Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИнесса Ваганова
1 Миграция, глобализация и образование Вернер Винтерштайнер, Клагенфуртский университет, Австрия
2 Введение: Синдром Аригоны Эта юная «австриячка», владеющая австрийским диалектом, с успехом училась в австрийских школах и большую часть своей жизни прожила в Австрии Вполне социально интегрирована, сейчас она живет в Верхней Австрии Ее семья родом из Косово, поэтому она не имела права проживать в Австрии В отличие от многих Аригона не приняла свою «веру» и стала символом сопротивления Аригона представляет собой оба примера – структурный расизм и гражданское сопротивление расизму 2
3 Отдельный случай и его значения Педагогика интеграции – ничто без определенной политики интеграции Рассматривать мигрантов не как жертв или объекты, а как участников и субъектов Линия фронта проходит не между «мы» (коренные жители) и «они» (мигранты), а между демократами и антидемократами Нам необходимо выработать новое понимание (австрийского) гражданина 3
4 Новые измерения старого явления Глобальная миграция масс и Глобализация СМИ > «оба влияют на работу воображения» = «на конститутивные признаки современной субъективности» > «На сменяющие друг друга изображения смотрит покинувший свою страну человек» > «Именно воображение в его коллективных формах вырабатывает представления о соседстве и принадлежности к нации» > «глобальный поток образов, новостей, мнений» (Арджун Аппадурай) 4
5 Сложные и противоречивые результаты Национализм вдали от родины и «новые формы патриотизма» Добрососедские отношения по компьютеру Смешанное чувство локальной субъективности > Локальность – это уже не «местное», а нечто смешанное, сложное и конфликтное Что важно для образования: новая культурная и политическая грамотность людей, живущих в диаспоре 5
6 Глобализация и Миграция: Признание фактического положения Все общества становятся более разнообразными в культурном и языковом отношении Это не хорошо и не плохо – просто это так Пути назад нет! Поскольку новые условия нашей жизни таковы, мы должны подумать, как нам поступить наилучшим образом = жить вместе в мире и разнообразии 6
7 Как на это реагировать? Разные ответы, основанные на разных оценках ситуации различном представлении о себе разных ценностях/идеологиях Возмущение/пренебрежение Принятие/контекстуализация 1 Слоган австрийской правой партии: Европа для христиан! 2 Плакат швецарской правой партии 3 Саркози изгоняет из Франции цыган 7
8 Четыре типа реакции 1–2 Тип реакции Оценка Реакция Образовательн ая политика Возмущение «Это нашествие варваров!» Угроза безопасности Защита: «Патриотизм» Законы против иммиграции Европа против ислама Принудительное изучение собственной Leitkultur Пренебрежение «Это не проблема, это всего лишь политический экстремизм» Это не новое явление Политика умиротворения Реакция на любой раздражитель Отсутствие внятной политики 8
9 Четыре типа реакции 3–4 Тип реакцииОценкаРеакцияОбразовательн ая политика Принятие «Счастливы вместе» Положительная Новые возможности Наивное представление о культурном многообразии Культурное многообразие в образовании Терпимость и гармония Контекстуализация «Политика с учетом разнообразия» Этнос, религия, культура, гендер, класс Разнообразие как вопрос о конфликте при демократии Образование в духе разнообразия Уважение и конфликт 9
10 «Разнообразие как новая возможность» Переосмысление лозунга Положительные стороныВозражения Принятие реально существующего разнообразия Акцент на разнообразии вместо акцента на возможности установления отношений Уважение к инаковости другогоМенений Агриппа: «Живот и ноги» «Все равны, все разные» (Совет Европы)Культура вместо политики Признание особенностей «других» как их достоинства Поставленное в правильный контекст, «разнообразие как новая возможность» является (следуя демократическим принципам) новой возможностью для разнообразия 10
11 Образование и вызов глобализации Ключевая роль образования для мирной жизни со всеми Школа как место, где учатся демократии и становятся (глобальными) гражданами 10-20% учащегося населения в странах ОЭСР (с 1960 г. возросло втрое) Родители, общины, СМИ, (международные) обмены как обучающие факторы и обучающиеся общины Подготовка учителей как ключ к обновлению образования 11
12 Подходы I для ответа на вызов глобализации и миграции I. Акцент на развитии навыков и умений: Программа PISA (2000-) Изучение миграционного образования по инициативе O ЭСР (2009/2010) > Отсутствие базовых навыков (всемирно установленных): чтение, арифметика, естественные науки (а почему бы и не письменные навыки?) > Отсутствие конкретных мер по поддержке учащихся-мигрантов «Основная причина разрыва в успеваемости между иммигрантами и местными учениками заключается в наличии языкового барьера и социоэкономических различий». (ОЭСР) 12
13 Подходы II для ответа на вызов глобализации и миграции II. Акцент на межкультурное взаимопонимание и этике: Рекомендации ЮНЕСКО Рекомендации «Альянса цивилизаций», выдвинутые Группой высокого уровня 2006 > образование в поддержку демократии, прав человека и дела мира > навыки межкультурной коммуникации развивать глобальное, межкультурное и правовое образование […] образование с чрезмерным практическим уклоном недооценило значение гуманитарных и общественных наук […] в сложном мире этнокультурного многообразия комплексное образование для развития критического мышления, умения понимать ситуацию и адаптироваться в ней трудно переоценить». ( Группа высокого уровня ) 13
14 Подходы III для ответа на вызов глобализации и миграции III. Акцент на школьной системе: Исследования ОЭСР 2009/2010 > Общая стратегия и основной план > Политика, основанная на полученных результатах: исследование и мониторинг > Усовершенствованные методы подготовки учителей > Администрация, соответствующая поставленным задачам «Образовательной политике на системном уровне необходимо регулировать степень концентрации в школах и населенных пунктах, вырабатывать стратегии финансирования и мониторинга, а также оценивания результатов» (O ЭСР ) 14
15 Разнообразие как новые возможности Общеобразовательная программа Философия УВАЖЕНИЕ M етодология ВСЕ РЕСУРСЫ Структуры НЕТ СТРУКТУР - НОМУ НАСИЛИЮ Программа для всех учащихся, а не только для отдельной группы Я ЕСТЬ ТО, ЧТО Я ЕСТЬ, ПОТОМУ ЧТО ТЫ ЕСТЬ ТО, ЧТО ЕСТЬ ТЫ. Каждая культура – это сад, где растут разные растения. Справедливый и равный для всех доступ к образованию 15
16 Основное препятствие : одноязычный габитус Основные позиции одноязычного габитуса: Одноязычие = норма = это хорошо Двуязычие как препятствие к овладению языком Интеграция = мигранты изучают государственный язык Педагогические последствия: Родной язык мешает качественному усвоению государственного языка Использование ребенком родного языка в школьной ситуации становится проблематичным 16
17 Языковые стратегии в школах с этнокультурным многообразием Сохранение родного языка не мешает успешному усвоению второго Повышает уровень знания родного языка: навыки (чтения) могут быть перенесены на второй язык Создает открытый и дружелюбный климат для всех языков: осознанные или неосознанные негативные высказывания о языках и культурах меньшинств вредит изучению этих языков Учитывает различие в устном высказывании (контекстуализированный язык) и в письменно/академическом выражении (деконтекстуализированный язык). 17
18 Обучение языкам повышает самооценку Языковые программы для всех учеников От гипотезы дефицита к признанию скрытых качеств Повышение самооценки учеников-мигрантов Более активное участие родителей Более активное участие общины Борьба с предрассудками Ученики из меньшинств рассматриваются как отдельная группа, а не каждый в отдельности Негативные предположения об успехах учеников-мигрантов 18
19 Различные стили в обучении разнообразию Моральный ( пессимистический ) Моральный ( оптимистический ) КогнитивныйВ духе универсальной более глубокой культуры «Повежливее с соседом, а то…!!!» «Спокойнее, ты хороший парень, будь вежлив с соседом!» Разве ты не видишь, что у соседа тоже есть свои достоинства?Не очень-то умно нападать на него!» «ОК, у тебя есть проблемы с твоим соседом. Давай поищем причины. (Но помни, что одной из причин можешь быть ты сам!» 19
20 К педагогике Другого… «Чужой живет внутри нас: он есть скрытый лик нашей идентичности; пространство, которое вторгается в наше жилище; время, когда рушатся понимание и родственность». Юлия Кристева «Я несу ответственность за Другого, не ожидая взаимности, даже если это будет стоить мне жизни. Взаимность – это забота Другого. Мое «Я» всегда имеет на одну ответственность больше, чем все другие». Эмманюэль Левинас «Люди не заботой о себе живы, а живы они тем, что есть любовь в людях. Лев Толстой 20
21 Библиография Alliance of Civilizations. Report of the High-level Group. 13 November (retrieved: ). Arjun Appadurai (1996): Modernity at Large. Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis: University of Minnesota Press. James A. Banks/Cherry A. McGee Banks (eds.) (2001): Handbook of Research on Multicultural Education. San Francisco: Jossey-Bass. Deborah Nusche, Claire Shewbridge and Christian Lamhauge Rasmussen (2009): OECD Reviews of Migrant Education AUSTRIA. OECD (2010): OECD Reviews of Migrant Education - Closing the Gap for Immigrant Students: Policies, Practice and Performance _1_1_1_1,00.html 21
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.