Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнгелина Лобанова
1 Опыт организации воспитательной системы в центре художественного образования МГДД(Ю)Т Презентация по материалам информационно-методической сети ЦХО
2 «Воспитание детей есть важная задача государства, законодатель не должен отводить ему вторичное место». Платон
3 Задача образовательного учреждения Cоздание и организация функционирования в нем определённой воспитательной системы. Такая система должна базироваться на общих закономерностях, присущих воспитательной системе как педагогическому явлению, создаваемому совместными усилиями всех его субъектов (педагогов, детей, родителей). В то же время эта система должна иметь конкретно-историческое содержание и форму, отражающие данный этап развития общества в целом, особенности окружающего социума, а также традиции и возможности образовательного учреждения.
4 Структура воспитательной системы В структурном плане воспитательная система представляет собой развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: –целей, ради которых система создается; –совместной деятельности людей, ее реализующих; –самих людей как субъектов этой деятельности; –освоенной ими среды; –отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы
5 Понятие воспитательной системы Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать личностному развитию обучающихся, способствовать их самореализации и самоутверждению, создать и поддерживать в образовательном учреждении и за его пределами нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную развивающую среду. Отличительная особенность подхода МГДД(Ю)Т к формированию и развитию воспитательной системы состоит в том, что она функционирует и развивается в качестве неотъемлемой составной части его социокультурной среды, т.е. совокупности условий формирования личности, влияний на неё и возможностей для её развития, которые содержатся в пространственно-предметном и социальном окружении. Воспитательная система Дворца, встроенная в ткань социокультурной среды, придаёт всем его структурным компонентам воспитательный смысл, воспитательное звучание.
6 Среда как мегасфера воспитания Сама окружающая ребёнка среда начинает выступать как мегасфера воспитания личности. И задача учреждения – сделать это окружающее воздействие на ребёнка максимально содержательным и плодотворным, а самого ребёнка – активным субъектом позитивных изменений в себе самом и других. Социокультурная воспитательная среда Дворца накладывает на ребёнка отпечаток своеобразия. Уподобление той среде, в которой ребёнок вращается, общий язык, следование примерам, взглядам и манерам индентифицируют личность, влияют на его творческие способности, мотивационно-потребностную сферу.
8 Природно-предметное окружение: –природный ландшафт; –архитектура здания ОУ; –внутренний дизайн; –материальная оснащённость учебных и досуговых помещений; –технико-гигиеническая организация пространства; –учебно-бытовая организация пространства (размер и пространственная структура учебных помещений, возможность их пространственной трансформации, степень скученности обучающихся). Информационное окружение: исторически сложившиеся традиции учреждения; система ценностей как основных ориентиров воспитания; официально установленные правила и нормы; информационная сеть Интернет и возможности её использования обучающимися; средства наглядности в учреждении. Субъектное окружение (человеческие факторы): личностные особенности педагогов, обслуживающего персонала, родителей; личностные особенности обучающихся; распределение статусов и ролей; половозрастные особенности обучающихся и педагогов; характер взаимодействия между педагогами и детьми (стиль преподавания и общения), между детьми, между педагогами и родителями. Программа обучения в УДОД (программное поле): содержание учебной (предметной) деятельности по направленностям; формы, методы, технологии обучения; характер контроля. Неучебные виды деятельности: массовые досуговые мероприятия (праздники, фестивали, игровые программы); экспедиции, экскурсии, посещение музеев и выставок; социально-ориентированные творческие проекты обучающихся, акции, мероприятия; деятельность по самоуправлению обучающихся.
10 Содержательные особенности воспитательной системы УДОД Содержательные особенности воспитательной системы Дворца определяются исторически сложившейся в учреждении системой ценностей, накопленным опытом и традициями, содержанием цели и задач педагогического коллектива в области воспитательной деятельности. Цель воспитательной деятельности МГДД(Ю)Т – формирование нравственно здоровой личности, разделяющей базовые ценности Дворца, реализующей их в процессе познания и творчества, обладающей способностью к самореализации и саморазвитию
11 БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ педагогического коллектива Дворца Они всегда присутствовали в системе воспитания; их совокупность выкристаллизовывалась постепенно и в настоящее время выглядит следующим образом. Человек. Мы стремимся к тому, чтобы наши воспитанники осознавали человека как безусловную ценность во всех его важнейших ипостасях. Познание и самопознание. Невозможно ценить и уважать других людей, себя, окружающий мир и результаты человеческого творчества и труда, не зная всего этого, не имея определённого объёма осознанных знаний. Творчество (художественное, техническое, научное, социальное и т.д.). В нашем динамично и постоянно меняющемся мире невозможно действовать, исходя из застывших схем и стереотипов. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы привить детям и юношеству интерес и осознанное стремление к творчеству во всех сферах жизни. Патриотизм (гражданственность). Любовь к Родине, своему народу, его традициям и культуре, к родной природе, чувство укоренённости не только укрепляют общество и государство, но и чрезвычайно важны для психологического здоровья детей и юношества.
12 БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ педагогического коллектива Дворца Уважение к другим странам и народам, толерантность. Без уважения к людям других культур, их сообществ, языков и способов бытия в мире человек обедняет себя и лишается возможности глубоко понимать и ценить культуру и традиции собственного народа и своей страны. Ценность прекрасного. Как показывает история, все человеческие общества создают искусство и художественно оформляют среду обитания. Искусство изменяет само восприятие человеком окружающего мира, окультуривает и социализирует все человеческие эмоции и чувства. Единство с природой, уважение к ней. Будучи в огромной мере продуктом общества и культуры, человек всегда остаётся в родстве с природой, с миром живых организмов, плоть от плоти Земли. Непонимание этого факта, недостаточное знание природы, отсутствие эмоциональной и ценностной связи с ней, становясь массовыми явлениями, приводили и приводят к экологическим катастрофам. Ценность общения и позитивных отношений между людьми. Понимание ценности человека и человеческой жизни останется декларацией, если между людьми не налажен контакт, если нет достаточного уровня культуры общения, а межличностные отношения чрезмерно напряжённы и лишены сознательной саморегуляции. Приведённый перечень базовых ценностей играет роль ориентиров в осознании педагогическим коллективом основных воспитательных проблем, составлении перспективных планов и программ, коррекции и планировании текущей воспитательной работы.
13 Традиция – это набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений.представленийобычаевпривычекнавыков практическойдеятельностипоколения Традиции, существующие во Дворце, можно подразделить на имеющие непосредственно-воспитательный характер и опосредованно- воспитывающие.
14 Комплекс социально- педагогических воспитательных проектов –Проект «Интеллект» Воспитательно-развивающие задачи: развитие мотивации обучающихся к познанию, формирование навыков самостоятельной исследовательской работы, умения участвовать в совместных научных экспериментах с учёными
15 Комплекс социально- педагогических воспитательных проектов - Проект «Творчество» –Воспитательно-развивающие задачи: развитие у детей мотивации к творчеству, раскрытие творческих способностей обучающихся на основе активного приобщения к историческому наследию в сфере науки, искусства, культуры, собственной творческой деятельности. –Реализация: организационно-технологические программы «Празднично-игровая культура Детства», «Каникулы»; организационно-методологические программы развития направленностей: научно-технической – «Технологи будущего», художественно-эстетической – «Наша земля – наше наследие»; комплексная программа Школы художественных ремесел; предметные образовательные программы всех уровней; массовые досуговые программы: «Неделя книги», «Неделя игры и игрушки», «Неделя техники» и др.
16 Комплекс социально- педагогических воспитательных проектов –Проект «Социальная адаптация» Воспитательно-развивающие задачи: развитие социальной и гражданской активности детей, навыков самоуправления, саморазвития, способности адаптироваться к изменяющемуся социуму, коррекция личностного развития и саморазвития ребёнка.
17 Комплекс социально- педагогических воспитательных проектов –Проект «Отечество» –Воспитательно-развивающие задачи: воспитание у детей уважения и любви к своей Родине, стремления познавать её историю, защищать родную страну, развивать её культуру и традиции.
18 Комплекс социально- педагогических воспитательных проектов - Проект «Мой досуг» –Воспитательно-развивающие задачи: формирование ценностных ориентаций детей на позитивные творческие формы организации досуга. –Реализация: организационно-технологические программы «Праздники Детства», «Празднично-игровая культура Детства» (проект), «Каникулы»; массовые досуговые программы: «Неделя книги», «Театральная неделя», «Неделя игры и игрушки», День защиты детей, Новогодние праздники и др.; предметные образовательные программы социально-педагогической направленности 1-го, 2-го уровней.
19 Комплекс социально- педагогических воспитательных проектов - Проект «Здоровье» - Воспитательно-развивающие задачи: формирование у обучающихся ценности здоровья, развитие устойчивой ориентации на здоровый образ жизни
20 Подходы педагогического коллектива к определению результатов воспитательной деятельности В системе воспитательной деятельности МГДД(Ю)Т в качестве основного результата воспитания рассматривается личностный рост ребёнка. Что такое личностный рост? Как известно, личность человека проявляется в его отношениях к трем основным сферам бытия: –к миру; –к другим людям; –к себе самому. Эти отношения могут быть ценностными (позитивными), неценностными (равнодушными) и антиценностными (негативными). В рамках данного подхода личностный рост – это развитие ценностного отношения индивида к тем объектам действительности, которые безусловно значимы (признаются безусловной ценностью) в том обществе, с которым он себя отождествляет.
21 В современном российском обществе безусловно ценными признаются такие феномены, как Человек, Семья, Отечество, Природа, Мир, Труд, Культура, Знания Отношение человека к ним как ценности – свидетельство нравственного здоровья личности, её гуманистической ориентированности. Принятие ребёнком этих ценностей свидетельствует об определённом уровне его личностной культуры, не напрасных усилиях педагогов в данном направлении. Педагогический коллектив Дворца признаёт эти гуманистические ценности приоритетными. Базируясь на них, МГДД(Ю)Т выстраивает свою систему ценностей и соответствующую ей воспитательную систему, в основу которой заложена идея личностного роста ребёнка. Личностный рост рассматривается нами как развитие гуманистического ценностного отношения ребёнка к миру, другим людям, самому себе.
22 Эффективность воспитательной деятельности Обобщенным критерием эффективности воспитательной деятельности образовательного учреждения в рамках воспитательной системы МГДД(Ю)Т признаётся положительная динамика личностного роста ребёнка, выраженная в формировании у него ценностного отношения к миру, к людям, к самому себе – т.е. к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках современной цивилизации. Для оценивания личностного роста ребёнка важна и оценка устойчивости этих отношений. В этом плане выделяются три варианта отношений: ситуативные, характеризующиеся изменчивостью и детерминированностью конкретной жизненной ситуацией; устойчивые, характеризующиеся относительной стойкостью к различным жизненным ситуациям; незыблемые, характеризующиеся постоянством, неизменностью. Степень сформированности ценностного отношения к тем или иным объектам-ценностям в сочетании со степенью устойчивости такого отношения дают те или иные уровни личностного роста – по аналогии с уровнями воспитанности (высокий, средний, низкий и невоспитанность): высокий, средний, низкий уровни личностного роста и – как антитеза – личностная деградация.
23 Место ХЭН в развитии среды и специфика художественного образования Активное преобразование окружающей среды средствами искусства Искусство как система кодов познания окружающего мира и национального прошлого, а воспитание как способ сохранения и трансляции историко- культурной памяти «Наша земля – наше наследие» - программа, опирающаяся на методологию воспитательной системы Дворца и служащая основой для воспитательного проектирования (см. Комплекс проектов воспитательной системы МГДД(Ю)Т)«Наша земля – наше наследие» Технологические приоритеты базового минимума программы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.