Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНикита Цыверов
1 1 Проблемы управления водопользованием в РФ и некоторые пути их решения д.т.н. проф. В.Г. Пряжинская Институт водных проблем РАН г. Суздаль, 2013 г.
2 2 Научные основы управления водными ресурсами Концептуальные проблемы Модели и методы обоснования стратегий водопользования Математические модели качества и охраны вод Научные основы управления водными ресурсами Концептуальные проблемы Модели и методы обоснования стратегий водопользования Математические модели качества и охраны вод
3 3 Организационная структура управления водными ресурсами Необходимо: уточнение состава органов управления; создание в субъектах федерации единых государственных органов двойного подчинения – как Федеральному агентству по водным ресурсам, так и администрации субъекта федерации с четким разграничением ролей, прав и обязанностей; разработка и внедрение процедур взаимодействия между всеми органами управления; усиление роли местных органов управления и снижение степени их уязвимости.
4 4 Бассейновый принцип управления водными ресурсами (в гидрографических границах речных бассейнов) Способ управления: бассейновые соглашения между соответствующими субъектами федерации при условии: законодательного определения статуса, функций, прав и ответственности бассейновых водохозяйственных управлений (БВУ) как основных территориальных органов Федерального агентства по водным ресурсам Российской Федерации; разработки процедур взаимодействия БВУ с иными государственными органами управления, наделенными полномочиями в сфере водопользования.
5 5 Административные и экономические методы управления природоохранной деятельностью Основные административные рычаги: лимиты потребления ресурсов и удаления отходов производства; лимиты централизованных капитальных вложений на ресурсосберегающие и природоохранные мероприятия; организация инвестиций на реализацию природоохранных программ. Экономические методы управления: плата за использование ресурсов; субсидии на минимизацию загрязнения; льготное налогообложение; торговля лимитами на использование вод и разрешениями на выбросы. Основные административные рычаги: лимиты потребления ресурсов и удаления отходов производства; лимиты централизованных капитальных вложений на ресурсосберегающие и природоохранные мероприятия; организация инвестиций на реализацию природоохранных программ. Экономические методы управления: плата за использование ресурсов; субсидии на минимизацию загрязнения; льготное налогообложение; торговля лимитами на использование вод и разрешениями на выбросы. Основные административные рычаги: лимиты потребления ресурсов и удаления отходов производства; лимиты централизованных капитальных вложений на ресурсосберегающие и природоохранные мероприятия; организация инвестиций на реализацию природоохранных программ.
6 6 Совершенствование методологии разработки СКИОВО Требуют совершенствования: «Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов», которые не охватывают методологию оптимального планирования капиталоемких стратегических мероприятий
7 7 Совершенствование методологии разработки СКИОВО Эффективность оптимизации при планировании зависит от: размера бассейна, изученности территории, концентрации промышленного производства, интенсивности загрязнения водных объектов, жесткости требований к качеству воды в них. Эффект от оптимизации: при выборе структуры водохозяйственной системы (ВХС) - экономия до 40% капитальных затрат; на этапе проектирования отдельных элементов ВХС - экономия 8-12% общих затрат; оптимизация режимов функционирования проектируемой системы - экономия 3-7% эксплуатационных затрат; при планировании мероприятий в области охраны вод – существенная экономия средств: Для части бассейна р. Исеть в пределах Свердловской области: »годовой эффект от оптимизации - 17%, »экономия капитальных вложений – 15%. Для бассейна р. Урал »в целом годовой экономический эффект составил - 24%, »экономия капитальных затрат – 29%. Внедрение методов оптимизации в обоснование бассейновых схем: «цена» ошибок стратегических решений всегда выше, чем на этапах детальных расчетов
8 8 Система платежей за пользование водными ресурсами 1.Закрепление за: –федеральным уровнем - расчетные схемы и базовые параметры системы платного водопользования; –бассейновым уровнем - корректировки к базовым ставкам и параметрам, учитывающие бассейновые и региональные условия. 2.Необходимость: –законодательного решения о создании территориальных целевых бюджетных фондов восстановления и охраны водных объектов для обеспечения целевого использования платежей водопользователей на реализацию программ осуществления водохозяйственных и водоохранных мероприятий 3.Платежи за водопользование должны распределяться между федеральным и бассейновым уровнями через: –целевые бюджетные (либо внебюджетные) водные фонды; –централизованные планы функционирования и развития водного хозяйства (федеральный бюджет и бюджеты других уровней).
9 9 Система платы за негативное воздействие на водные объекты Система должна формироваться за счет: сокращения количества оцениваемых ЗВ и перевода незначительных источников загрязнения на схему декларирования воздействий; использования концепции наилучших доступных технологий (для определения интервала применения базовых ставок платежей). Платежи должны полностью покрывать издержки, связанные с их оценкой, начислением и сбором
10 10 Экономико-математическая модель выбора типов очистных сооружений где: S=EK+Э – приведенные затраты на реализацию очистки типа k источника i ; m i k - масса сброса учитываемого ЗВ; x i k – вид очистки Экономические механизмы стимулирования встраиваются в функционал задачи в виде: 1 - штрафов за сверхнормативные сбросы и превышение заданных концентраций; 2 – размеров финансовой поддержки предприятий при внедрении НДТ. в бассейне крупной реки в агрегированной форме имеет вид:
11 11 Штрафы за сверхлимитные сбросы При нарушении установленных пределов концентраций функционал задачи оптимизации водоохранной деятельности принимает вид: Ограничения задачи: - коэффициент трансформации j-го ЗВ в потоке; - возможное нарушение по j-му ЗВ в створе реки r; - штрафной коэффициент.
12 12 Финансовая поддержка предприятий Доля финансового стимулирования предприятий при внедрении НДТ очистки сточных вод учитывается в приведенных затратах: где: коэффициенты отражают часть субсидируемых капитальных затрат, а допустимая область задачи включает ограничения на массы сбросов ЗВ и их концентрации в выделенных створах реки.
13 13 Финансовые ресурсы для реализации мероприятий Финансовые ресурсы оцениваются по укрупненным показателям стоимости водохозяйственных и водоохранных мероприятий, также оцениваются по укрупненным расценкам выполнения различных видов работ. Источники финансирования: федеральный бюджет; бюджет субъекта РФ; местный бюджет; средства юридических и физических лиц; иные источники финансирования (водный налог и платежи за загрязнение). Затрудняющее реализацию Схем обстоятельство: отсутствие в России целевых бюджетных или внебюджетных водоохранных фондов аккумуляция платежей за негативное воздействие на водные объекты + «замкнутые» схемы экономического стимулирования водопользования аккумуляция платежей за негативное воздействие на водные объекты «замкнутые» схемы экономического стимулирования водопользования + аккумуляция платежей за негативное воздействие на водные объекты «замкнутые» схемы экономического стимулирования водопользования
14 14 Причины, затрудняющие эффективное управление водными ресурсами: коррупционные схемы, заложенные в Водном кодексе 1.Возможность наделения физических лиц правами собственности (ст. 8 ВК РФ) на пруд и обводненные карьеры, (отсутствует определение данных понятий); 2.Предоставление в пользование водных объектов, находящихся в собственности (федеральной, субъектов Федерации, муниципальных образований) с весьма широким составом видов деятельности (ст. 11 ВК РФ); 3.Коррупционная составляющая в системе платежей за негативное воздействие на водные объекты: увеличение размеров платежей создает стимулы к сокрытию или искажению информации, заключению «сделки» с природоохранными органами.
15 15 Ключевые аспекты рационализации управления водными ресурсами
16 16 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.