Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнтонина Мотовилова
1 Проектирование инновационных технологий обучения
2 Педагогическое проектирование – это целенаправленная деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно- воспитательной системы, ориентированное на массовое использование.
3 Структурные единицы проектируемой модели технологии Общие характеристики, необходимые для понимания технологии и для создания новых технологий; Результат, являющийся системообразующим фактором технологического процесса; он как бы фиксирует то, что мы планируем получить на «выходе»; Цели технологии, которые «закрепляют» желаемый результат; Требования и показатели качества; Принципы, которые диктуют механизмы достижения поставленных целей и требований; Структура технологического процесса, характеризующая стабильность его параметров; Технологическая схема, формируемая на начальном этапе технологического цикла.
4 Компоненты педагогического проектирования: - Цель - Субъекты - Средства - Методы - Результат
5 II этап: Определение содержания образования в целом на весь период обучения и на каждый курс отдельно IV этап: Выбор организационных форм обучения V этап: Подготовка материалов для осуществления мотивационного компонента дидактического процесса по отдельным дисциплинам, темам и конкретным занятиям VI этап: Разработка системы учебных упражнений, заданий и т.п. и включение их в содержательный контекст учебных пособий VII этап: Разработка тестов или других контрольно-измерительных материалов для объективного контроля качества усвоения студентами знаний и способов действий VIII этап: Разработка структуры и содержания учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных задач, планирование СРС III этап: Проверка степени нагрузки студентов и расчет необходимого времени на обучение IX этап: Апробация проекта на практике и проверка завершенности учебного процесса I этап: Подробный анализ предстоящей учебной или профессиональной деятельности Этапы проектирования технологии обучения
6 I этап. Анализ предстоящей учебной или профессиональной деятельности студентов. Требуется более глубокое изучение и осмысливание уже существующих нормативных документов (ГОСО РК, типовые и рабочие учебные программы, учебный план, методические рекомендации, график СРС и т.д.). Определение целей и задач обучения.
7 Задачи изучения педагогических дисциплин освоение студентами системы педагогических знаний; выработка ценностного отношения к ним как основы профессиональной рефлексии будущего учителя; развитие педагогического мышления, становление методологической культуры; формирование репродуктивных и творческих способов познавательной деятельности; формирование аналитико-диагностических, прогностических, проектировочных, конструктивно- организационных, контрольно-оценочных, коммуникативных, рефлексивных умений; развитие важнейших профессионально-личностных качеств (эмпатия, любовь к детям, толерантность, рефлексия и др.).
8 II этап. Определение содержания дисциплины Содержание проектируемой технологии обучения на примере какой-либо дисциплины составляется на базе нормативных документов. Для этого необходимо рассмотреть тематику содержания дисциплины для различных специальностей на основе ГОСО РК. В качестве результата будет представлен подробный план изучения содержания дисциплины.
9 III этап. Проверка степени нагрузки студентов и расчет времени, необходимого на усвоение определенного содержания обучения. Нагрузка студентов определяется рабочим учебным планом, устанавливающим бюджет учебного времени студента и формы контроля, а также количество кредитов, выделенных на изучение учебной дисциплины. Из ГОСО можно узнать объем учебной нагрузки в часах, т.е. сколько часов отводится аудиторным занятиям, СРСП и СРС; определить сколько изучается дисциплина 1-2 семестра (15-30 недель).
10 IV этап. Выбор организационных форм обучения, наиболее подходящих для реализации намеченного дидактического процесса с целью усвоения выбранного содержания образования. Формами организации обучения будут являться аудиторные и внеаудиторные занятия. Аудиторные занятия подразделяются в проектируемом курсе на лекционные, семинарские, практические и СРСП, а также коллоквиум. Внеаудиторными будут являться различные виды домашней (библиотечной) подготовки и СРС. Форма итогового контроля – зачет или экзамен. Изучив нормативные документы, необходимо разработать силлабус или программу изучения проектируемой технологии обучения на примере учебной дисциплины.
11 V этап. Подготовка материалов для осуществления мотивационного компонента дидактического процесса по отдельным темам, включение их в ранее сформулированное содержание дисциплины. Мотивация учебно-познавательной деятельности не возникает самопроизвольно, ее создание является задачей преподавателя и служит показателем его мастерства. В зависимости от его умений и усилий, мотивация студентов к учебной деятельности может быть слабой или сильной. Одна из наиболее простых методик мотивации – это создание занимательности занятий или текста учебника. Наиболее эффективной является методика создания мотивационно-проблемных ситуаций или постановки специальных познавательных задач, в которых отражается практический смысл изучения данного предмета или темы.
12 VI этап. Разработка системы учебных упражнений, заданий, задач и т.п., включение их в содержательный контекст учебного пособия, разрабатываемого для реализации определенного содержания образования. В проектируемой технологии обучения необходимо составить: вопросы контроля теоретических знаний, которые позволят студенту самостоятельно определить уровень усвоения учебного материала по изучаемой теме; задания для самостоятельной работы студентов, выполнение (или невыполнение) которых позволит определить уровень усвоения теоретического материала.
13 VII этап. Разработка тестов и других контрольно-измерительных материалов для объективного контроля качества усвоения студентами знаний и способов действий соответственно целям обучения и критериям оценки степени усвоения. Для объективного контроля качества усвоения студентами знаний и способов действий нельзя ограничиваться только тестовыми заданиями, рекомендуется проводить промежуточный и итоговый контроль.
14 VIII этап. Разработка структуры и содержания учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных задач, и планирование самостоятельной работы студентов. В условиях кредитной технологии обучения предполагается, что большая часть учебной работы студентами будет выполняться самостоятельно. На 1 час аудиторной работы с преподавателем приходится 2 часа самостоятельной работы студента, где 1 час СРСП и 1 час СРС. Понятно, что эффективность СРСП и СРС будет зависеть от многих факторов: качества учебно- методического обеспечения, мотивации студентов, умения работать самостоятельно, владение навыками работы с литературой и др.
15 IX этап. Апробирование проекта на практике и получение данных о его фактической дидактической эффективности. Для эксперимента, по возможности, должны быть созданы все необходимые условия, обеспечивающие внедрение проекта в учебный процесс. В случае необходимости может быть произведена коррекция процесса обучения. Действия преподавателя сводятся к внесению изменений в содержание, источники, средства, формы, методы обучения и оценивание его результатов, а при необходимости и в цели обучения.
16 I этап: Изучение реальных условий вуза для внедрения инновационной технологии обучения II этап: Принятие управленческих решений по внедрению инновационных технологий IV этап: Разработка и принятие новой концепции обучения в колледже(ВУЗе) V этап: Создание в колледже (ВУЗе) необходимых условий для успешного внедрения инновационных технологий обучения VI этап: Апробация инновационной технологии обучения VII этап: Оценка результатов внедрения инновационной технологии обучения и определение ее эффективности VIII этап: Принятие решения о тиражировании инновационной технологии обучения Основные этапы внедрения инновационной технологии обучения в учебный процесс колледжа (ВУЗа) III этап: Подсчет затрат для внедрения инновационных технологий обучения и прогнозирование ожидаемого результата
17 Совокупность необходимых и значимых условий Совокупность необходимых и значимых условий для проектирования и внедрения для проектирования и внедрения инновационных технологий обучения: 1) Благоприятность для инновационных процессов, т.е. соответствующий микроклимат для желающих освоить и реализовать инновационную технологию; 2) Поддержка администрации вуза (колледжа) при внедрении преподавателями инновационных технологий обучения; 3) Заинтересованность и положительное отношение всего педагогического коллектива к разработке и внедрению инновационных технологий обучения; 4) Благоприятная психологическая атмосфера для внедрения технологии обучения; 5) Условия для продуктивной деятельности тех, кто освоил инновационную технологию; 6)Требовательность к педагогам, которые не проявляют активности в овладении инновационной технологией; 7) Материальная база для овладения инновационной технологией; 8) Разработанная система мотивации и стимулирования инновационной деятельности; 9)Требовательность и адекватная оценка подготовки ППС к внедрению инновационных технологий обучения;
18 10) Возможность обучения ППС с целью углубления знаний о технологизации профессиональной деятельности через обеспечение доступа к различным информационным ресурсам, через курсы переподготовки и др.; 11) Возможность самообучения ППС с помощью создания необходимой библиотеки и наличия научной литературы по проектированию и внедрению инновационных технологий обучения; 12) Четкая методика разработки и внедрения инновационных технологий обучения; 13) Обеспечение предусмотренными программой источниками и средствами обучения; 14) Хорошая организация учебного процесса; 15) Владение преподавателем инновационными знаниями, умениями и навыками; 16) Применение проблемных методов обучения; 17) Наличие творческой деятельности (выполнение индивидуального задания творческого характера, нестандартное выполнение учебного задания и т.п.) и другие.
19 Затруднения преподавателей при освоении инновационных технологий разработка творческих учебных заданий для учащихся и исследовательская работа преподавателей с учебным материалом; недостаточная психологическая подготовка преподавателей; отсутствие или слабое развитие необходимых способностей (например, нехватка у преподавателей фантазии для разработки творческих заданий); отсутствие или слабая сформированность необходимых навыков; установка преподавателей на традиционный стиль деятельности, когда они опасаются выйти за рамки учебника и методических рекомендаций, данных в нем; отсутствие исследовательских навыков и недостаток методологической культуры, необходимой при переходе преподавателя в статус экспериментатора-исследователя и др.
20 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.