Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСемен Битюцкий
11 Максим быстро взял себе игрушки для игры в "Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята. Вопросы: Как поступить воспитателю в данной ситуации? Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
13 Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя. Вопросы: Какова должна быть реакция педагога? Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет. Как поступить воспитателю?
15 Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну". Как должен поступить педагог? Дети повторяют в игре "некрасивое" поведение взрослых. Как должен отреагировать на это воспитатель? Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю? Как правильно вовлечь девочку в игру?
21 За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
23 Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др. Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
24 Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным пед.минимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
32 Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа. Вот мы и плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьёй – это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. Давайте сейчас вместе с вами попробуем определить, с какими нормативными документами необходимо знакомить родителей, чтобы повысить их правовую культуру. При ООН создан детский фонд – ЮНИСЭФ, который стал впервые осуществлять защиту прав ребёнка. Этим фондом был создан ряд документов.
33 Повышение правовой культуры родителей Декларация прав ребёнка (1959 г.) -10 принципов провозглашают права детей на имя, гражданство, материнское обеспечение, соц. защиту и др. Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.) – 54 статьи указывают права ребёнка с правами и обязанностями родителей Семейный кодекс РФ Закон « Об образовании » Изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей Закон РФ « О санитарно - эпидемиологическом благополучии ;
34 Повышение педагогической культуры родителей Знакомство с современным и системами семейного воспитания Изучение закономерностей развития ребёнка ( особенностей физического и психического развития на разных возрастных этапах ) Осуществляется по следующим направлениям: Пропаганда здорового образа жизни Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям
38 Ход игры. 1 часть. Теоретическая. Вопросы для первой группы: - Как вы понимаете, что такое работа с родителями? - Перечислите формы работы с родителями. - Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью? - Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями? Вопросы для второй группы: - Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями? - Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования. - Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям? - В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается: В его присутствии Без него В присутствии всех членов семьи
39 2 часть. Если мы обратимся к вашим педагогическим диктантам, то мы увидим, что 75% педагогов считают что, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще "включать родителей" в деятельность дошкольного учреждения, т.е. чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ. А по анкетам родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (пед. минимума). Поэтому работу с родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ. Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.
41 БлокиЗадачиФормы Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической грамотности родителей Лекции, семинары, семинары- практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация Включение родителей в деятельность ДОУ Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДУ Соревнования, кружки, выпуск Газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия
42 3 часть. Игровое упражнение "Современная семья – какая она?" Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия. Ход проведения: Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций. Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении. Через минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи. (Ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микро-группе).
44 4 часть. Решение педагогических ситуаций. Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями. * Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем? * Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу? * Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем? * Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?
46 5 часть. Игровое упражнение "Определи логическую последовательность". Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей. Ход упражнения. Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор. Содержание текста на карточках:
48 Для первой группы. Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников. Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др. С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч. Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей. Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней. Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.
50 Для второй группы. 1. Трансляция родителям положительного образа ребёнка. Цель: установление доверительных отношений с родителями. 2. Трансляция родителям знаний, которые не6 могли быть получены ими в семье. Цель: ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка, формирование и подкрепление установки к сотрудничеству. 3. Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка. Цель: дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству. 4. Совместное исследование и формирование личности ребёнка. Цель: воспитание доверия между родителями и педагогами.
51 6 часть. Подведение итогов. "Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые". Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлечение родителей в образовательную работу детского сада.
53 Решение педсовета: * С помощью анкетирования выявить темы, с которыми родители хотели бы ознакомиться в будущем году. * Учитывая данные анкетирования разработать перспективный план работы с родителями на учеб. год. * Разработать конспект родительского собрания по итогам года. Провести итоговое родительское собрание. * Оформить паспорт семьи. * Сделать подборку нормативно-правовых документов для повышения правовой культуры родителей.
54 Примерные ответы: 1. Что такое работа с родителями? Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. 2. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями? - Изучение семей детей - Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения - Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей - Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии
55 3. Формы работы с родителями. I. Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей родительские собрания конференции консультации вечера для родителей кружки для родителей школа для родителей клубы по интересам совм. мероприятии педагогов, родителей и детей Дни открытых дверей кружки КВН. викторины Совместное творчество праздники род. собрания выпуск Газеты концерты соревнования 2. Индивидуальные беседы посещения на дому выполнение индивидуальных поручений 3. Наглядно- информационные информационно- просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ) информационно- аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)
57 5. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью? Особого внимания требуют: дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность) дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку застенчивые дети Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания. Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма. Не задавая прямых вопросов взрослым, воспитатель может выяснить: микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу семейный уклад (есть ли традиции, какие) организацию режима ребёнка, его игр, труда, занятий. 6. Работа с трудными семьями. Какую семью Вы считаете трудной? Есть ли у Вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями? Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень различны. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в так4их семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию) Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно. Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, руководителя ДОУ. Наиболее эффективны индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлекать таких родителей к наблюдению за детьми.
58 7. Считаете ли Вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты. Что это даёт педагогам и родителям? День открытых дверей является достаточно распространённой формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций. Интересной формой сотрудничества может стать выпуск Газеты. В создании газеты участвуют администрация д\с, педагоги, специалисты, родители и дети.
59 Предварительная работа Педагогический диктант 1. Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями - Привлечь родителей к проблемам воспитания детей в д\с - Материально-хозяйственная помощь - Правильная организация досуга детей и родителей - Соблюдение всех требований воспитателя - Нет целей - Другое……… 2. Напишите, пожалуйста, какими способами, методами, приёмами Вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить их взаимоотношения с детьми 3. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу? Совпадает ли это с тем, как реально ведут себя родители? 4. Напишите, пожалуйста, чему, на Ваш взгляд, педагогический персонал может научиться у родителей? 5. Напишите, пожалуйста, чему, на Ваш взгляд, могут научиться родители у специалистов д\с? 6. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно участвовала в ней?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.