Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнтонина Девятнина
1 Что должен знать методист в области дистанционного обучения Никуличева Наталия Викторовна зав. кафедрой дистанционного обучения Министерство образования и науки РФ ФГАУ « Федеральный институт развития образования »
2 Нужен ли отдельный методист по дистанционному обучению ? Может ли рядовой методист курировать дистанционное обучение ? ( С ) Никуличева Н. В.,
3 Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучаемым ( обучающимся ) или обучаемыми ( обучающимися ), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса ( например, web- сайта или web- страницы ), отражающее все присущие учебному процессу компоненты ( цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения ), осуществляемое в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий ( незамедлительная обратная связь между пользователем и средством обучения ; компьютерная визуализация учебной информации ; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка ; автоматизация процессов вычислительной, информационно - поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента ; автоматизация процессов информационно - методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала ) ( Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / составители И. В. Роберт, Т. А. Лавина.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, – 69 с. Терминология ( С ) Никуличева Н. В.,
4 Команда специалистов для внедрения ДО 1. Администрация ( общее руководство проведением процесса ДО ) 2. Разработчики УМК ДО ( разработка электронных учебников, дистанционных курсов, обучающих оболочек ) 3. Педагоги дистанционного обучения ( проведение дистанционных курсов ) 4. Руководитель курсов ДО ( общая координация всех дистанционных курсов ) 5. Менеджер курсов ДО ( делопроизводство по процессу ДО, оперативное решение организационных вопросов ДО с учащимися, приём заявок на ДО и т. д.) 6. Системный администратор ( работа с сервером, сайтом, оболочкой и т. д.) 7. Веб - дизайнер ( перевод УМК в учебный интерфейс ) 8. Бухгалтерский отдел ( работа с договорами, расчёт оплаты всем участникам процесса ДО, корректировка экономического механизма ДО ) 9. Служба маркетинга ( организация рекламы услуг ДО, изучение спроса на ДО, анализ социологических опросов ) 10. Независимые эксперты УМК ДО ( проведение содержательной, технической, эргономической экспертизы ) ( С ) Никуличева Н. В.,
5 Очное обучение - полноценный учебный процесс Диалог, полилог ( С ) Никуличева Н. В.,
6 Дистанционное обучение - полноценный учебный процесс Диалог, полилог ( С ) Никуличева Н. В.,
7 Составляющие дистанционного обучения ТехнологическаяСодержательная Организационная материальная база курсы дистанционного обучения сайты, порталы педагогическое сопровождение студентов в процессе обучения методическая поддержка ( С ) Никуличева Н. В., 2012 обучение и переподготовка преподавателей ДО программное обеспечение 7
8 Возможности сети Интернет для педагога методическая поддержка деятельности учителя ( электронные библиотеки, образовательные сайты ); возможность повышения квалификации на дистанционных курсах ; участие в олимпиадах, конкурсах ( в том числе и вместе со своими учениками ); возможность профессионального общения с коллегами - педагогами в сетевых сообществах ; использование сервисов – форумы, вики - вики, блоги, e- mail, делишес, skype ( и другие программы для видеоконференций ), списки рассылки и т. д. в учебном процессе. ( С ) Никуличева Н. В.,
9 Образовательный Интернет сегодня Форумы Чаты, ICQ Вики-вики Блоги Твиттер Е-mail Делишес Skype (и другие программы для видеоконференций) Списки рассылки … и другие Единая Национальная Коллекция ЦОР Единое окно доступа к образовательным ресурсам Каталог учебных модулей ФЦИОР Электронные библиотеки Личные сайты педагогов … и другие Интернет-государство учителей (ИнтерГу.ру) ITN (Сеть творческих учителей) Intel КМ-wiki Openklass СоцОбраз Сообщество блоггеров от образования Лига образования Региональные Wiki … и другие ( С ) Никуличева Н. В.,
10 Компетенции преподавателя ДО в отличие от преподавателя ОО компетенции в области педагогики : педагогические технологии дистанционного обучения ( методики и соответствующие им технологии ); компетенции в области психологии : знание психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципов дистанционного обучения детей, подростков, взрослых и т. д.; компетенции в области информационных технологий : свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение постоянно совершенствующимся сетевым инструментарием. ( С ) Никуличева Н. В.,
11 Компетенции преподавателя ДО Чему следует учить современного педагога ? 1. Умению пользоваться возможностями сети Интернет : сетевым инструментарием и методикой его использования в рамках учебного процесса ; владению педагогическими технологиями ДО. 2. Работе с моделями дистанционного обучения и получению эффективного результата обучения : построению учебного процесса в ДО организации контроля и рефлексии в ДО ( С ) Никуличева Н. В.,
12 Дистанционный курс – это образовательная система, обеспечивающая условия для получения образования в условиях дистанционного обучения и включающая в качестве компонентного состава цели, содержание, метода, средства и организационные формы обучения, а также взаимодействие деятельности учителя и учащихся в контексте выбранной концепции обучения. ( С ) Никуличева Н. В.,
13 Деятельность преподавателя ДО Деятельность преподавателя ДО организационно можно разделить на 2 этапа : I. Разработка дистанционного курса II. Реализация дистанционного курса ( С ) Никуличева Н. В.,
14 Информационные - педагогические компетенции преподавателя для создания ДК компетенции методического проектирования собственно профессионального продукта ( дистанционный урок, курс, электронный учебник и др.), способность разрабатывать стратегию своего дальнейшего профессионального развития в области ДО ; компетенции разработки, создания, внедрения и применения УМК в образовательном дистанционном процессе, проектирование систем и средств сопровождения методической работы в учебном заведении ; компетенции владения совместной ( групповой, кооперативной ) профессиональной деятельностью, сотрудничеством при организации ДО, работой в команде ; компетенции владения приемами создания различных видов педагогического контроля ( проекты, рефераты, отчёты, веб - квесты, тесты и т. д.), проектирования системы оценки качества контрольных материалов, умения выбора программного обеспечения и технологий проведения контроля и др. ( С ) Никуличева Н. В.,
15 а также компетенции профессионального самосовершенствования : компетенции в сфере владения педагогическими технологиями дистанционного обучения на практике ( проведение виртуальных дискуссий, вебинаров, ролевых и деловых игр, круглых столов, проектной деятельности, ситуационного анализа и т. д.); компетенции в сфере образовательно - организационной деятельности, в том числе умение анализировать учебную ситуацию, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений дистанционных преподавателей и обучающихся, оценивать собственные профессиональные возможности, навыки самоорганизации ; компетенции в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации ( овладение техническими средствами обучения, программным обеспечением, ориентирование в системах ДО ). Коммуникативные и коммуникационные компетенции преподавателя для реализации ДК ( С ) Никуличева Н. В.,
16 Организация курса ДО - это работа команды Главное – правильная координация работы между участниками процесса. Идеальный вариант - всё сможет совместить в себе автор курса, ( т. к. автор сможет наиболее качественно представить свой курс для обучаемого ). Автор курса даёт подробное описание теоретического и практического материала курса методисту. Методист представляет материал в наиболее выигрышном виде для понимания обучаемого, получает согласие автора курса и пишет техническое задание для программиста. Программист размещает содержание курса на сайте или в оболочке, руководствуясь пожеланиями автора и методиста - дизайнера, т. е. выполняет только техническую работу. ( С ) Никуличева Н. В.,
17 Инструкция для слушателей Источники, глоссарий Контроль Форум знакомств слушателей Документация учебного процесса Доска объявлений дистанционный преподаватель Курс ДО (лекции) Текущий : тест контрольная работа резюме статья ситуационный анализ сравнительный анализ веб - квест консультации on-line Итоговый : круглый стол проектная работа дистанционный урок Средства коммуникаций форум блоги www вики - вики чат видеоконференция телеконференция ICQ слушатели рефлексия Блок 1 Блок 3 Блок 2 Блок 5 Блок 4 Пример модели сетевого курса ДО ( С ) Никуличева Н. В.,
18 Фрагменты Стратегии организации ДО в ОУ : роль методиста на примерах реализации этапов стратегии ( С ) Никуличева Н. В.,
19 Этап III. Формулирование учебных целей Цели д. б. описаны для каждой учебной единицы, каждого учебного модуля и обязательно должны быть доведены до слушателей. 1. Обеспечить слушателя некоторой суммой знаний, в результате чего он сможет повторить или распознать материал. 2. Научить слушателя понимать суть процессов и явлений. 3. Сформировать у него умения, когда он начнёт рассуждать, давать оценки, анализировать и синтезировать. 4. Привить профессиональные навыки, которые характеризуют высшую степень готовности слушателя к профессиональной деятельности. Хорошо сформулированная учебная цель должна содержать легко контролируемый и видимый результат обучения, условия и критерий достижения этого результата. Например, " Используя методы веб - дизайна ( условие ), уметь представить конкретный материал ( результат ) в виде веб - сайта ( критерий )". ( С ) Никуличева Н. В.,
20 Этап V. Составление структуры и рабочей программы курса Рабочая программа курса может состоять из модулей ( наиболее удобная структура для ДО ), которые можно изучать в разной последовательности, создавая индивидуальные траектории обучения. Модуль может состоять из учебных единиц, которые могут включать в себя : 1. Входной контроль ( для определения начального уровня подготовки ) 2. Теоретические материалы 3. Практические материалы 4. Самоконтроль ( вопросы с ответами или комментариями для оценки своих успехов ) 5. Мониторинг учебной деятельности ( для проверки преподавателем ) В рабочей программе курса ДО помимо модулей могут быть указаны : Используемые методы обучения Учебный график курса Учебные и методические материалы Необходимое оборудование Программное обеспечение Административная и техническая поддержка ( С ) Никуличева Н. В.,
21 Этап VI. Определение содержания и форм контроля знаний слушателей Любой контроль должен быть согласован с учебными целями модуля и его учебных единиц. Виды контроля в ДО : Тесты Отчёты, рефераты Веб - квесты Телеконференции Проектная деятельность Анкетирование Портфель слушателя Итоговый контроль В практике ДО часто применяются 4 вида вопросов, включаемых как в задания для самопроверки, так и в задания мониторинга : 1. Вопросы с выбором одного или нескольких ответов из списка ( быстрый и экономичный способ тестирования знаний, основанных на запоминании, распознавании и различении ) 2. Вопросы, требующие кратких ответов ( например, определить ключевой термин, вычислить по формуле ) 3. Вопросы, требующие развёрнутых письменных ответов ( для проверки умений и навыков ) 4. Ситуационные вопросы и задания, позволяющие оценить действия обучаемого в реальных жизненных ситуациях. Контроль знаний в ДО может выполняться в режиме on-line ( в реальном времени, обозначенном преподавателем ) и off-line ( в любое время, удобное слушателю ). ( С ) Никуличева Н. В.,
22 Этап VII. Разработка учебного материала Каждый учебный модуль может включать в себя следующие элементы : учебные цели ; содержание ; график самостоятельного изучения материала и выполнения заданий ; список литературы ; текст с рисунками, таблицами, графиками, фотографиями, мультимедийными вставками с анимацией и видео ; практикумы с комментариями, подсказками и диалоговыми режимами ; виртуальные ( или с удалённым доступом ) лаборатории и тренажёры ; задания, развивающие умения и профессиональные навыки учащегося ; задания для самоконтроля и проверки знаний преподавателем ; дополнительные электронные учебные материалы ( справочники, словари, программы и т. д.); глоссарии, указатели и т. п. ( С ) Никуличева Н. В.,
23 Этап VIII. Подготовка инструкций для слушателей Инструкция для слушателей курса ДО д. б. написана на дружественном языке и включать следующие сведения : главное в изучении курса ; порядок изучения курса ; место и роль курса в образовании слушателя ; что ожидает слушателя в процессе изучения курса ; режим работы слушателя над курсом ; сроки выполнения заданий ; адреса отправки контрольных заданий ; формы контроля знаний, используемых в курсе ; критерии успешного завершения работы над курсом ; условия пересдачи материала в случае неуспешного освоения курса ; адреса средств телекоммуникаций для связи с преподавателем. ( С ) Никуличева Н. В.,
24 Этап I Х. Оценка курса и коррекция учебных материалов Способы оценки курса : рецензирование учебных материалов коллегами - преподавателями или специалистами ; обсуждение на заседании кафедры или семинаре. При оценке курса необходимо обращать внимание : правильность формулировки учебных целей модулей и учебных единиц ; наличие ошибок в изложении учебных материалов ; актуальность материалов, приводимых в качестве примеров ; точность формулировок, адекватность принятым нормам, стандартам ; современность практических заданий и упражнений ; пояснения и ответы к упражнениям, задачам, тестам ; чёткость, ясность, доступность излагаемого материала для слушателя ; наличие наглядности ( таблицы, графики, иллюстрации ) в доступных формах ; соответствие содержания и практической части курса учебным целям курса ; телекоммуникационность курса ( связь с преподавателем ). ( С ) Никуличева Н. В.,
25 Этап Х II. Использование готовых материалов Использование в ДО уже имеющихся материалов ( конспекты лекций, учебники, статьи ), созданных для очного ( заочного и др. форм обучения ), можно в том случае, если : материал согласован с заявленными учебными целями курса ДО ; содержание материала соответствует теме обучения ; уровень изложения текста материала соответствует конкретной категории слушателей ( не слишком академичен и не слишком элементарный ); примеры и иллюстрации адекватны теоретическому материалу ; изложенный материал может вовлечь слушателя в активную учебную работу ; имеются необходимые элементы сопровождения. Многие готовые материалы ( учебники, статьи, видеофильмы ) в курсе ДО могут быть использованы разными способами : параллельно с основным учебным материалом ( путём гиперссылки ); для предварительной подготовки к восприятию основного учебного материала ; как материал, поддерживающий основной учебный модуль. ( С ) Никуличева Н. В.,
26 Документационное обеспечение ДО в ОУ 1. Положение о дистанционном обучении ( о проведении дистанционных курсов ). 2. Административная документация ( приказы, распоряжения, договора ) о создании рабочей группы по внедрению дистанционного обучения, об определении дополнительных объёмов работы. 3. Должностные инструкции ( дополнения ) участников дистанционного обучения. 4. Рабочая программа каждого дистанционного курса. 5. Календарно - тематический и учебный план каждого дистанционного курса. 6. Расписание / план - график учебного процесса для студентов ДО. 7. Экономический механизм ДО. 8. План дистанционного занятия ( образец ), анализа и рефлексии. 9. Анкета для учащихся по завершению дистанционного курса. ( С ) Никуличева Н. В.,
27 Педагогические технологии ДО Обучение в малых группах сотрудничества Дискуссии Мозговая атака Ролевая, деловая игра ( проблемной направленности ) Ситуационный анализ (case-study) Метод проектов « Портфель ученика » - e-portfolio ( рефлексия, личные веб - странички учащихся ). ( С ) Никуличева Н. В.,
28 Средства общения в сети Интернет Электронная почта Дискуссионные группы ( списки рассылки, группы новостей ) Аудио - и видеоконференции ( NetMeeting, ProShare Intel, Internet Phone CU-SeeMe PowWow др. программы Чат Форум Электронная доска объявлений Визитная карточка учителя / ученика Портфель ученика Блоги Твиттер Делишес Вики - вики ICQ Гостевая книга ( С ) Никуличева Н. В.,
29 Портрет цифрового человека Самовыражение Мнение Увлечения Поиск знаний Профессия Репутация Покупки Общение Олицетворение Публикации Координаты Идентификация ( С ) Никуличева Н. В.,
30 Литература Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Полат Е. С.; М.: Академия, Крук Б. И., Журавлёва О. Б., Соломина Е. Г. Стратегия проектирования дистанционного курса при обучении через сеть Internet // Открытое и дистанционное образование. 1 (17), 2005 ( С ) Никуличева Н. В.,
31 Никуличева Наталия Викторовна Пишите мне : Задавайте вопросы мне : Консультационная линия " Дистанционное обучение : проблемы и решения " Всероссийского интернет - педсовета ( С ) Никуличева Н. В.,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.