Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРуслан Батраков
1 Москва столичный регион. Научные аспекты развития
2 1. СЛОЖИВШИЕСЯ ТЕНДЕНЦИИ В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ПРОБЛЕМЫ И ОБУСЛОВИВШИЕ ИХ ПРИЧИНЫ Новые политические и экономические условия весьма существенно отразились на роли столицы, во многом изменив привычные представления о городе, породив новые тенденции и проблемы в его развитии: 1.1 Как показали итоги переписи населения года за период, прошедший после переписи 2002 года, численность населения страны сократилась на 2,3 мпн человек (или на 1,6%) и составила 142,9 мпн человек. Среди федеральных округов наибольшие потери населения понесли Дальний Восток 6% и Сибирь 4%. 3а период с 2002 по 2010 годы население Москвы выросло на 11% или на 1,1 млн человек, а в Московской области на 7,2% или почти на полмиллиона человек. Если в 2002 г. на долю Москвы и Московской области приходилось 11,7% населения страны, то сейчас более 13%, т.е. каждый восьмой житель страны живет в столичном регионе (в Москве соответственно 7,15% и 8,1%, в области 4,5% и 4,96%) Как в Москве, так и в области (но в меньшей степени) произошла существенная деформация отраслевой структуры хозяйства и соответственно занятости населения. В отличие от предшествующего периода, когда промышленность, а затем наука и научное обслуживание занимали лидирующие позиции, ведущей отраслью в Москве стала оптовая и розничная торговля и общественное питание, в которых занят каждый четвертый, работающий в столице, при этом в структуре валовой продукции эта сфера деятельности занимает почти 40%. Москва в значительной мере потеряла роль лидера в научно-техническом развитии страны. По объему отгруженной инновационной продукции данные по Москве ниже среднероссийских показателей (2006 г. РФ 5,5%, Москва 4,9%. Московская обл. 10,5%; в 2007 г, соответственно 5,5%; 2,3%; 11,9%) Неоднозначно может быть оценена роль столицы в подготовке кадров. Неоднократно отмечался острый дефицит выпуска работников со средним специальным образованием. Уже в настоящее время и в еще большей степени в ближайшие годы в Москве в связи с переходом на модернизацию экономики и инновационный путь развития все острее будет ощущаться нехватка квалифицированных кадров среднего звена.
3 1.4. Заслуживает рассмотрения ситуация и в высшей школе. Численность студентов за два десятилетия возросла в 2,5 раза, число вузов почти в 4 раза. По нашей экспертной оценке в сфере высшего образования занято около 1,5 млн Развитие строительного комплекса в Москве существенно опережает по доле занятых другие крупные центры страны. В России доля занятых в строительстве существенно снизилась, то иная картина в Москве, где ее доля возросла более чем в 1,5 раза. По официальным данным в строительном комплексе столицы занято более 815 тыс. человек, реально не менее 1 миллиона Высокая и постоянно возрастающая доля банковского капитала в Москве, также, в известной степени, объясняет и трудности экономического развития значительной части субъектов Российской Федерации. В сочетании с концентрацией «штабов» крупнейших монополий это обстоятельство влияет на высокие разрывы в социально- экономическом развитии различных территорий Отмеченные изменения в структуре экономики столицы, «подталкивались» и концентрацией в Москве значительной доли лиц с высоким уровнем доходов, что также являлось следствием структурных изменений в ее экономике. В Москве концентрируется более 80% финансовых потоков страны и не менее четверти доходов населения всей страны при доле Москвы в населении России 7,1%. ПО данным за 2009 г. соотношение доходов 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных москвичей составляло 32,9:1. Для сравнения: в России это соотношение 16,7:1, а по Московской области 15,4:1. Во многих европейских странах 78:1) К числу острейших проблем столичного региона необходимо отнести состояние природного комплекса, историко-культурного наследия и транспортного обслуживания. Необходимость развития столицы приводила к изъятию части территории области, включая территории природного комплекса, что резко отразилось на судьбе ЛПЗП и пригородной зоны ближайшего Подмосковья.
4 Главными причинами, приведшими развитие Москвы и столичного региона в целом к опасной черте являются: в значительной мере исчерпание внутренних территориальных ресурсов, нарастанием диспропорции между опережающим ростом жилищного фонда и отставанием развития транспортно- инженерной инфраструктуры, медленными темпами решения основных транспортно-планировочных проблем; значительной переориентацией сферы обслуживания на удовлетворение потребностей высокодоходной части населения; несогласованность в развитии Москвы и Московской области, представляющих единый социально-экономический и инфраструктурно-градостроительный комплекс; углубляющая диспропорция между развитием Москвы и области и большинством других регионов страны; устойчивость негативных тенденций в развитии Москвы и столичного региона в целом, являются существенные недостатки в сфере управления как на местном, региональном так и федеральном уровнях. человек (преподаватели, обслуживающий персонал и студенты- очники) или почти пятая часть численности населения Москвы в трудоспособном возрасте.
5 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СТОЛИЧНОГО РЕГИОНА В ПЕРСПЕКТИВНОЙ СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИИ Прежде чем перейти к направлениям развития в каких условиях будет происходить развитие Москвы и столичного региона, отметим лишь один важный аспект. Даже если ежегодный прирост Москвы и Московской области населения сохраниться как в последние годы, то есть порядка 150 тыс. чел. В год, а с учетом Московской области тыс. чел., то в столичном регионе в 2020 r. будет проживать как минимум 20,5 мпн человек при численности населения России 141,9 млн. чел. (по среднему варианту) и 137 мпн чел. (по низкому варианту), то есть 14,5% или 15%. Иными словами, каждый 6-7 житель России будет жить в Московском регионе.
6 ВОЗМОЖНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СЦЕНАРИЕВ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ МОСКВЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РОЛИ И ДИНАМИКИ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ: пролонгация сложившихся тенденций социально- экономического развития; переориентация экономики столицы в сторону инно- вационного развития, где главный ресурс – интеллек- туальный потенциал столицы и Подмосковья; развитие в условиях жесткого прессинга междуна- родных экономических отношений, сужение внешне- экономических связей и большую ориентацию на удовлетворение потребностей внутрироссийского рынка; развитие в условиях усложнения геополитической ситуации, переориентацию хозяйства на удовлетворение потребностей обороны страны и реализацию направлений, обеспечивающих ее безопасность («мобилизационный» сценарий).
7 ВЗАИМОУВЯЗАННОЕ РАЗВИТИЕ МОСКВЫ И ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ЗА СЧЕТ: совместного выполнения столичных функций; формирования единого планировочного и инфраструктурного пространства; снижения уровня маятниковой миграции; создания единого для Москвы и области правового пространства, включая налогово-бюджетную систему; разработки и реализации взаимоувязанной проектно-планировочной системы документов и материалов по прогнозам социально- экономического развития Москвы и Московской области; среди направлений выделим перенос на территорию области части столичных функций, создание новых инновационных центров, находящихся в тесной кооперации с Москвой, с ее научно- производственными объектами. наряду с реализацией основных направлений взаимодействия Москвы и области важным этапом проведения работы по частичной децентрализации является конкретизация, районов для «приема» и формирования тех или иных органов управления. Эта задача может решаться в процессе разработки схем пространственной организации страны и ее регионов, схем расселения, а также, возможно, и в специальной программе формирования центров федерального значения, базирующейся на упомянутых выше схемах.
8 3. ФОРМИРОВАНИЕ СТОЛИЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Одной из форм совершенствования управления является создания особого округа. По словам Дмитрия Медведева, речь идет «о создании «столичного федерального округа», выходящего за традиционные границы Москвы». С учетом зарубежного опыта и предложений отечественных специалистов, касающихся содержания и методов управления столичными регионами и крупными городскими агломерациями, в обобщенном виде можно рассматривать следующие основные типы организации управления: построенные на административных принципах, которые могут иметь два варианта: первый - объединение двух субъектов РФ в единое административно-территориальное образование; второй вариант - при сохранении самостоятельности субъектов РФ происходит их объединение в столичный федеральный округ с разделением функций, которые сохраняются за субъектами РФ, и с передачей определенных функций федеральному органу, осуществляющему управление рядом позиций, выходящих за компетенцию субъектов РФ; построенные на принципах договорных отношений главным инстру- ментом взаимодействия должен стать договорной процесс, причем не только между субъектами РФ, но и между субъектами РФ и муници- пальными образованиями, а также муниципальными образованиями между собой при обязательном участии общественности и бизнес- сообщества. В договорном процессе, учитывая необходимость выполнения столичных функций, значительная роль отводится федеральным органам.
9 В случае сохранения двух субъектов Федерации - Москвы и Московской области, на новый орган, возглавляющий Столичный федеральный округ могут быть возложены следующие функции: обеспечение реализации столичных функций на территории Москвы и области; содействие решению вопросов межрегионального и общенационального характера; кардинальное повышение уровня взаимодействия органов власти Москвы и Московской области, обеспечивающее решение вопросов социально-экономического, территориально- градостроительного, инфраструктурного, экологического характера с учетом интересов каждого из субъектов РФ; формирование системы экономических, административно- правовых и иных механизмов, содействующих реализации текущих и стратегических задач рационального развития рассматриваемого региона.
17 Рассматривая разгрузку столицы как одно из приоритетных направлений, обеспечиваю- щих не только условия перспективного, бережного формирования Москвы, но и как долгосрочный фактор активизации соци- ально-экономического развития регионов страны, представляется необходимым сформулировать подходы к отбору функций, сфер деятельности и объектов, которые могут быть рекомендованы для размещения в столице и за ее пределами.
18 Применительно к реализации одной из приоритетных задач по формированию благоприятной среды жизнедеятельности, повышение уровня социально- экономического развития Москвы и Московской области необходимо: разработать Концепцию стратегического развития Столичного региона, с учётом долгосрочной стратегии социально-экономического развития России, генерального плана Москвы и Схемы территориального планирования Московской области. Концепция должна послужить основой для формирования единой градостроительной политики Москвы и области и, обеспечить целенаправленное регулирование использования территории в интересах согласованного развития Столичного региона в целом; целенаправленно регулировать развитие при родного комплекса, обеспечить сохранность историко-культурного наследия, что может быть достигнуто на основе взаимоувязанного развития всех подсистем региона. Одно из приоритетных направлений восстановить территориальные связи природного каркаса города с природно-аграрным ландшафтом и озеленёнными территориями Московской области; среди направлений выделим перенос на территорию области части столичных функций, создание новых инновационных центров, находящихся в тесной кооперации с Москвой, с ее научно- производственными объектами. Такой путь может послужить основой для формирования градообразующей базы для новых городов, проектируемых на создаваемом транспортном кольце. Одновременно это снизит объем трудовой маятниковой миграции из пригородов в Москву, повысит налоговые поступления в региональный и муниципальные бюджеты.
19 Изменение подходов и практическая передача части столичных и общенациональных хозяйственных функций на региональный уровень будет означать появление новой тенденции и переход от «жесткой вертикали» к разумной децентрализации государственного управления. Спасибо за внимание, В.Я. Любовный Ю.А. Сдобнов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.