Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМихаил Олейников
1 Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и деятельностная парадигма Селиванова Елена Анатольевна канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии
2 В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов: 1."ЗУНовский" - наиболее разработанный, традиционный подход (основной результат обучения - владение знаниями) 2.Компетентностный (основной результат обучения - готовность использовать знания и умения в незнакомой ситуации) 3.Системно-деятельностный (основной результат обучения - развитие личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта)
3 Системно-деятельностный подход Время создания теории деятельности гг. С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л.С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.Л.С. Выготского философскую теорию К. Маркса Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. деятельностьсознание - С. Л. Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. - А. Н. Леонтьев вводит понятие «ведущая деятельность»
4 Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. А. Л. Леонтьев уточняет положение С. Л. Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним». Деятельность это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л. Рубинштейну). Деятельность – это осмысленные и целесообразные действия, производящие нечто значимое для самого человека или других людей.
5 Виды деятельности (различают на основе чего происходит и что производит) 1.Игровая деятельность. 2.Предпринимательская деятельность. 3.Творческая деятельность. 4.Учебная деятельность. 5.Трудовая деятельность По форме выделяют -Ведущую деятельность -Внутреннюю деятельность, -Совместную деятельность, -Предметную деятельность
6 Структура (этапы) деятельности - процесс вовлечения в деятельность, - процесс целеполагания, - процесс проектирования действий, - процесс осуществления действий, - процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями (самоконтроль). Деятельность побуждается мотивами (желаниями и потребностями как их представительством в сознании), стимулами и мотиваторами. Понятие системно-деятельностного подхода было введено А.Г. Асмоловым и др. в 1985 г. Оно объединяет системный подход (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломом) и деятельностный (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов).
7 Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю. Конфуций
8 - Деятельность – это целеустремленная система, нацеленная на результат. А.Н.Леонтьев говорил о "результате как мотиве и ценности деятельности". Процесс воспитания это процесс трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения. - Результат может быть достигнут, если есть обратная связь (аттестация, аккредитация, лицензирование, тестирование). - Деятельность имеет генетически развивающий план анализа, при разработке программ, надо выделять психолого-возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и формы деятельности Характеристика системно- деятельностного подхода
9 Цель учебной деятельности компетентность к обновлению компетентности. Задача школы не дать объем знаний, а научить учиться. Это осуществляется в системе универсальных учебных действий. Учебная деятельность не есть чистое познание. "Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания» - Д.Б.Ковин. Уровень сформированности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности. Познание встраивается в этот процесс.
10 Кризис образования это обнищание души при обогащении информацией. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Стандарт нового поколения помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.
11 Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания. 1. Личностное развитие – готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой профессиональной и социальной мобильности и компетенции «умения учиться», формирование ценностных ориентаций, развитие самосознания, самостоятельности, ответственности за свои поступки, готовность к преодолению трудностей, формирование нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, умению противодействовать и м в пределах своих возможностей.
12 2. Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитание патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил. 3. Познавательное развитие – формирование у учащихся начальной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение стратегиями познания, развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, памяти, внимания и рефлексии
13 4. Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей, как партнеров в общении и совместной деятельности, умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами обучения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе владения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранном языках.
14 Сравнение стандартов образования Цель обучения Формирование знаний, умений, навыков Формирование умения учиться Содержание обучения « изолированное » изучение системы научных понятий Решение значимых жизненных задач Организация обучения Стихийность учебной деятельности Целенаправленная организация и планомерное формирование, создание индивидуальных образовательных технологий Организация взаимодействия учащихся Индивидуальная форма освоения знаний Учебное сотрудничество в достижении целей обучения
15 1.Физическая (определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелостью организма, развитие двигательных навыков и др.) 2.Психологическая : -Эмоционально-личностная (произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация, самооценка) -Интеллектуальная (развитие образного и основ словесно-логического мышления, воображения, творчества), -Коммуникативная (развитие навыков общения) Компоненты готовности к школе
16 Особенности детей младшего школьного возраста безграничное доверие взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им, признание авторитета взрослого, принятие его оценки, собственная самооценка складывается из оценок взрослого. К концу младшего школьного возраста обнаруживаются: способности к каким-либо видам деятельности, значимость отношений со сверстниками, трудолюбие и развитая способность к саморегуляции.
17 Основные проблемы первоклассника 1.Меняется характер взаимодействия взрослых с детьми (увеличивается число запретов и предписаний). 2.Появляется учебное содержание (от усвоения которого зависит самооценка). 3.Фронтальные формы организации учебного процесса требуют от ребенка серьезного напряжения и концентрации (деятельность протекает под давлением учителя). 4.Появляется новый непривычный распорядок дня
18 Результаты образования на конец 1 класса 1.У учителя должны сложиться отношения доверия с детьми и их родителями. 2.У детей в классе должны сложиться отношения учебного сотрудничества. 3.У детей построение своих действий с учетом действий партнеров. 4.Инициативность в поиске недостающей информации. 5.Контроль и оценка своих действий, своей работы. 6.Дети должны выработать средства для обеспечения поведения и взаимодействия в рамках принятых норм.
19 В широком смысле Универсальные учебные действия – способность учиться, т.е. способность субъекта с саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
20 1.Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Виды личностных действий: - Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, -смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. Виды универсальных учебных действий
21 2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: - Целеполагание (постановка учебной задачи), - планирование (составление плана и последовательности действий), - прогнозирование (предвосхищение результата), - контроль (сличение способа действий и результата), - коррекция (внесение дополнений в план действия), - оценка (осознание качества и уровня исполнения), - саморегуляция (способность к волевому усилию и преодоление препятствий)
22 3. Познавательные действия включают: - Общеучебные действия (самостоятельное формулирование цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор эффективных способов решения задачи, рефлексия условий действий, смысловое чтение, постановка проблемы), - знаково-символические действия (моделирование и преобразование модели), - логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, причинно-следственные связи, доказательство, выдвижение гипотез), - постановка и решение проблемы.
23 4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, организовывать сотрудничество. К ним относят: - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, - постановку вопросов (инициативное сотрудничество в сборе информации), - разрешение конфликтов, - управление поведением партнеров, - умение грамотно выражать свои мысли.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.