Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВсеволод Шлячков
2 Социальные процессы и социальные коммуникации в силу жизненных обстоятельств не могли не стать сферой моих профессиональных интересов. Я родилась в Казахстане, где с отличием окончила школу с математическим уклоном, - карьера математика мне была уготовлена по умолчанию и обещала быть безоблачной. Но жизнь в чистых математических абстракциях выглядела смутно и непривлекательно ; ученый - математик представлялся мне в образе человека, оторванного от реальности, а уж если добавить к этому образу слово « женщина », то в своем воображаемом будущем я немедленно превращалась в этакий « синий чулок » в строгих очочках ( да простят меня коллеги - математики ). Любовь и способности к математике, тем не менее, сформировали строгое логическое мышление, желание доказывать и объяснять качественное через количественное и визуализировать в виде строгих моделей даже ту область знаний, которая, казалась бы, моделированию не поддается, - гуманитарную.
4 Можно было бы сказать, что в гуманитарную сферу я попала случайно, но случайности, как известно, – это выражение закономерностей. После восьмого класса мы с подругой не знали, чем занять себя на каникулах, и она предложила нестандартное решение : пойти в редакцию местной газеты и попробовать себя в роли журналистов. И уже через месяц - с чувством некоторого удивления и смущения – я держала в руках номер самой настоящей бумажной « взрослой » газеты с собственной первой заметкой. Так я заработала свой первый рубль, а точнее – целых шесть, которые с гордостью внесла в общую « домашнюю кассу ». Дальше – больше : к началу учебного года нам выделили целую полосу в газете, через год мы выпускали отдельное « молодежное » приложение, еще через год я пошла на местное телевидение и стала выпускать авторскую программу.
5 В выпускном классе родители решили подкорректировать мою избыточную активность и напомнили про учебу. Это было первое и последнее семейное собрание, на котором в ультимативных тонах мне была объявлена « воля свыше ». Отличный пример « диктатуры во благо », и даже с возможностью выбора : либо телевидение, либо газета, но учеба и знания – на первом месте. Я выбрала газету ( письменная коммуникация мне до сих пор ближе, чем устная ) и окончила школу с « золотом ». Медали, правда, нашему выпуску не дали : насколько я понимала на тот момент, Россия перестала поставлять их в Казахстан, и выпускники - медалисты ограничились скромной надписью на аттестате « с отличием ». Помню, мне очень хотелось ее хотя бы увидеть и подержать ее в руках, а, главное, узнать – действительно ли она из чистого золота ?... Спустя двадцать лет я ее и увидела, и подержала – у русских эмигрантов в Европе ; и медаль – к моему страшному разочарованию ! - оказалась позолоченной и очень маленькой в диаметре.
6 Итак, после окончания школы я оказалась перед выбором из трех возможных вариантов : « что - то, связанное с математикой », « что - то в гуманитарной сфере » и, теоретически, хореографическое училище, благо, за спиной остались и десять лет занятий хореографией. Несмотря на то, что народное творчество уже давно не играет явной роли в моей жизни, но косвенно влияет на нее до сих пор. Гастроли и выступления в ансамбле еще в детстве сняли страх перед публичными выступлениями ( что существенно при чтении лекции ), а народные танцы привили интерес и любовь к самым разным культурам и их выражению ( проблематика межкультурного взаимодействия и кросскультурных коммуникаций - одно из направлений дипломных и курсовых работ, которые пишут студенты под моим руководством ). Да и сейчас я играю на самом универсальном инструменте – деревянной блок - флейте, а вопросы противостояния на национальной почве заставляют меня думать, в первую очередь, о том, что национальные культуры оказались вытеснены из сферы публичной дискуссии в « слепую зону » общественного внимания.
8 Разумеется, я жила не в вакууме. Казахстан готовился стать самостоятельным государством, в союзных республиках усилились национальные движения, и наше поколение стало свидетелем зарождения новых настроений. Реагировать на них можно было по - разному : либо ненавистью и сопротивлением, либо попыткой избежать происходящего, либо попыткой понять происходящее. Первый путь – путь ненависти - был исключен по очень простой причине : толерантное отношение к ближнему в его христианском и исламском понимании было естественным образом « встроено » в наше поколение. Достаточно перечислить национальности моих близких друзей - одноклассников : казах, украинка, еврейка, немка, белоруска, русская и я, с польскими корнями. Межнациональное противостояние было исключено по умолчанию ; думаю, именно поэтому в наше сознание было невозможно внедрить саму проблему « отсутствия толерантности », поскольку этой проблемы для нас не существовало и не могло существовать, и даже сейчас для меня она имеет характер искусственной и, отчасти, сформированной намеренно в массовом сознании.
9 Второй путь в основном выбрали взрослые. Первая волна эмиграции была связана с отъездами на « исторические родины ». В моем субъективном восприятии отъезд нашего любимого учителя в Германию стал первым « социальным шоком ». Происходило нечто, ломающее реальность и нарушающую привычный ход вещей. И это « нечто », несомненно, требовало понимания и объяснения. Поэтому для меня оставался только третий путь, и связывала я его с журналистикой. Чем не инструмент для наблюдения, объяснения и понимания социальных процессов ? Вуз, разумеется, был один, но - самый на тот момент главный ! – МГУ им. М. В. Ломоносова. Конечно, надо было выбирать социологию, однако в моем сознании такого предмета еще не существовало. Но, так или иначе, в процессе подготовки диссертации от журналистики в чистом виде я сместилась к социологии массовых коммуникаций, которые и стали центром моих профессиональных интересов.
11 После защиты диссертации идеи оставаться в науке не было, но было сильное желание не терять связи с реальностью, совмещая практику и исследования. За время учебы и последующей работы я наблюдала основные социальные процессы сквозь призму личного опыта ( метод наблюдения не зря считается самым эффективным в социологии ), и эти процессы, в основном, имели негативный характер. Не хочется их перечислять : негатив всегда на виду. Из своих наблюдений я вынесла для себя главную мысль, которой придерживаюсь в работе : социальные технологии – это инструмент, по мощности и длительности воздействия превосходящий атомную энергетику. Как и в атомной энергетике, можно выбрать для себя либо политику « мирного атома », либо « политику Хиросимы ». Но « просто » выбрать политику « мирного атома » - недостаточно. Успешная ее реализация связана не только с овладением социальными технологиями, но и с пониманием социальных процессов в обществе и личной социальной ответственностью. Надеюсь, что из моих курсов студенты выносят именно это понимание. Ведь « политика Хиросимы » такого понимания не требует.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.