Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИлья Лызлов
1 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» 2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ 3. ВИДЫ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» 2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ 3. ВИДЫ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Философия культуры
2 2. Универсальные формы культуры Из экскурса в те определения, которые давались понятию «культура», следует, что культура – это накопленный человеком опыт деятельности, необходимый для воспроизводства этой деятельности путем формирования (образования) человека. Это можно было бы представить в такой модели:
3 2. Универсальные формы культуры На схеме «Д» означает акты деятельности. Чтобы сохранялась общественная жизнь и история, сама деятельность должна быть непрерывна, поэтому необходим особый механизм, который обеспечивает эту непрерывность. Таким механизмом и выступает культура, что обозначено на схеме как «К1». Д Д К1К1К1К1
4 2. Универсальные формы культуры Культура как опыт всегда конкретна: культура данного вида деятельности (например, культура земледелия, культура управления, культура мышления и т.п.), или культура какого- либо субъекта деятельности (культура рабочего, культура молодежи и т.п.), или культура какого-либо народа, нации.
5 2. Универсальные формы культуры Опыт, передающий деятельность во времени, сам также должен быть сохранен и транслирован. Следовательно, для этого также должен существовать специфический механизм передачи и сохранения. Это уже не культура как опыт, а культура как формы хранения опыта. Это культура другого уровня – культура К-2 Д ДД К1К1 К1К1 К2К2
6 2. Универсальные формы культуры На уровне К-2 культура предстает как система специфических форм хранения и трансляции опыта, и эти формы характеризуют собственно культуру. Если на уровне К-1 культура предстает в виде конкретных артефактов, произведений и конкретных умений и знаний, то на уровне К-2 в культуре выделяются всеобщие формы, т.е. такие культурные формы, которые свойственны каждой культуре.
7 2. Универсальные формы культуры Вероятно, существует много различных культурных форм, но можно выделить четыре их основных типа: 1) Остенсивные К2 2) Императивные К2 3) Аксиологические К2 4) Формы-принципы К2
8 2. Универсальные формы культуры 1) Остенсивные (от лат. ostendere – показывать, держать напротив) формы – это формы демонстрации. «Делай, как я!» – вот их источник. К остенсивным формам относятся примеры, образцы, эталоны, каноны, прецеденты, парадигмы, собственные имена, а также такие образования культуры как привычки, обычаи, ритуалы, традиции и т.п.
9 2. Универсальные формы культуры 2) Императивные формы – это формы предписания, которые передают содержание путем инструкций, через побуждение, через приказ. Эти формы развиваются в самостоятельную сложную подсистему в культуре – нормы, запреты, догматы, лозунги, призывы, законы, указы и т.п.
10 2. Универсальные формы культуры 3) Аксиологические формы превращают культурные значения и содержания в ценности, которые уже не диктуют и не предписывают какое-то поведение, а указывают направление выбора, который должен сделать сам человек, ибо ценности всегда альтернативны (добро – зло, красота – безобразие, справедливость – несправедливость и т.д.).
11 2. Универсальные формы культуры 4) Наконец, формы- принципы передают культурные значения в самой абстрактной форме, указывая на сущность деятельности и задавая ее фундаментальные, ее последние основания. Клятва Гиппократа V век до н.э. 4) Наконец, формы- принципы передают культурные значения в самой абстрактной форме, указывая на сущность деятельности и задавая ее фундаментальные, ее последние основания. Клятва Гиппократа V век до н.э.
12 2. Универсальные формы культуры Чистая культурная деятельность ДДДД К 1К 1К 1 К2 К3К3
13 2. Универсальные формы культуры Уровень К-3 – чистая культурная деятельность, т.е. определение значимости чего-то в жизни человека. Это выражается в способности выделить, определить, отделить, значимое от не значимого, провести границу между приемлемым и неприемлемым, между «ДА» и «НЕТ». 95 тезисов Мартина Лютера Уровень К-3 – чистая культурная деятельность, т.е. определение значимости чего-то в жизни человека. Это выражается в способности выделить, определить, отделить, значимое от не значимого, провести границу между приемлемым и неприемлемым, между «ДА» и «НЕТ». 95 тезисов Мартина Лютера
14 2. Универсальные формы культуры
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.