Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалерий Самылкин
1 СТРЕСС и НЕВРОЗЫ «методология – теория – практика» «ЭТИОЛОГИЯ-ПАТОГЕНЕЗ-КИНИКА- ЛЕЧЕНИЕ» ПРОФИЛАКТИКА Владикавказ А.С.Татров
2 СТРЕСС Общий Адаптационный Синдром ОАС Ганс Селье
3 Более 1200 научных работ, наиболее цитируемые A syndrome produced by diverse nocuous agents, "Nature", 1936, v. 138, s. 32; The stress of life, N. Y., [1956]; Experimental cardiovascular diseases, v. 12, В., 1970; Hormones andresistanse, v. 12, В., 1971; Очерки об адаптационном синдроме, М., 1960; Профилактика некрозов сердца химическими средствами, М., 1961; Сорок лет научно-исследовательской работы в медицине, "Патологическая физиология и экспериментальная терапия", 1969, 3; Некоторые аспекты учения о стрессе, "Природа", 1970, 1; На уровне целого организма, М., 1972.
4 Ганс Селье Стресс без дистресса Стресс без дистресса
5 Фазы ОАС (общего адаптационного синдрома)
8 В.А. Гиляровский: «Неврозы это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных взаимоотношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими измене ниями, с тенденцией к активной переработке и компенсации».
9 Неврозы это: 1.это обратимые психические расстройства, 2.обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, 3. протекающие с осознанием больными факта своей болезни, без нарушений отражения реального мира, и 4. проявляющиеся в основном психогенно- обусловленными и соматовегетативными расстройствами.
10 К. Ясперс: в основе лежит длительно сохраняющаяся, эмоционально значимая психотравма, подвергающаяся психологической переработке, с формированием и закреплением патологических форм реагиро вания; она звучит в переживаниях больного; после дезактуализации психотравмы реактивное состояние исчезает.
11 Факторы, вызывающие: Факторы биологической природы – наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д. Факторы психологической природы – преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуации. Факторы социальной природы – родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность. Общеистощающие вредности – длительное недосыпание, неправильное питание, физические и умственные нагрузки.
12 Ю.А. Александровский: теория «барьера психической резистентности» ()
13 D.Magnusson Психической травмой называется жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям. Психическая травма как событие или ситуация стоит в ряду иных жизненных ситуаций. Согласно классификации D.Magnusson, существует пять уровней определения ситуации: Стимулы отдельные объекты или действия. Эпизоды особые значимые события, имеющие причину и следствие. Ситуации физические, временные и психологические параметры, определяемые внешними условиями. Окружение обобщающее понятие, характеризующее типы ситуаций. Среда совокупность физических и социальных переменных внешнего мира.
14 При анализе фактора психической травмы выделяются следующие ее характеристики: интенсивность; смысл; значимость и актуальность; патогенность; острота появления (внезапность); продолжительность; повторяемость; связь с преморбидными (предболезненными) личностными особенностями.
15 Г.К.Ушакова, по интенсивности психических травм их нужно делить на: 1)массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, 2)ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения); 3) пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуация лишения, ситуация изобилия кумир семьи); 4) пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие).
16 Г.К.Ушакова, по интенсивности психических травм их нужно делить на: 1)массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые: а) сверхактуальные для личности, б) неактуальные для личности (например, природные, общественные катастрофы, интактные для данного индивидуума);
17 Г.К.Ушакова, по интенсивности психических травм их нужно делить на: 2)ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения).
18 Г.К.Ушакова, по интенсивности психических травм их нужно делить на: 3) пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуация лишения, ситуация изобилия кумир семьи): а) осознаваемые и преодолимые, б) неосознаваемые и непреодолимые;
19 Г.К.Ушакова, по интенсивности психических травм их нужно делить на: 4) пролонгированные ситуационные, при водящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие): а) вызываемые самим содержанием ситуации, б) вызываемые чрезмерным уровнем притязаний личности при отсутствии объектив ных возможностей для достижения в обычном ритме деятельности.
20 Шкала стресса Holmes-Rahe (баллы) смерти супруга (100), развод (73), разлука супругов (65), тюремное заключение (63), смерть родных (63), женитьба (50), примирение супругов (45), выход на пенсию (45). В шкалу стресса даже такие ситуации, как заклад или заем суммы денег (17-34).
21 Актуальный конфликт, формирующийся на базе психической травмы, N.Peseschkian складывается из жизненных событий и микротравм, роль которых выделяется этим автором особенно. К последним относятся, например, такие, как непунктуальность, нечистоплотность, несправедливость, непорядочность, неверность участника коммуникативного психотравмирующего процесса.
22 В.Н.Мясищев три основных типа невротических конфликтов: 1.истерический, 2.обсессивно-психастенический 3.неврастенический.
23 В.Н.Мясищев Типы невротических конфликтов: 1.истерический, определяется чрезмерно завышенными претензиями личности, всегда сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих. Следует подчеркнуть, что его отличают превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к своему поведению. В генезе этого типа конфликта существенное значение приобретают история развития личности и процесс формирования системы ее жизненных отношений.
24 В.Н.Мясищев Типы невротических конфликтов: 2. обсессивно-психастенический обусловлен противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. При этом, если даже одна из них и становится доминирующей, но продолжает встречать сопротивление другой, создаются благоприятные возможности для резкого усиления психического напряжения и возникновения невроза навязчивых состояний.
25 В.Н.Мясищев Типы невротических конфликтов: 3) Неврастенический представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе с другой. Особенности конфликта этого типа чаще всего формируются в условиях, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида.
26 По мнению Ю.А.Александровского основными причинами и условиями возникновения социально-стрессовых расстройств являются: макросоциальные общегрупповые психогении, изменяющие стереотип жизнедеятельности больших контингентов населения; социально-стрессовые обстоятельства, носящие хронический, растяну тый по времени характер, их динамика непосредственно определяет компенсацию и декомпенсацию невротических нарушений; коренное изменение общественных отношений, выходящее за рамки обычного опыта; смена системы культуральных, идеологических, моральных, религиозных представлений, норм и ценностей, остававшихся неизменными на протяжении жизни прежних поколений; изменение социальных связей и жизненных планов; нестабильность и неопределенность жизненного положения; ухудшение соматического здоровья; усиление декомпенсации невротических и патохарактерологических нарушений под воздействием «биогенного» воздействия экологических вредностей.
27 Что Делать? Психотерапия- система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психосоматических). Основной своей задачей психотерапия ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности. В психотерапии обычно имеет место стремление к глубокому анализу проблем пациента с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности.
28 Цели и методы психотерапии Общую для большинства психотерапевтических подходов цель психотерапии можно сформулировать следующим образом: общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач, а именно: 1) терапевт помогает пациенту лучше понять свои проблемы; 2) устраняет эмоциональный дискомфорт; 3) поощряет свободное выражение чувств; 4) обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы; 5) помогает пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.
29 Механизмы психологической защиты: Прошлая психологическая травма (стресс) Неприятные воспоминания Страх перед любыми неудачами Страх перед любыми изменениями Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (инфантилизм) Вторичная выгода от своей болезни или своего состояния Слишком «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися невротическими страданиями Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» - быть активным, работать над собой, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.
30 В современной психологии и психотерапии в структуре индивидуального сознания принято выделять четыре основных компонента: 1.телесно-перцептивный (ощущения, восприятия, представления); 2. чувственно-эмоциональный (эмоции, аффекты, чувства, инстинкты); 3. логико-понятийный (понятия, логические умозаключения); 4. ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).
31 Основные вопросы требующие развития, диагностики и коррекции: 1.Общая характеристика сознания и самосознания. 2.Развитие сознания в онтогенезе. 3.Основные состояния сознания. 4.Взаимосвязь сознательного и бессознательного. 5.Механизмы психологической защиты. 6.Нарушение сознания и самосознания.
32 Наиболее важными обобщенными характеристиками сознания, требующими оценки в повседневной врачебной практике, являются следующие : 1.степень ясности сознания, т.е. уровень бодрствования (или люцидность); 2. объем сознания, т.е. широта охвата явлений окружающего мира и собственных переживаний. Условно он подразделяется на предметное сознание (опознавание окружающего мира) и самосознание (опознавание соматического и личностного «Я»); 3.непрерывность сознания, т.е. его текучесть со способностью непрерывного опознавания и оценки прошлого, настоящего и будущего; 4.содержание сознания, т.е. полнота, адекватность, критичность оценки используемых запасов памяти, мышления и эмоциональных отношений; 5.активность сознания, т.е. способность к произвольному избирательному сосредоточению сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности на актуальных и индивидуально значимых внешних и внутренних явлениях (связь с механизмами внимания и волевой активности).
33 Основные компоненты сознания и самосознания в «ядре» методик психотерапии 1.совокупностью знаний человека об окружающем мире с сохранностью процессов познания предметное сознание; 2. совокупностью знаний о самом себе со способностью отделения «Я» от «не- Я». Это самосознание, которое включает самооценку своего физического (телесного) «Я» и своей личности психического «Я»; 3.наличием адекватных эмоциональных оценок и переживаний в отношениях с окружающими миром, людьми и самим собой; 4.наличием возможности постановки целей (целеполагания) и возможности сосредоточения при организации психической и иной деятельности.
34 Механизмы психологической защиты: Прошлая психологическая травма (стресс) Неприятные воспоминания Страх перед любыми неудачами Страх перед любыми изменениями Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (инфантилизм) Вторичная выгода от своей болезни или своего состояния Слишком «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися невротическими страданиями Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» - быть активным, работать над собой, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.
35 Целями и задачами личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д. 1.Глубокое и всестороннее изучение личности больного, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, функционирования системы отношений. 2.Выявление и изучение механизмов, способствующих возникновению и сохранению состояния дезадаптации личности (невротической симптоматики). 3.Достижение у пациента осознания и понимания причинно- следственной связи между особенностями его системы отношений и его заболеванием (проблемой). 4.Помощь пациенту в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, изменении отношения к ней, коррекция неадекватных реакций форм поведения. 5.Помощь пациенту в изменении отношений в сторону их зрелости, ведет к восстановлению полноценности его социального функционирования
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.