Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлина Новокшонова
1 К 900-летию создания «Повести временных лет» Еще одно, последнее сказанье – И летопись последнее сказанье – И летопись окончена моя… окончена моя…
2 Дела давно минувших дней – Преданья старины глубокой… А.С. Пушкин А.С. Пушкин
3 Нестор-летописец – один из авторов «Повести временных лет» Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. В книгах непечатная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами.
4 Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
5 Пов ѣ сть временныхъ л ѣ тъ (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») – наиболее ранний из дошедших (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») – наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве. Охваченный период истории начинается с библейских времён Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с лета 6360 (852 года по современному летоисчислению), начала самостоятельного правления византийского императора Михаила. Название своду дала одна из его вводных фраз в Ипатьевском списке: Пов ѣ сть врєм ѧ нныхъ л ѣ тъ чєрнориpца Ѳ єдосьєва манастыря Печерьскаго Откуду есть пошла Руска земля · кто в неи нача перв ѣ є кн ѧ жити и откуду Руская земля стала есть Пов ѣ сть врєм ѧ нныхъ л ѣ тъ чєрнориpца Ѳ єдосьєва манастыря Печерьскаго Откуду есть пошла Руска земля · кто в неи нача перв ѣ є кн ѧ жити и откуду Руская земля стала есть
6 История создания летописи Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, известный агиограф на рубеже XI-XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII-XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» – первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А.А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция Повести временн ы х лет монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии.
7 Наиболее подробно проблемы источников и структуры «Повести временных лет» были разработаны в начале XX века в трудах академика А.А. Шахматова. Представленная им концепция до сих пор играет роль «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют последующие исследователи. Хотя многие её положения подвергались зачастую вполне обоснованной критике, но разработать сопоставимую по значимости концепцию пока не удалось. в,_Алексей_Александрович в,_Алексей_Александрович
8 По версии Шахматова, первую редакцию «П овести временн ы х лет » Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция Повести временніх лет по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича. По версии Шахматова, первую редакцию «П овести временн ы х лет » Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция Повести временніх лет по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича.
9 Источники «Повести…» Рассказ о смерти Олега от коня (под 912 годом) Рассказ о смерти Олега от коня (под 912 годом) Рассказ о мести Ольги древлянам (под годами). Лишь несколько слов в Никоновской летописи. Рассказ о мести Ольги древлянам (под годами). Лишь несколько слов в Никоновской летописи. Рассказ о юноше и печенеге, под 992 годом. Рассказ о юноше и печенеге, под 992 годом. Осада печенегами Белгорода, под 997 годом и др. Осада печенегами Белгорода, под 997 годом и др. Некоторые рассказы, содержание которых отражено в «Повести временных лет» «Хроника Георгия Амартола». Выписки: список народов и рассказ о нравах народов. «Хроника Георгия Амартола». Выписки: список народов и рассказ о нравах народов. Рассказ о посещении Андреем Первозванным Руси. Рассказ о посещении Андреем Первозванным Руси. Рассказ о происхождении славянской грамоты (под 898 годом). Рассказ о происхождении славянской грамоты (под 898 годом). Рассказ об Аполлонии Тианском из Амартола (под 912 годом). Рассказ об Аполлонии Тианском из Амартола (под 912 годом). Рассказ о поездке Ольги в Царьград (под 955 годом). Рассказ о поездке Ольги в Царьград (под 955 годом). Похвала Ольге (под 969 годом). Похвала Ольге (под 969 годом). Рассказ о варяге и его сыне (без имён, под 983 годом). Рассказ о варяге и его сыне (без имён, под 983 годом). Спор о вере: приход мусульман, евреев и католиков (под 986 годом). Спор о вере: приход мусульман, евреев и католиков (под 986 годом). «Речь философа». «Речь философа». Рассказ о походе на Корсунь. Рассказ о походе на Корсунь. Символ веры, семь соборов и разврашение латинян. Символ веры, семь соборов и разврашение латинян. Рассказ о возвращении из Корсуни и крещении киевлян. Рассказ о возвращении из Корсуни и крещении киевлян.
10 Д.С. Лихачёв «Величавое и логическое изложение летописью русской истории действительно может быть уподоблено торжественному и могущественному течению большой русской реки. В этом течении летописного повествования соединились многочисленные притоки – произведения разнообразных жанров, слившиеся здесь в единое и величественное целое. Тут и предшествующие летописи, и сказания, и устные рассказы, и исторические песни, созданные в различной среде: дружинной, монастырской, княжеской, а порой ремесленной и крестьянской. Из всех этих истоков – «исходищ мудрости» – родилась и «Повесть временных лет» – создание многих авторов, произведение, отразившее в себе и идеологию верхов феодального общества, и народные воззрения на русскую историю, народные о ней думы и народные чаяния, произведение эпическое и лирическое одновременно – своеобразное мужественное раздумье над историческими путями нашей родины».
11 Для просмотра нажмите на изображение
12 Повість минулих літ: літописні оповіді / пер. В. Близнеця. – К.: Веселка, – 227 с. (читальний зал 2 філологічного факультету). Повість минулих літ: літописні оповіді / пер. В. Близнеця. – К.: Веселка, – 227 с. (читальний зал 2 філологічного факультету). Повість времяних літ: літопис (за Іпатським списком) / пер. з давньоруської, післямово, комент. В.В. Яременка. – К.: Радянський письменник, – 558 с. (читальний зал 1 історичного факультету). Повість времяних літ: літопис (за Іпатським списком) / пер. з давньоруської, післямово, комент. В.В. Яременка. – К.: Радянський письменник, – 558 с. (читальний зал 1 історичного факультету). Повість минулих літ: літопис: для старшого шкільного віку / пер. В. Близнеця. – К.: Веселка, – 223 с. (читальний зал 1 історичного факультету). Повість минулих літ: літопис: для старшого шкільного віку / пер. В. Близнеця. – К.: Веселка, – 223 с. (читальний зал 1 історичного факультету).
13 Исследования «Повести временных лет» на полках научной библиотеки Мариупольского государственного университета Білоус, Б. «Повість минулих літ»: історія чи література? / Б. Білоус // Українська мова та література в середніх школах, гімназіях, ліцеях та колегіумах. – – С (ч/з 2 філологічного факультету). Білоус, Б. «Повість минулих літ»: історія чи література? / Б. Білоус // Українська мова та література в середніх школах, гімназіях, ліцеях та колегіумах. – – С (ч/з 2 філологічного факультету). Жила, С. Галерея портретів духовних осіб і святих за «Повістю времяних літ»: Форми взаємодії літературних, живописних, графічних образів / С. Жила // Українська література в загальноосвітній школі. – – С (ч/з2 філологічного факультету). Жила, С. Галерея портретів духовних осіб і святих за «Повістю времяних літ»: Форми взаємодії літературних, живописних, графічних образів / С. Жила // Українська література в загальноосвітній школі. – – С (ч/з2 філологічного факультету). Загребельний, П. Золотий гомін давнини: «Повість времяних літ» / П. Загребельний // Загребельний П. Неложними устами. – К.: Рад. письменник, – С (ч/з2 філологічного факультету). Загребельний, П. Золотий гомін давнини: «Повість времяних літ» / П. Загребельний // Загребельний П. Неложними устами. – К.: Рад. письменник, – С (ч/з2 філологічного факультету). Кабанова, М.Н. Восприятие правителя в Повести временних лет и «Степенной книге царського родословия» / М.Н. Кабанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер.9 Филология. – – С (ч/з 2 філологічного факультету). Кабанова, М.Н. Восприятие правителя в Повести временних лет и «Степенной книге царського родословия» / М.Н. Кабанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер.9 Филология. – – С (ч/з 2 філологічного факультету). Крижанівська Т. Джерело мудрості, незмірна глибина / Т. Крижанівська // Вісник Книжкової палати С (ч/з 1 історичного факультету). Крижанівська Т. Джерело мудрості, незмірна глибина / Т. Крижанівська // Вісник Книжкової палати С (ч/з 1 історичного факультету). Моця, О.П. До вивчення джерельної бази «Повісті временних літ» / О.П. Моця // Український Моця, О.П. До вивчення джерельної бази «Повісті временних літ» / О.П. Моця // Український історичний журнал. – С (ч/з1 історичного факультету). історичний журнал. – С (ч/з1 історичного факультету). Савельев, В.С. Умение слушать как необходимая черта языковой личности в восприятии автора Повести временних лет / В.С. Савельев // Вестн. Моск. ун-та. Сер.9 Филология. – – С (ч/з2 філологічного факультету). Савельев, В.С. Умение слушать как необходимая черта языковой личности в восприятии автора Повести временних лет / В.С. Савельев // Вестн. Моск. ун-та. Сер.9 Филология. – – С (ч/з2 філологічного факультету). Сліпушко, Г. Образ автора в «Повісті времяних літ» / Г.Сліпушко // Слово и час. – – С (ч/з2 філологічного факультету). Сліпушко, Г. Образ автора в «Повісті времяних літ» / Г.Сліпушко // Слово и час. – – С (ч/з2 філологічного факультету). Сулима, В. Образ святої Трійці в «Розповіді філософа» (за «Повістю минулих літ»): апологія, екзегеза, поетика / В. Сулима // Біблія і культура: зб. наукових статей. – Вип. 3. – Чернівці: Рута, – С (ч/з 2 філологічного факультету). Сулима, В. Образ святої Трійці в «Розповіді філософа» (за «Повістю минулих літ»): апологія, екзегеза, поетика / В. Сулима // Біблія і культура: зб. наукових статей. – Вип. 3. – Чернівці: Рута, – С (ч/з 2 філологічного факультету). Ющишин, О.І. Давньоруський літопис Нестора «Повість врем'яних літ» як памятка української історіософської думки / О.І. Ющишин // Наука. Релігія. Суспільство С (ч/з1 історичного факультету). Ющишин, О.І. Давньоруський літопис Нестора «Повість врем'яних літ» як памятка української історіософської думки / О.І. Ющишин // Наука. Релігія. Суспільство С (ч/з1 історичного факультету).
14 В «Повести временных лет» отразился интерес русского народа к историческому прошлому своей Родины. «Откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть» – вот задача, которую поставил перед собой летописец. Тема Родины, её величие и могущество, её единство, глубокий патриотизм составляют идейно- тематическое содержание летописи. О чем бы ни рассказывал летописец – о воинских походах русских князей, об их деятельности, направленной на укрепление политической и религиозной независимости Руси, о братоубийственных феодальных войнах, о событиях давно минувших лет – всегда интересы Родины и высокая патриотическая идея определяют точку зрения автора, его оценку поступков князей и тех событий, о которых он повествует. Отмечая идейную направленность «Повести временных лет», историк В.О. Ключевский писал, что для неё характерна «пробуждение во всём обществе мысли о Русской земле как о чём-то цельном, неизбежном, обязательном деле всех и каждого» (В.О. Ключевский. Курс русской истории. М., 1911 г.).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.