Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИнга Евланова
1 Адаптационный период в 5-ых классах Медодическое объединение ГПД, октябрь 2012 год ( Бурдуковская И.А.)
2 Задачи адаптационного периода В пятых классах следует обратить внимание на: - адаптацию к «разноголосице» требований учителей; - введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»); - выявление (пояснение, понимание) позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда - акцент на полоролевое взаимодействие; - принятие новой позиции - ученик второй ступени школы.
3 Логика развития адаптационного периода в 5 классе Первый этап адаптационного периода пятиклассников (который длится не более недели) посвящен знакомству ребят друг с другом или изучению друг друга (если состав класса не менялся). Они делятся информацией о том, что больше всего ценят в других людях и самих себе, чем нравится заниматься, как чувствуют себя в школе. На втором этапе адаптационного периода ребятам предоставляется возможность взаимодействия в больших и малых группах, состав которых меняется, и выработки правил, облегчающих действие сообща. Некоторым классам удается разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия - интеллектуального, творческого, трудового и пр. Среди общих правил появилось, например, такое: «Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии» или «Быть благодарным». Важно, чтобы все правила конструировались в позитивной форме (без «не») и были обсуждены их необходимость и значимость. Таким образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходит принятие созданных правил. Еще одной важной содержательной частью данного этапа является создание портрета настоящего школьника: качества и свойства его личности, формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу.
4 Логика развития адаптационного периода в 5 классе Третий этап адаптационного периода пятиклассников связан с осознанием появления нового сообщества - класс. На совместном для всей параллели пятых классов мероприятии ребята создают автопортрет своего класса (кто - в коллективном рисунке, кто - в «живых картинах», кто - в устной презентации своего коллектива). Работа организуется таким образом, чтобы каждый пятиклассник внес в общее представление свое индивидуальное видение. После этого действия в классах очень быстро и легко распределяются все общественные поручения. После презентации классов ребята отправляются участвовать в «Веселых стартах». Эмоциональное сопереживание за успех своей команды укрепляет чувство причастности к своему коллективу.
5 Каждому ребенку в этот период хочется быть активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть в пятикласснике, ведь он не хуже других. Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но также есть дети подверженные дезадаптации, такие дети становятся невнимательными, менее ответственными, тревожными, хуже учатся по сравнению с начальной школой. Осложняется сам учебный процесс, продуктивность работы снижается, со своим высоким уровнем тревожности неадекватен в восприятии отношений с новыми одноклассниками и неизвестными учителями, появляется чувство неуверенности.
6 Сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что: Очень много разных учителей (и их надо запомнить); Непривычное расписание (новый режим); Много новых кабинетов, которые неизвестно где и как расположены; Новый классный руководитель; Новые дети в классе (или сам ребенок новый в классе).
7 Ситуация адаптации вызывает у большинства пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а также зачастую – появление страхов. Например, страх несоответствия ожиданиям окружающих, который при этом доминирует над страхом самовыражения в индивидуальных показателях. И это является нормой, так как это – возрастная проблема. Ребенок младшего подросткового возраста задумывается: « А что про меня подумают другое, и одноклассники, и учителя!» Поэтому иногда и способные дети не проявляет свои возможности в должной мере.
8 Признаки успешной адаптации Удовлетворённость процессом обучения Самостоятельность при выполнении учебных заданий Удовлетворённость межличностными отношениями Успешность обучения
9 Проблемы адаптационного периода Повышение утомляемости Снижение работоспособности Нарушение поведения (эмоциональная неустойчивость, низкая саморегуляция) Отсутствие единства требований учителей начальной и средней школы Формирование классного коллектива Проблема общения со сверстниками Низкая согласованность требований между учителями предметниками в средней школе Снижение успеваемости
12 Экскурсия в Монино
13 Выполнение домашних заданий- главное в ГПД
14 Консультация по математике и занятия кружка по спортивному ориентированию
15 Урок Российской гражданственности
16 Классные часы по пожарной безопасности и ПДД
17 Беседы по правилам поведения
18 Подвижные игры на прогулке в ГПД
20 Трудовой десант
21 Мы в театре
22 Рекомендации для родителей Идти плечо к плечу по пути взросления - лучший способ сохранить семью как сплоченную команду и помочь ребенку чувствовать себя уверенно в любых ситуациях. Надо начать в пятом классе! Совместный семейный досуг, разумный баланс между свободой личности и родительским «нельзя», а также контроль, контроль, контроль.
23 Рекомендации для родителей Примитивный и самый доступный вид контроля - посещение школы. Как только родители начинают халатно относиться к собраниям, не находят времени подойти то к одному, то к другому предметнику и поинтересоваться успехами или неудачами ребенка, то он также халатно начинает относиться к школьным обязанностям. Есть прямая зависимость: что не интересно семье, то не значимо для ребенка. К тому же, мама с папой - это адвокаты: кто еще может отстоять права мальчика или девочки, защитить от несправедливости. В конце концов, помочь выбрать правильное решение.
24 Ребенок переходит на самоконтроль В идеале ребенок уже с пятого класса должен самостоятельно выполнять домашние задания. Если родители сидят рядом с летними детьми, то во взрослой жизни те вряд ли сумеют постоять за себя. Но есть и другой перегиб. Некоторые родители совсем перестают контролировать детей. Очень часто интерес к школьным проблемам заканчивается на диалоге: - Как дела в школе? - мама. - Все хорошо, - ребенок. К концу четверти подобное «хорошо» оборачивается двойками по предметам.
25 Игры Создание образа «Портрет настоящего школьника». Инструкция: «Каждый возьмите, пожалуйста, листочки и назовите (напишите) как можно больше качеств настоящего школьника. Пишите сразу то, что приходит вам в голову. Через 3 минуты вы объединитесь в пары и «складывайте» ваши представления о «настоящем» школьнике, договариваясь об общих смыслах. Затем пары объединяются в «четверки» (через 5 мин.). И, наконец, «четверки» объединяются в «восьмерки» («шестерки»), где портрет настоящего школьника приобретает все более зримые очертания. Далее каждая группа выбирает своего спикера, который и представляет полученный в группе результат всему классу (все варианты записываются на доске). Затем группе задаются вопросы на пояснение смысла сказанного и написанного. По ходу обсуждения снимаются все спорные моменты и выясняются нюансы». Цель данного действа: увидеть наиболее значимые смыслы и понятия в образе «настоящего школьника» и одновременно многообразие взглядов, мнений ребят.
26 Игра «Доброе слово» «Давайте поприветствуем друг друга, скажем теплые слова». (По кругу, начать может учитель: «Здравствуй, Вова. Очень приятно снова видеть тебя» и т.д.) (10-15 мин.)
27 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.