Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЗахар Хмырин
1 Кафедра русского языка и литературы ИМОЯК ТПУ 1
2 Основной целью курса является формирование образцовой языковой личности, обладающей коммуникативной компетенцией, под которой понимается умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения. 2
3 К практическим задачам курса относятся: 1) формирование навыков правильной и стилистически грамотной речи (как устной, так и письменной) – то есть устойчивых умений употреблять языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) в соответствии с требованиями ортологии (науки о правильности речи) и стилистики (науки, изучающей стилистические ресурсы языка); 2) 2) формирование умений оценивать речевое поведение (как свое, так и других людей) и речевые произведения в разных сферах общения. 3
4 Лингвоэкология – новое направление в изучении языковой сферы обитания человека и общества – отмечает ряд процессов, протекающих в русском языке и сознании его носителей: 1) оскудение словарного запаса, забвение многих семантически ценных слов и фразеологизмов (бытие, распнули, крёстный путь, Иисус воскрес и др.); 2) в то же время происходит реабилитация слов и понятий (милосердие, благотворительность, инакомыслие, державность, лицей, гимназия); 3) употребление слов с размытой семантикой (клиенты, правые, левые, радикалы, консерваторы); 4) эвфемизация, языковое лукавство (эвфемизмы: высшая мера наказания, несун, рынок рабочей силы, ночные пансионаты); 5) "синдром заимствований" (шоу, прессинг, консенсус, гала-концерт, джус); 6) утрата знаковой целесообразности и эстетического вкуса в наименованиях (аббревиатуры, собственные имена: Экорамбурс, Инстар Лоджистикс; 7) языковое насилие в виде навешивания языков (враг народа, враг нации, враг перестройки, совок, экстремист, красно-коричневый); 8) взрыв сквернословия, "вседозволенность сальностей и хамства" (А.И. Солженицын), вульгаризация речевого общения; 9) интенсивное появление и использование "лингвоцинизмов" – свидетельств человеческого разбоя и технократизма (покорение природы, рабсила, человеческий материал, людское сырьё, крестьянские ресурсы, человекоединица); 10) криминализация, жаргонизация языка (тёлки, баксы, торчать, балдеть, туфта, замели). 4
5 Язык - это не только исторически сложившаяся форма культуры, объединяющая человеческое общество, но и сложная знаковая система. Это связано с многоуровневым строением языка, включением в него ряда подсистем, или уровней: фонетического, морфологического, лексического, синтаксического. 5
6 Каждый уровень языка характеризуется: 1) наличием определенного количества элементов (фонем, морфем, лексем, синтаксем) и 2) наличием отношений между ними (т.е. наличием структуры); в современной лингвистике признается факт существования различных системных отношений между языковыми единицами (как между единицами одного уровня, так и между единицами разных уровней): парадигматических (нелинейных, вертикальных), синтагматических (сочетаемостных, линейных) и иерархических. Парадигматическими и синтагматическими отношениями связаны единицы одного уровня, иерархическими – единицы разных уровней. 6
7 Парадигматическими признаются отношения между единицами одного уровня, которые противопоставлены друг другу (нелинейно и неодновременно) по каким- либо признакам и при этом имеют общий признак. Так, например, парадигматическими отношениями связаны формы прилагательного весёлый (весёлого, весёлому и т.д.), они образуют парадигму склонения; формы глагола говорить (говорю, говоришь и т.д.), которые образуют парадигму спряжения. Все грамматические формы одного слова также составляют парадигму. 7
8 К синтагматическим (сочетаемостным) отношениям относятся линейные отношения между языковыми единицами одного уровня в речевой цепи (в тексте). Синтагматическими отношениями, например, будут связаны согласный и гласный в слоге МА; или слова (единицы лексического уровня) в словосочетаниях весёлый человек, рой пчёл и т.д. Такую элементарную, обычно двучленную, единицу называют синтагмой. 8
9 Иерархическими являются отношения между языковыми единицами разного уровня. В принципе иерархические отношения между разноуровневыми языковыми единицами могут быть представлены так: из фонем складываются морфемы, из морфем – слова, из слов словосочетания и предложения. 9
10 - коммуникативная: посредством языка реализуется потребность человека в общении, - информативная: язык выступает как средство передачи информации, посредством языка информация накапливается и передается из поколения в поколение). 10
11 Язык как определенная система знаков и правил оперирования знаками реализуется в речи. Речь - это "конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом" (Арутюнова Н.Д.). Разделение языка и речи весьма условно: выделение этих явлений (а по сути дела – двух сторон одного феномена) связано с традицией лингвистических исследований, идущей от Ф.Де Соссюра. 11
12 Свойства языка: абстрактность социальность Свойства речи конкретность индивидуальность; речь воспринимаема, преднамеренна и направлена к определённой цели, она обусловлена ситуацией, субъективна и произвольна. 12
13 Современный русский язык – это общенациональный язык народа, форма существования русской культуры. Русский язык имеет длительную и сложную историю. По своему происхождению он относится к индоевропейской семье языков, славянской группе, восточнославянской подгруппе. 13
14 Литературный язык – высшая форма существования национального языка, его ядро Просторечие (ридикулит, колидор, без пальта, шофера). Территориальные диалекты Социальные диалекты (жаргоны) 14
15 - обработанность - состав словаря литературного языка строго отобран из общей сокровищницы национального языка; по образному выражению М. Горького, литературный язык – это язык, обработанный мастерами слова; - нормированность - значение и употребление слов, их произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепринятому образцу; - закрепленность в словарях и грамматиках ; - общеупотребительность - использование во всех сферах общественной деятельности всеми носителями языка; - - наличие функциональных разновидностей (стилей); - - существование в устной и письменной форме; - - функционирование в качестве международного языка и в качестве средства межнационального общения. 15
16 Книжные стили: научный официально-деловой публицистический художественный (язык художественной литературы) Разговорный стиль 16
17 Норма – основной признак литературного языка. Характерные особенности литературной нормы: относительная устойчивость и динамичность; распространенность, общеупотребительность, общеобязательность, соответствие употреблению, традиции и возможностям языковой системы. 17
18 Нормативный Коммуникативный Этический Нормативный аспект культуры речи предполагает знание литературных норм и умение их применять в речи. Коммуникативный аспект культуры речи предполагает знание функциональных стилей языка и умение их использовать в целях оптимизации общения. Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность и составляют этическую сторону общения. 18
19 "...культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач« (Е.Н. Ширяев). Культура речи является лишь частью более широких понятий: речевой культуры, культуры общения, куда входят еще два компонента – культура мышления и психологическая культура общения. В совокупности все это составляет общую культуру человека. 19
20 20
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.