Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛеонид Батюшков
1 Технология формирования учебно-исследовательской культуры школьников Никакие книги никогда не могут дать того, что может дать хорошая школа… Школа есть хранительница научного предания, и учитель – живой носитель его. С.И. Гессен
2 Учебно-исследовательская культура Интегративное качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие.
3 Критерии УИК школьника Показатели УИК школьника Мотивация исследования Интенсивность познавательной потребности, осознание ценности исследования, увлеченность исследованием Осмысление структурных звеньев элементов собственных познавательных действий, следование нормам и требованиям научного стиля мышления, обобщение предметного и операционального результатов исследования. Научный стиль мышления Технологическая готовность к исследованию Творческая активность Владение понятийным аппаратом исследуемого вопроса, умение и навыки использования методов научного познания, соблюдение правил научной организации труда учащегося Уровень самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, степень знакомства с историей науки и ее современными проблемами, уровень научного общения
4 Соотношение направленности учителей гимназий и лицеев на формирование качеств личности учащихся, являющихся критериями сформированности учебно-исследовательской культуры учащихся.
5 Технология работы учителя по формированию УИК школьника в условиях учебного процесса
6 Педагогические условия формирования учебно-исследовательской культуры личности: формирование ценностного отношения учащихся к исследовательской деятельности и ее результатам; организация субъект-субъектного взаимодействия в системе ученик - учитель в процессе учебно-исследовательской деятельности; создание в общеобразовательном учреждении исследовательско-творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения учебных дисциплин и работу секций ученического научного общества; развитие творческой активности каждого учащегося на основе предоставления свободы выбора тематики исследования, использования интегративного характера содержания исследовательской работы и учета индивидуального познавательного опыта; обучение научным методам познания и технологиям решения исследовательских задач и проблем
7 Выделение учебных проблем из содержания учебного предмета ; Построение причинно-следственной системы из учебных проблем ; Разбиение учебной темы на блоки уроков по стержневым исследовательским проблемам ; Составление тематического планирования уроков ; Выделение минимума знаний, умений и навыков ; Определение типов уроков в блоке ; Составление системы исследовательских задач по решению проблемы ; Классификация задач и их распределение по типам уроков ; Выбор форм и методов ведения уроков ; Проектирование педагогической помощи в решении исследовательских задач, исходя из возможных затруднений ; Обеспечение диагностики сформированности УИК учащихся ; Подготовка к блоку уроков по исследовательской проблеме Дидактико-методическое обеспечение процесса формирования учебно-исследовательской культуры школьников
8 Организация системы решения исследовательских задач на уроке Оказание педагогической помощи учащимся в планировании исследования; Предложение системы дифференцированной помощи учащимся в ходе исследовательской деятельности; Обучение методам научного познания и технологиям исследования; Помощь учащимся в выработке критериев оценки результатов исследования; Установка на восприятие содержания учебного материала с учетом мотивационннной и интеллектуальной готовности учащихся к его изучению Анализ блока уроков по исследовательской проблеме и постановка новых задач Анализ результатов исследовательской деятельности учащихся на уроке и в блоке уроков по исследовательской задаче, проблеме; Планирование корректировки педагогических действий; Постановка новых задач по формированию УИК учащихся
9 Классификация ситуационных задач Признак классификации - цель решения (К. Блум) ознакомлениепониманиеприменениеанализсинтезоценка
10 Задания к научно-популярным текстам выявить основную идею автора, его позицию по исследуемой проблеме; выявить основную идею автора, его позицию по исследуемой проблеме; что особенно удалось автору в его изучении; что особенно удалось автору в его изучении; чем отличается его позиция от традиционной, чем отличается его позиция от традиционной, что нового внёс он в изучение этой проблемы; что нового внёс он в изучение этой проблемы; в чём автор полемизирует с другими исследователями; в чём автор полемизирует с другими исследователями; какие идеи автора особенно удачно аргументированы, а какие не имеют должной аргументации; какие идеи автора особенно удачно аргументированы, а какие не имеют должной аргументации;
11 Задания к научно-популярным текстам какие идеи, выводы, рекомендации вызывают возражения и почему; какие идеи, выводы, рекомендации вызывают возражения и почему; какие основные вопросы проблемы не нашли отражения в его работе; какие основные вопросы проблемы не нашли отражения в его работе; какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы; какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы; какие затруднения испытывают в решении проблемы; какие затруднения испытывают в решении проблемы; какие типичные недостатки отмечаются в работе по данному вопросу; какие типичные недостатки отмечаются в работе по данному вопросу; каковы основные причины затруднений и недостатков. каковы основные причины затруднений и недостатков.
12 Способы работы с информацией при составлении задач анализ синтез сравнение обобщение классификация Замещение (перестановка) комбинирование
13 Качественная задача В конце XIX века ученый Бернар Куртуа проанализировал ситуацию, которая произошла с ним в лаборатории. Перед ученым находилось 2 сосуда. Один из них был заполнен смесью серной кислоты с железом, другой – настойкой из морских водорослей. На плечах ученого расположилась его любимая кошка. Вдруг раздался громкий стук в дверь. От неожиданности кошка испугалась и прыгнула на стол, задев хвостом колбы. Сосуды разбились. Их них вылилось содержимое. Началась бурная реакция, в результате которой образовалось маленькое облачко. Вскоре оно осело. Полученным веществом оказался йод. (Детская энциклопедия)
14 Задания в соответствии с конструктором задач 1.Вспомните и напишите лабораторный способ получения йода (ознакомление). 2.Приведите примеры научных открытий, которые осуществлялись по воле случая (понимание). 3. Повторите опыт Куртуа (применение) 4.Объясните, почему «маленькое облачко» - газообразный йод – превратилось в кристалл (анализ). 5. Предложите способ получения йода без «помощи кошки», в школьной лаборатории, используя бромную воду и ….(синтез). 6. Оцените значимость открытия йода для медицины (оценка).
15 Технология работы учителя по формированию УИК школьника в условиях ученического научного общества организация систематической работы школьников с различными научно-популярными журналами, книгами и в сети Интернет на уроке, на занятии лектория; формулирование исследовательских проблем и задач; выбор темы исследования на уроке, на занятии лектория; выбор формы организации исследований (индивидуальная, групповая, коллективная) и места проведения исследования (дома, на уроке, в условиях кабинета школы, в условиях лаборатории вуза и др.); определение задач и методики работы; составление графиков проведения консультаций и эксперимента; реализация теоретической (экспериментальной) части исследования; обобщение результатов; методическая помощь в оформлении работы; составление рецензии и авторецензии ; определение оппонентов; подготовка докладов; организация защиты результатов исследования на научно- практической конференции и возможная публикация; определение перспективных исследований.
16 Требования к тематике исследовательских работ: учет познавательных интересов школьников, актуальность исследования, возможность использования нетрадиционного подхода к решению исследовательских задач, практическое значение результатов исследования
17 Изучение химического состава водорослей; Обнаружение аскорбиновой кислоты в рябине; Использование водорослей для получения бумаги; Определение каротиноидов в желтке яиц; Гидролиз лекарственных препаратов под действием желудочного сока; Исследование содержания кофеина в некоторых пищевых продуктах; Изучение токсичности бытовых веществ; Дафния как химический индикатор; Растения – индикаторы загрязнений; Изучение гидролиза веществ в дни магнитных бурь; Мед как индикатор загрязнений; Кислотность дождя в различных точках микрорайона; Примерная тематика исследований учащихся профильных классов по химии
18 Технология крашения растительными компонентами; Изучение действий различных шампуней; Изучение токсичного влияния сигаретного дыма на некоторые растительные организмы; Исследование свойств зубной пасты; Возможности использования углекислого газа; Кристаллы иодида калия как индикаторы ультрафиолета; Определение железа в продуктах питания; Изучение иодкрахмальной реакции; Изучение биологической активности оптических изомеров на примере известных лекарственных средств; Поглощение ионов тяжелых металлов кукурузой; Изучение взаимодействия лекарств с пищей; Обнаружение нитратов в продуктах питания
19 Предложения о взаимодействии Направления контактов с докладчиком: Компьютерное тестирование; Вооружение методическими материалами; Выступление в школе; Электронный адрес: Телефон: ;
20 Спасибо за внимание!!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.