Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.asros.ru
1 15 марта 2012 года Банки и страхование Олег Иванов, Вице-президент Ассоциации региональных банков России БАНКИ И СТРАХОВЩИКИ : Как заработать максимум на совместных продуктах с минимальными рисками?» 15 – 16 марта 2012г. Москва, Holiday Inn Lesnaya
2 Содержание Текущее состояние банковского сектора Потребительское кредитование Банки как страховые посредники Финансовый омбудсмен Страховщики как банковские агенты Синдицированный кредит 15 марта 2012 года
3 ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ БРИКС Активы банков, млрд.долл., 2010 СЧА открытых инвестиционных фондов, млрд.долл,2010 Активы пенсионных фондов, млрд.долл, 2009 Объем собранных страховых премий, млрд.долл, 2010 КНР Бразилия Индия Россия ЮАР Доля в мире17,4%6,50%1,80%10,40% Источник: IMF (International Financial Statistics. Nov.2011), ICI, Swiss Re, OECD 15 марта 2012 года
4 Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора Российской Федерации 15 марта 2012 года
5 Концентрация активов и капитала в российском банковском секторе, % Капитал Активы
6 Потребительское кредитование Объем потребительского кредита – 5,3 трлн руб. Принятие ФЗ «О потребительском кредитовании» Передача негативной информации о заемщиках в бюро кредитных историй (без согласия должника) Доступ страховщиков к кредитным историям Совершенствование законодательства о залоге, упрощение работы банков с заложенным имуществом Создание системы учета залогов автомототранспорта Устранение коллизии с запретом страхования жизни и трудоспособности Усиление борьбы с карточными мошенниками (изменение ст. 187 УК РФ) Закон «О финансовом омбудсмене» - механизм внесудебного урегулирования споров 15 марта 2012 года
7 Проект закона «О потребительском кредите» Включает все сегменты (ипотека, автокредит) Разделение на общие и индивидуальные условия Введение паспорта кредита Условие о договорной подсудности согласовывается в индивидуальном порядке Введение понятия представителя при заключении кредитного договора (ст. 5) Отказ от закрытого перечня комиссий Сохранение действующего режима страхования: По имуществу – при выборе страховщика По жизни и здоровью – при наличии продукта без страхования Отсутствие регулирования «программ страхования» 15 марта 2012 года
8 Пример США Общая плата за кредит = Расходы по кредиту в долларах: включает все платежи, уплачиваемые прямо или косвенно потребителем и взимаемые прямо или косвенно кредитором как условие или предпосылка предоставления кредита Платежи, которые всегда включаются ПроцентыКомиссии по сделке Комиссия за предоставление кредита, Пункты, уплачиваемые потребителем Страховые премии за возврат кредита Выплаты, взимаемые с кредитора за продажу кредита, которые переложены на потребителя Дисконты, устанавливаемые чтобы вызвать платежи, цель которых отлична от кредита Комиссии кредитному брокеру Другие примеры: комиссии за подготовку документов с раскрытием информации, комиссии за контроль за состоянием строящегося объекта недвижимости, комиссии за услуги, оказываемые после заключения договора, комиисии за обязательное страхование жизни Платежи которые включаются, если не выполнено условие Премии по страхованию жизни, A&H или страхованию от потери дохода Комиссии за прекращение долга Премии по страхованию имущества или ответственности Премии по страхованию прав из обеспечения (vendor's single interest) Платежи, взимаемые третьими лицами Платежи, взимаемые агентами третьих лиц Комиссии за оценку и кредитный отчет Условие Страхование не требуется, потребитель проинформирован об этом Заключение договора не требуется, потребитель проинформирован об этом Потребитель вправе сам выбрать страховщика и проинформирован об этом Выплаты по страхованию на случай утраты прав на обеспечение при дефолте, нотариальные пошлины Привлечение третьих лиц не требуется, чтобы получить кредит и кредитор не удерживает никакой части этих платежей Кредитор не требует и не удерживает никакой части этих платежей за оказываемые услуги Комиссии за подачу заявки, если они должны уплачиваться всеми заявителями, не относятся к общей плате. Комиссии за подачу заявки могут включать комиссии за оценку или кредитный отчет Платежи, которые не включаются (сделки с жилой ипотекой и займы обеспеченные жилой недвижимостью) Комиссии по страхованию титула, проверку титула и контроль за состоянием недвижимости Комиссии за подготовку докумнетации по кредиту, ипотечной закладной и других документов Суммы, которые должны быть внесены на эскроу-счета, включаются в общую плату Нотариальные пошлины Комиссии за предварительную проверку на предмет наводнений и зараженности пестицидами Комиссии за оценку и кредитный отчет Платежи, которые никогда не включаются Платежи, уплачиваемые в аналогичных сделках, которые совершаются за счет имеющихся средств Комиссии за просрочку платежа Комиссии по овердрафту не согласованные в письменном виде Пункты, уплачиваемые продавцуКомиссии за участие или членство Дисконты, предлгаемые продавцом, чтобы стимулировать оплату наличными или иным образом, не предусматривающим использование кредитной карты Уменьшение процентов, которое возникает в силу закона Издержки кредитора по ведению дела
9 Банки как страховые посредники Страховые агенты Страховые брокеры Страховые распространители? Выгодоприобретатели по договорам страхования, заключаемым при их участии 15 марта 2012 года
10 Страховые агенты или страховые распространители ? Отсутствие доверенности и «права подписи» Несовершение юридических действий от имени и за счет страховщика Получение страховых премий при оказании платежных услуг Оказание маркетинговых услуг 15 марта 2012 года
11 Финансовый омбудсмен Лицо, уполномоченное на разрешение во внесудебном порядке споров между финансовыми организациями и их клиентами-физическими лицами Споры возникают из договорных отношений с финансовой организацией по жалобам клиентов 15 марта 2012 года
12 Процедура обращения к омбудсмену (Германия) КлиентБанк Омбудсмен Жалоба (1) Отказ (2) Заявление (3) Запрос (4)Возражения (5) Решение (6) 15 марта 2012 года
13 Процедура обращения к омбудсмену (Великобритания) КлиентБанк Решение ~ 10 тыс. Жалоба (1) Отказ (2) Обращение (3) Запрос (4)Комментарий (5) Решение (6) Консультирование ~ 1 млн Примирение ~ 100 тыс. 15 марта 2012 года
14 Эффект от учреждения финансового омбудсмена Дополнительная защита прав физических лиц Снижение напряженности во взаимоотношениях финансовых организаций и клиентов Повышение прозрачности розничного рынка финансовых услуг Снижение нагрузки на судебную систему Оперативное выявление проблем регулирования деятельности финансовых организаций Повышение уровня финансовой грамотности граждан 15 марта 2012 года
15 Преимущества для финансовых организаций Экономия на судебных издержках Снижение числа обращений органов надзора и контроля Маркетинг финансовых продуктов Улучшение репутации финансовых организаций 15 марта 2012 года
16 Судебная статистика: банковский сектор ПРОГНОЗ ТЫС. ИСКВТЫС. ИСКОВ 15 марта 2012 года
17 Экономия на расходах Оценочная стоимость производства у омбудсмена – до 2 тыс. руб. Оценочная стоимость гражданского судопроизводства – свыше 10 тыс. руб. Снижение числа обращений граждан в Генпрокуратуру, Роспотребнадзор, Банк России, Администрацию Президента 15 марта 2012 года
18 Страховщик как банковский агент: рабочая группа МЭР РФ Правовое регулирование банковских агентов: действующее законодательство и рекомендации на будущее 15 марта 2012 года
19 Банковский платежный агент (i) организация, не являющаяся кредитной организацией, и (ii) индивидуальный предприниматель, привлеченные кредитной организацией для принятия от физических лиц денежных средств, предназначенных для исполнения платежей определенного назначения, осуществления операций с использованием платежных карт, передачи кредитной организации распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам и составления документов, подтверждающих соответствующие операции. Статья 13.1 закона о банках банковской деятельности
20 Виды платежей платежи, направленные органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении (например, уплата налогов, сборов, пошлин и т.д.), исполнение денежных обязательств физических лиц по оплате товаров, работ, услуг (например, оплата услуг оператора мобильной связи) зачисление денежных средств на банковский счет физического лица 15 марта 2012 года
21 21 Деятельность банковских платежных агентов БАНК Оператор моб. связи Банк. агент 1 Банк. агент 2 Банк. агент 3 (Плательщик) (поставщик) (Банковские агенты) Терминал Договор 15 марта 2012 года
22 Банковский платежный агент (субагент): Закон о Национальной платежной системе (i) организация, не являющаяся кредитной организацией, и (ii) индивидуальный предприниматель, привлеченные кредитной организацией для для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов; для предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств; для проведения идентификации клиента в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета Статья 14 Закона о Национальной платежной системе 15 марта 2012 года
23 Банковские услуги Платежи, в т.ч. переводы без открытия счета Вклады Кредиты Инвестиционные операции (купля- продажа ценных бумаг) 15 марта 2012 года
24 Открытие банковского счета Открытие клиенту банковского счета, счета по вкладу производится, если: заключен соответствующий договор, банком получены все необходимые документы, проведена идентификация клиента в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Закон 115-ФЗ). 15 марта 2012 года
25 Открытие банковского счета - 2 Личное присутствие лица при открытии счета (Закон 115-ФЗ) Представление в банк документа, удостоверяющий личность физического лиц Привлечение уполномоченных банком лиц, не являющихся сотрудником банка Использование услуг почтовой связи 15 марта 2012 года
26 Проблемы идентификации «Делегированная» идентификация Многоуровневая идентификация Дистанционная при предъявлении удостоверения личности Плюс иной документ Плюс проверка в национальных базах данных Личное присутствие в банке (полная) 15 марта 2012 года
27 Рынок платежей 15 марта 2012 года
28 28 Согласно правилам, установленным для работы банковских агентов в Мексике, операции должны быть проведены в режиме реального времени. Это обеспечивает гарантию клиентов при выполнении их операций через банковских агентов и гарантирует, что деньги в кассовом аппарате агента всегда принадлежат агенту; это не банковское имущество, и не имущество клиента. Банковские агенты просят банк выполнить депозитную операцию. 3 Банки производят соответствующие изменения в счетах агента и клиента, то есть снимают деньги со счета агента и депонирую-размещают их на счете клиента. 4 Банк уполномочивает агента выполнять операцию. 5 Клиент получает от агента документальное подтверждение операции, выпущенное банком. 6 Агент Клиент 1 Клиент достигает коммерческого учреждения и хочет разместить депозит за 1000 MXN$ Банк 1 3 +$1000-$1000 Счет Клиента Счет Агента Деньги в кассовом аппарате агента принадлежат агенту; это не банковское, и не имущество клиента. 7 Клиент удостоверяет свою личность банковскому агенту и банку посредством электронного устройства. Банковский агент идентифицирует себя клиенту через то же самое устройство Внедрение соответствующих механизмов, для защиты потребителей финансовых услуг, использующих услуги через агента Основа регулирования банковских агентов в Мексике: Операционная диаграмма
29 Кредитование Привлечение в качестве банковских агентов страховых организаций, МФО и кредитных кооперативов Прямое кредитование (кредитные брокеры) Ограниченное использование банковских агентов в качестве коллекторов 15 марта 2012 года
30 Банковские (платежные) карты Универсальное средство аутентификации Особенности идентификации Кредитные карты без открытия банковского счета Доставка по почте, использование в POS-теримналах Трансформация предоплаченных карт в электронные деньги 15 марта 2012 года
31 Задачи на будущее: функционал банковских агентов 15 марта 2012 года Прием платежей ИдентификацияДистанционное открытие счета Выдача банковской карты Подача кредитной заявки Выплата кредита, возврат вклада Страховая организация Организация почтовой связи Оператор связи+ Нотариус++++ Орган муниципальной власти ++++ Кредитный кооператив ++++ МФО++++ Организация розничной торговли ++++
32 Развитие синдицированного кредитования Значительный объем внутренних сбережений, но их низкое качество и распылённость Низкая доля долгосрочных депозитов в привлеченных средствах банковской системы Высокая деконцентрация банковского сектора за пределами ТОП-5, как следствие – неспособность предоставлять крупные кредиты Неконкурентоспособность российских банков в сфере финансирования крупных сделок (ограничение величины кредитного риска на одного заемщика, Н6) Дефицит предложения долгосрочных заимствований на внутреннем рынке 15 марта 2012 года
33 Синдицированное и корпоративное кредитование в России млрд долл. Участники рынка, % Корпоративный кредит, 562 млрд долл.
34 15 марта 2012 года Объемы рынка синдицированного кредита в регионе EMEA Source: Dealogic
35 Вторичный рынок в Европе 15 марта 2012 года
36 Проблемы становления синдицированного кредита Деление рынка на внешний и внутренний Пробелы правового регулирования в области синдицированного кредитования Отсутствие объединения участников рынка синдицированного кредитования института – аналога европейской организации LMA, который поддерживал бы открытое и эффективное взаимодействие между участниками рынка Недостаток опыта у российских банков в области синдицированного кредитования Ограниченный опыт сотрудничества между российскими банками («Дружба дружбой, а денежки – врозь»)
37 «Кредитная инициатива» Ассоциации «Россия» Универсальная форма предоставления информации заемщику (паспорт кредита) Стандартизация банковских вознаграждений Стандартизация кредитных договоров и документации Потребительский кредит Кредит МСП Синдицированный кредит Изменение нормативного регулирования (стандарты оценки кредитного качества, достаточность капитала, резервы) Новые возможности рефинансирования в ЦБ РФ Рекомендации по работе с жалобами клиентов 15 марта 2012 года
38 Комитет и экспертная группа Комитет по синдицированному кредитованию – более 25 банков и международных партнеров (KfW, EBRD, LMA) Юридическая экспертная группа – 12 ведущих мировых юридических и налоговых консультантов Участие ВАС РФ, Минфина и ЦБ РФ 15 марта 2012 года
39 Пример рыночного стандарта: LMA Documentation Стандартные формы документации (договоров) –Investment Grade Primary Documents (6) –Leveraged Finance Facility Agreement (1) –Secondary Trading Documents –Intercreditor Agreement –French and German law Primary Documents –Ancillary documents – term sheet, mandate letters, release and reliance letters, co- ordinating committee letters, confidentiality undertakings, non-public information papers etc –The LMA will be researching the possibility of extending its documentation beyond the existing general finance concept to more specific debt sectors – currently real estate and commodity finance Обобщение рыночной практики и руководства –User Guide for Secondary Trading Documentation –Guidelines on "Transparency and the use of information" –Checklist of pre/post trade issues –Glossary of terms for Syndicated Loans 15 марта 2012 года
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.