Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСветлана Щеулина
1 ТЕМА 5 МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ Руководитель не может позволить себе роскошь учиться на своих ошибках. Принципы менеджмента «Дженерал Моторс» На современном этапе сложилось несколько стилей, точнее моделей менеджмента: американская, европейская и японская. Нельзя не отметить и российский опыт управления. Управленческая мысль в нашей стране не только не отставала, но и опережала развитие менеджмента на Западе. Американская модель менеджмента. Широко применяется на предприятиях США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и ряда других стран. Интерес к изучению именно этой модели заключается в том, что она базируется на основах классической школы менеджмента, именно США стали родоначальником науки и практики менеджмента и оказали большое влияние на формирование и развитие различных направлений управления. Американская модель менеджмента характеризуется наличием корпорации (в настоящее время применяется как синоним термина акционерного общества). Практически все организации Великобритании и США являются корпорациями. Данная форма собственности предполагает наличие трех участников это менеджеры, директора и акционеры. Капитал формируется за счет
2 акционирования, и в последние годы наблюдается увеличение числа независимых (не связанных с корпорацией) акционеров. Взаимодействие акционеров, управляющих и директоров происходит на ежегодных собраниях акционеров. Основной момент в управлении корпорациями это создание совета директоров, который принимает на себя обязательства проводить постоянный контроль и действовать в пользу акционеров (собственников). Это связано с тем, что, вложив деньги, акционеры не несут юридической ответственности за действия корпорации. Появляется ряд таких понятий, как «инсайдер» (лицо, работающее в корпорации) и «аутсайдер» (лицо, не связанное с корпорацией). Из их числа складывается совет директоров, и в последнее время английски и американские корпорации предпочитают независимых директоров. Наличие законодательной базы, требований к раскрытию информации, четких действий и взаимоотношений между участниками англо-американской модели дали возможность собственникам и управляющим эффективно функционировать в условиях рынка, разрабатывать стратегические планы, привлекать работников корпорации к разработке направлений внутреннего и внешнего развития.
3 Современное американское управление базируется на: наличии рынка; корпоративном предпринимательстве; индустриализации. Развитие менеджмента в США формировалось под воздействием исторических факторов. Большое число иммигрантов, пытающихся выжить в новых условиях, боролись за существование и надеялись только на себя, это заложило психологию старшего поколения менеджеров «каждый сам за себя, дело превыше всего» и сформировало авторитарный стиль управления. Японский опыт управления стал основным толчком для пересмотра сложившихся методов и принципов. Развивается демократический стиль управления, но сохраняются жесткие требования к менеджерам.
4 Европейская (западноевропейская) модель менеджмента. Мы рассмотрим два направления формирования и существования данной модели. Одно направление базируется на вкладе ученых европейских стран в формирование понятия «менеджмент» и особенности управления в некоторых странах. Второе направление основано на изучении немецкой модели менеджмента. Исследования ученых европейских стран показали, что помимо денежного вознаграждения присутствует психологический фактор индивида, который влияет на его поведение.
5 Существенный вклад в развитие менеджмента внесли английские ученые, разработав метод «исследование операций». Р. Фэлк, JI. Урвик и М. Вебер занимались разработкой и исследованием принципов управления. М. Вебер разработал идеальный тип административной организации «бюрократия». Вопросами научного управления занимались А. Шателье, Ш. Фременвиль, братья Андре и Э. Мишлен, Анри Файоль, который внес огромный вклад в становление менеджмента как науки, разработал искусство администрирования и являлся основоположником классической школы менеджмента. Проблемами научного управления производством в Германии занимался Вальтер Ратенау. В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались вопросы привлечения работников к «участию в управлении», были сформированы подходы к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения. Особый интерес представляет шведская модель социализма, это объясняется прежде всего правильным выбором направления общественного развития. Швеция представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального развития, это стало основой для исследования Г. Мюрдаля. Шведская модель основана на сокращении имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В этой стране работают фирмы с мировой известностью «Сааб», «Скания», «Вольво», «Вольво Трак»,
6 «Эрикссон», «Электролюкс», «Альфа-Лаваль», SKF. Высокий уровень инноваций. Высокоразвитая и постоянно модернизируемая инфраструктура. Отличное состояние техники. Хорошо образованный персонал, владеющий английским языком. Л. Эрхард ( ), федеральный канцлер ФРГ в гг., министр экономики, был основателем политики экономического возрождения Западной Германии после Второй мировой войны. Его концепция «социального рыночного хозяйствования» включает: государственное вмешательство и регулирование экономики; основой планирования является система установленных планов и показателей, являющихся наиболее эффективными (индикативное планирование). Немецкие и австрийские корпорации в основном используют немецкую модель менеджмента, ее также используют в Нидерландах и Скандинавии. В настоящее время часть корпораций Франции, Бельгии стали применять основные элементы данной модели. Она отличается от управления корпорациями в Японии и США. Отли чительными особенностями являются:
7 разделение на двухпалатный независимый друг от друга совет, который состоит из Правления (чиновники корпорации) и наблюдательного совета (представители рабочих и акционеров); численность наблюдательного совета строго регламентирована законом; существуют ограничения прав акционеров при голосовании (число голосов может не совпадать с количеством акций). В сравнении с американской моделью корпорации предпочтение отдается банковскому финансированию, таким образом, структура управления в большей степени принадлежит корпорации и банкам. Например, в 1990 г. структура была следующая: 41% собственность корпорации, 27 банки, 3 пенсионные фонды; 19 иностранные инвестиции и только 4% индивидуальные акционеры. В настоящее время крупная доля иностранных
8 инвестиций стала особенно влиять на структуру управления, так как инвесторы начали заявлять о своих правах, многие требуют перехода на американскую систему финансовой отчетности. Японская модель менеджмента. Японский стиль управления совершенно отличается от рассмотренных ранее моделей. Он является специфическим стилем управления во всех сферах и на всех уровнях, отражая историческое наследие, культуру и общественную психологию страны. На сегодняшний момент Япония является лидером на мировом рынке, на ее долю приходится 44,5% стоимости акций всех стран мира, причем численность населения составляет всего 2% земного шара. Особенностью данного стиля является ориентация на человеческий фактор в группе. В Японии профсоюз является законным представителем работников по вопросам заработной платы и взаимодействия с руководством. Профсоюзы являются союзом рабочих одной фирмы и не разделяются по профессиям. X. Иосихара предлагает следующую характеристику японского стиля управления: гарантия занятости (система пожизненного найма) и общности. Получая гарантию стабильности, работник получает мотивацию для эффективной работы, чувство принад лежности, необходимости. Это помогает улучшить взаимоотношения между работниками всех уровней управления. Свобода слова и корпоративные ценности. Используя общую информационную базу, работники получают возможность разделения общей ответственности, что улучшает взаимоотношения и повышает производительность труда. Информационное управление. Систематический сбор данных, обработка и своевременное принятие решений. Повышается производительность труда. Качество. Присутствие руководителя на производстве. Управленческий персонал размещается, как правило, в производственных помещениях. Чистота и порядок. Является одним из факторов высокого качества японских товаров.
9 На японских предприятиях выше всего стоят социальные потребности. Принятие управленческого решения зависит от ситуации. Система оплаты труда основана на повышении заработной платы за выслугу лет. Если работник уходит и устраивается на другую работу, то стаж прерывается и он все начинает заново. Основные принципы японской модели управления: интересы фирмы должны соответствовать интересам работника взамен на гарантии и блага; высокая кооперация, равенство среди работников; равное соотношение влияния между управляющими, инвесторами и работниками; система взаимосвязи между деловыми партнерами. Особенностью японской модели являются концепция непрерывного обучения. Постоянное самообразование, повышение квалификации, обучения являются основой мастерства, причем повышать мастерство следует без получения какой- либо выгоды. Японцы учатся на чужих ошибках. Основным направлением считают инновации. Японский метод принятия решений предполагает полное единодушие, если его нет, решение не принимается. В соответствии с существующими теориями поведения: теория «X» (Ф. Тейлор), теория «Y» (Д. Мак-Грегори), появляется теория «Z» (В. Оучи), основанная на японской модели, сравнительная характеристика теорий представлена на рис. 1.6.
10 В Японии управленческий контроль это часть определения управленческого планирования и обратной связи. Например, в фирме «Мацусита», имеющей сеть филиалов, предполагается, что каждый отдел, потом филиал разрабатывает свой план, а затем на их основе разрабатывается общий план компании. Этапы планирования: разработка и определение стратегии компании; задаются ориентиры для планирования в филиалы (директивы); определение филиалом политики планирования; подготовка плана и проекта бюджета каждого отделения; подготовка плана филиала; проверка и утверждение планов; передача утвержденного проекта плана в компанию.
11 Существует на предприятиях такое понятие как кружок качества, который является частью системы управления качеством. Он включает в себя как рабочих, так и мастеров, инженеров. Основными задачами кружков качества являются: совершенствование и развитие предприятия; создание творческой обстановки на участке; развитие способностей сотрудников и ориентация их в интересах фирмы. Системы «канбан» и «точно вовремя» методы управления производством и запасами, используемые автомобильной компанией Toyota, помогают найти лучшие способы повышения производительности процесса и качества продукции, позволяют выпускать только ту продукцию, которая необходима, и только в том количестве, которое нужно (заказано). Достигается это при помощи запуска специальных карточек, которые сопровождают изготовляемую продукцию в течение всего производственного процесса. Подводя итог, можно сказать, что нельзя переносить полностью одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов. Характеристика моделей менеджмента представлена в табл. 1.7.
12 Развитие менеджмента в России. Рассмотрим вклад российских ученых в развитие теории и практики управления. Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (около , Псков), русский государственный и военный деятель, дипломат и экономист середины и 2-й половины XVII в. В 50-х гг. предложил реформировать армию путем введения рекрутских наборов, увеличения стрелецкого войска и сокращения небоеспособной дворянской конницы. Поощрял развитие торговли и промышленности; создал судоверфи на Западной Двине и Оке. Был инициатором устройства почты между Москвой, Ригой и Вильнюсом. Стремился к развитию промышленности и преодолению экономической отсталости России. В.Н. Татищев ( ) известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель, главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 по 1740 г.). Основал управление, названное вначале Горной канцелярией, а потом Сибирским высшим горным начальством. При заводах открыл две начальные школы и две для обучения горному делу.
13 Отметим заслуги П.А. Столыпина ( ). С 1906 г. он совмещал две должности министра внутренних дел и премьер-министра. К числу реформ, проводимых Столыпиным, можно отнести формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти; реформирование силовых структур и судопроизводства; местное управление и самоуправление. В гг. в Московском высшем техническом училище была разработана методика «рационализации трудовых процессов», аналогичные разработки представителями классической школы (Тейлор) начались только в начале XX века.
14 Профессор И.А. Семенов читал лекции по курсу «Управление заводским хозяйством» в гг. в Петербургском политехническом институте. Им была создана лаборатория по исследованию трудовых процессов, разрабатывались методики нормирования труда. Аналогичные разработки вели М.С. Уваров, Ф.Ф. Эрисман, В.М. Бехтерев и др. К числу основателей науки об организации производства следует отнести инженера К. Адамецкого ( ), работавшего на металлургических заводах Приднепровья. Он сформулировал четыре закона организации производства и труда: закон возрастающего производства; закон специализации; закон объединения мелких единиц в одну группу; закон гармонии труда. В 1904 г. впервые в мире стал преподаваться учебный курс «Организация и оборудование механических заводов». В 1911 г. профессор Высшего технического училища в Москве Н.Ф. Чарновский издал книгу «Организация промышленных предприятий по производству металлов», которая стала первым учебным пособием по организации производства.
15 В советские годы можно выделить четыре этапа развития управления, представленных на рис гг. Период поиска новых форм и методов управления Народно-хозяйственное планирование (план ГОЭЛРО) «Коммунизм это есть Советская власть плюс электрификация всей страны» В. И. Ленин. Разработчик: Г.М. Кржижановский и др. (рис.1.8) Организационно- технические концепции управления Основоположники: А.А. Богданов, А.К. Гастев, А.А. Ерманский. (рис. 1.9) Социальные концепции управления Основоположники: П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский (Рис. 1.10) jg гг. Жесткая централизованная модель государствен-
16 цпгп управления гт. Период половинчатых реформ Н.С. Хрущева, реформы были направлены на внешнюю политику, социальную и экономическую сферы. Произошли изменения в территори альном управлении гг. В середине 80-х гг руководство страной пришло к выводу о необходимости ускорения социально-экономического развития страны. Началась радикальная перестройка экономической системы. «Перестройка» превратилась в символ обновления и изменения всей социалистической системы и ее положения в мире Рис Этапы развития управления в советские годы Концепция народнохозяйственного планирования Участники разработки плана ГОЭЛРО: Г. М. Кржижановский ( ) Председатель, А.И. Эйсман заместитель Председателя, А. Г. Коган ( ) товарищ Председателя, Б.И. Угримов ( ) товарищ Председателя, Н.Н. Ваш- ков ( ) заместитель товарища Председателя, Н.С. Синельников заместитель товарища Председателя
17 Основное содержание: ГОЭЛРО был планом развития не только энергетики, а всей экономики. В нем предусматривались строительство предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым, а также опережающее развитие электроэнерге тики. И все это привязывалось к планам развития территорий. План ГОЭЛРО, рассчитанный на лет, предусматривал строительство 30 районных электрических станций. В рамках проекта было проведено экономическое районирование, выде лен транспортно-энергетический каркас территории страны. Проект охватывал восемь основных экономических районов (Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволж ский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский и Турке станский). Параллельно велось развитие транспортной системы страны (магистрализация старых и строительство новых железнодорожных линий, сооружение Волго-Донского канала). Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План в основном был перевыполнен к 1931 г. Выработка электроэнергии в 1932 г. по сравнению с 1913 г. увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2 до 13,5 млрд кВт-ч.*
18 Контрольные вопросы по теме 5 В чем характерная особенность американской модели менеджмента? Японский стиль управления, в чем заключается система пожизненного найма? В чем особенность работы японских предприятий? Вклад европейских ученых в развитие менеджмента. Германская модель управления, ее отличительные черты. В чем заключается основное отличие стилей управления? Характеристика российского управления до революции. В чем заключается основное направление социальных концепций управления? Дайте характеристику организационно-технической концепции. В чем заключалось основное содержание плана ГОЭЛРО? П. Какие основные этапы развития управления наблюдались после революции? «Памятка-правила», разработанная А.К. Гастевым – Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать так, чтобы в голове окончательно сложились модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работы продумать досконально. – Не браться за работу, пока не приготовлены весь рабочий инструмент и все приспособления для работы. – На рабочем месте (станок, верстак, стол, пол, земля) не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться и не искать нужного среди ненужного. – Весь инструмент и приспособления должны быть Разложены в определенном, по возможности раз навсегда установленном порядке, чтобы можно было все это находить наобум.
19 – За работу никогда не надо браться круто, сразу; не срываться с места, а входить в работу исподволь. Голова и тело сами разойдутся и заработают; а если приняться сразу, то скоро и себя, как говорится, зарежешь, и работу «запорешь». После крутого начального порыва работник скоро сдает: и сам будет испытывать усталость, и работу будет портить. – По ходу работы надо иногда усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряда вон выходящее, или чтобы взять что-нибудь сообща, артельно. В таких случаях не надо сразу налегать, а сначала приладиться, надо все тело и ум настроить, надо, так сказать, зарядиться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потребную силу и уже после этого приналечь. – Работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами портит человека и работу. – Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать, и в то же время не тратились бы силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя. Если сидеть нельзя, ноги надо держать расставленными; чтобы выставленная вперед или в сторону нога не срывалась с места, надо устроить укрепу.
20 – Во время работы надо обязательно отдыхать. В тя желой работе надо чаще отдыхать и по возможности сидеть, в легкой работе отдышки редкие, но равномерные. – Во время самой работы не надо есть, пить чай, пить в крайнем случае, только для утоления жажды; не надо и курить, лучше курить в рабочие интервалы, чем во время самой работы. – Если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и применить снова опять-таки тихо; далее нарочно замедлять, чтобы выдержать. – Во время самой работы, особенно когда дело нейдет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться за работу и опять-таки исподволь, но ровно.
21 – Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого в самой работе. – Есть очень дурная привычка после удачного выполнения работы сейчас же ее показать; вот тут обязательно надо «вытерпеть», так сказать, привыкнуть к успеху, смягчить свое удовлетворение, сделать его внутренним, а то в другой раз в случае неудачи получится «отравление» воли и работа опротивеет. – В случае полной неудачи надо легко смотреть на дело и не расстраиваться, начиная снова работу, как будто в первый раз, и вести себя так, как указано в 11-м правиле. – По окончании работы надо все прибрать, все положить на определенное место. В своей книге «Как надо работать» А.К. Гастев писал: «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно же научиться так работать, чтобы работа была легкой и чтобы она была постоянной жизненной школой». Задание студентам: Внимательно ознакомиться с предложенными правилами организации работы на рабочем месте. Дать характеристику о возможности применения ее в современных условиях хозяйства. Возможно, вы хотите что- то убрать, изменить или добавить? Предложите свой вариант памятки для сотрудников вашей организации.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.