка специалистов без учета регионального спроса
16 16 Причины уязвимости молодежи на рынке труда Значительное сокращение рабочих мест в результате общего падения производства Повышение конкуренции более высокий спрос на квалифицированных работников снижение конкурентоспособности молодежи Более ранний выход на рынок труда из-за роста уровня бедности и социальной дифференциации Высокий риск работы в неформальном секторе Отсутствие адекватных систем профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки Льготы для работающей молодежи нежелание предпринимателей ее нанимать Высокий уровень рождаемости в х гг. увеличил численность молодежи, вступающей в трудовую жизнь в 90-е годы
17 17 Уровень безработицы 37,2% Среднее время поиска работы Продолжительность безработицы Некоторые индикаторы молодежной безработицы
18 18 Источники существования семей с безработной молодежью помощь родственников нерегулярные подработки членов семьи и самого безработного заработная плата других членов семьи пособие по безработице (до 24 лет - 19% семейного бюджета) Личное подсобное хозяйство
19 19 Позиция работодателей Причины отказа в найме: Возраст Несоответствие специальности Низкий уровень квалификации Отсутствие стажа работы по специальности
20 20 Рекомендации в области занятости Расширение формального сектора экономики Привлечение социальных партнеров Стимулирование самозанятости и образования малых предприятий
21 21 Социальные пособия, выплаты и льготы В России на федеральном уровне за счет бюджетных средств установлено около 150 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций, которые должны оказываться более чем 200 категориям населения Существуют социальные пособия и дотации, которые финансируются из средств внебюджетных фондов социальной сферы, Регионы также предоставляют различным категориям населения социальные выплаты и льготы
22 22 Принципы предоставления пособий и льгот Основной принцип предоставления пособий и льгот – категориальный (без проверки нуждаемости) 3 вида выплат, установленных на федеральном уровне: –ежемесячное пособие на ребенка, –жилищные субсидии, –государственная социальная помощь предусматривают проверку нуждаемости
23 23 Охват Доля населения, имеющего право на получение социальных гарантий, льгот и выплат, установленных законодательными актами Российской Федерации, составляет около 70% всего населения Российской Федерации, т.е. около 100 млн. человек Число получателей пособий меньше числа тех, кто имеет на это право из-за недостаточного финансирования
24 24 Размер социальных трансфертов и пособий в 1999г. Социальные трансферты -пенсии, пособия, стипендии, страховые выплаты: –381,4 млрд. руб. (8,4% ВВП или 13,7% денежных доходов населения) Социальные пособия –1,2 % ВВП или 2,0% денежных доходов населения Ежемесячное пособие на ребенка: –6% прожиточного минимума ребенка Пенсия по старости –Минимальная - 45% прожиточного минимума пенсионера, средняя – 70%
25 25 Нехватка финансирования Необходимое финансирование установленных на федеральном уровне пособий и льгот оценивается в более чем 15 процентов ВВП. Это низкий показатель по международным стандартам, но и такое финансирование не осуществляется в полном объеме.
26 26 Эффективность социальных трансфертов Доля социальных трансфертов, приходящаяся на семьи, живущие за чертой бедности, достигает 20-25% от общей суммы получаемых всем населением социальных трансфертов Низкий размер пособий практически не может бедным помочь выйти из бедности: ежемесячное пособие на ребенка может покрыть менее 8% дефицита бедности в малообеспеченных семьях
27 27 Рекомендации Увеличение финансирования системы социальной защиты населения при одновременном ее реформировании: –Оптимизация социального страхования –Адресность бюджетных инвестиций –Максимальное упрощение процедур Использование проекта «Обзор социальных расходов и моделирование социального бюджета в Российской Федерации» для оценки и мониторинга ситуации в социальной сфере и повышения эффективности управления бюджетом на социальные нужды
28 28 Программы Бюро МОТ в Москве в сфере искоренения бедности Проект Стратегия содействия сокращению бедности: –начат осенью 2000 г. –комплексный подход к анализу и решению проблемы бедности –Аналитический материал и рекомендации правительству РФ будут подготовлены к июню-июлю 2001г.
29 29 Программы Бюро МОТ в Москве в сфере искоренения бедности (продолжение) Содействие совершенствованию системы социальной защиты населения в Республике Татарстан: –начата в 2001 г. –цель – рекомендации по вопросам адресной социальной защиты населения и, прежде всего, ежемесячного пособия на детей
30 30 Программы Бюро МОТ в Москве в сфере искоренения бедности (продолжение) Проект Социальная ориентация реструктуризации предприятий: –Основная задача: усилить конкурентоспособность, обеспечить устойчивость, поддерживать уровень занятости в период реструктуризации с учетом социального диалога –Является частью стратегии по борьбе с бедностью –Региональный компонент (г. Чебоксары) –Сотрудничество с Государственной Думой
31 31 Программы Бюро МОТ в Москве в сфере занятости Профессиональное обучение и переобучение Программа дальнейшего развития модульной системы обучения в России и странах СНГ (Москва): –создан в 1995 г. –1500 учебных модулей –сотрудничество с 34 центрами модульного обучения в России, Украине, Беларуси, Грузии, Узбекистане Проект «Развитие модульных учебных программ в Санкт- Петербурге» (Санкт-Петербург) –создан в 1995 г. –1500 учебных модулей –сотрудничество с 35 учебными центрами в Санкт-Петербурге
32 32 Программы Бюро МОТ в Москве в сфере занятости (продолжение) Содействие созданию и развитию малых предприятий программа «Начни и совершенствуй свой бизнес» –начала работу в странах СНГ в 1995 г. в Республике Казахстан –в 2000 г. совместно с УВКБ ООН проведено обучение предпринимателей-преподавателей в Белгороде, Воронеже и Липецке из числа беженцев и местного населения –адаптирована для стран СНГ универсальная программа «Знакомство с бизнесом» –Содействие развитию малого предпринимательства в Нижнем Новгороде
33 33 Программы Бюро МОТ в Москве в сфере социальных трансфертов Проект «Обзор социальных расходов и моделирование социального бюджета»: –начат осенью 2000 г. –в партнерстве с Министерством труда и социального развития РФ, КССОР, ФНПР, министерствами и ведомствами, ПРООН, Всемирным Банков и МВФ –Основная цель проекта – разработать эффективный инструмент финансового планирования в социальном секторе и моделирования социального бюджета –Ожидаемый результат – модель «социальный бюджет», которая позволит прогнозировать доходы и расходы социального сектора в РФ (готовность к осени 2001 г.)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2023 MyShared Inc.
All rights reserved.