Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладимир Башутин
1 « Насколько российское ИТ - сообщество способно влиять на государственную политику информатизации » Юрий Тимофеев, советник Департамента информационных систем Банка России , Москва
2 Политика информатизации страны на сегодня сформулирована в виде Государственной программы, утвержденной распоряжени - ем Правительства РФ р от Документ (~ 200 стр.) отражает планы правительства по исполнению в течение относительно короткого периода времени комплекса меро - приятий, « направленных на формирование и развитие информаци - онного общества в Российской Федерации » и, в конечном смысле нацеленных на « получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных техноло - гий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресур - сам, развития цифрового контента, внедрения инноваций и ради - кального повышения эффективности государственного управления, при обеспечении безопасности в информационном обществе »
3 Разрешите остановиться подробнее на конкретных пунктах госпрограммы ( как уже сказано – субъективно выбранных применительно к приоритетным задачам ИТ - служб Банка России ) с целью прокомментировать наши надежды и ожидания по результатам их реализации, в том числе в части нашего возможного вклада в общее дело построения информационного общества в нашей стране. Собственно в этом и состоит основная идея данного выступления – попытаться проиллюстрировать, каким образом весьма значительная часть российского ИТ - сообщества, представленная отраслевыми и ведомственными ИТ - службами государственного сектора экономики ( и кстати, составляющая немалую долю покупателей и заказчиков на отечественном рынке ИТ ), может реально воздействовать на государственную политику информатизации в Российской Федерации путем адекватного учета, повышения скоординированности и возможного участия в реализации объявленных мероприятий госпрограммы, то есть в свой непосредственной повседневной деятельности.
4 2.7 Развитие защищенной системы межведомственного электрон - ного документооборота интеграция систем электронного документооборота органов государственной власти на основе единого стандарта, включая создание систем отчетности по работе с документами; модернизация ведомственных систем электронного документооборота Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации для обеспечения интеграции с системой межведомственного электронного документооборота на основе единого стандарта Состояние вопроса в Банке России : Электронный документооборот в Банке России планомерно внедряется уже в течение длительного времени и на этом пути достигнуты определенные успехи. В частности, полностью автоматизированы регистрация и учет движения документов. Ведомственная система электронной почты ( на базе MS Exchange) охватывает 100% необходимых корреспондентов. Бумажный документооборот почти полностью дублируется в электронной форме с автоматической доставкой электронных документов Ожидания от реализации программы : появление единого государственного стандарта, решение проблемы юридической значимости электронного документа
5 2.10 Развитие защищенного сегмента сети Интернет для органов государственной власти субъектов РФ в федеральных округах и субъектах Российской Федерации развитие инфраструктуры сегмента сети Интернет для органов государственной власти субъектов РФ в федеральных округах и субъектах Российской Федерации; развитие системы информационного взаимодействия органов государственной власти и обеспечение интеграции государственных общедоступных информацион- ных систем и ресурсов в сегменте сети Интернет Состояние вопроса в Банке России : Интернет - сеть жестко изолирована от основной внутренней сети банка. Успешно решена проблема безопасного переноса почтового трафика между Интернетом и внутренней сетью Ожидания от реализации программы : Развитие защищенного сегмента сети Интернет могло бы позволить снизить издержки и повысить степень охвата сотрудников доступом в интернет
6 2.15 Создание организационно - технологической инфраструктуры для осуществления электронных платежей за государственные услуги создание информационно-платежного шлюза для осуществления электронных платежей; разработка механизмов интеграции единого портала с единым оператором системы учета начислений и фактов уплаты налоговых платежей, государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов в лице Федерального казначейства; Состояние вопроса в Банке России : Развитие платежных систем для осуществления межбанковских расчетов является одной из важнейших функций ИТ - служб Банка России. За последние годы банк добился серьезных успехов в этом направлении, как с точки зрения централизации расчетов ( при одновременном повышении параметров бесперебойности работы ), так и сточки зрения обеспечения катастрофо - устойчивости применяемых архитектурных и технических решений. Ожидания от реализации программы : Должен быть адекватно решен вопрос стыковки системы электронных платежей за государственные услуги с платежными системами Центрального банка
7 3.1 Создание национальной платформы " облачных вычислений " разработка интернет-платформы "облачных вычислений", обеспечивающей безопасную работу с типовыми программными приложениями в режиме "программа как услуга"; разработка на базе национальной программной платформы набора типовых программных сервисов для использования в органах государственной власти, включая средства коллективной работы с документами, общедоступное сетевое хранилище данных, средства удаленного хостинга программных приложений, средства разработки программного обеспечения; обеспечение интеграции национальных сетевых программных сервисов с крупнейшими коммерческими ресурсами, предоставляющими программное обеспечение в режиме услуги Состояние вопроса в Банке России : В течение последних 7 лет направление активно развива - лось под актуальными для недавнего времени лозунгами « консолидации серверных ресурсов » и « терминального доступа » с применением программных средств серверной и клиентской вирту - ализации VMWare и CITRIX. Соответствующие проекты были отработаны и впоследствии тиражированы в десятках территориальных управлений, что создает солидный задел в процессе грядущего перехода к преимущественному использованию модели « облачных вычислений ». Переходу к облачным вычислениям также будут способствовать выполняемые проекты по внедрению систем управления эксплуатацией ИТС, а также работы по совершенствованию организационно - технической деятельности эксплуатационных подразделений на базе идеологии ITIL/ITSM ( серия международных стандартов ИСО / МЭК 27000).
8 Ожидания от реализации программы : По нашему мнению процесс перехода к преимуществен - ному использованию модели « облачных вычислений » является безальтернативным, неминуемым следствием естественной эволюции современных информационных технологий. Применительно к госсектору - в связи с отсутствием на сегодняшний день технических реше - ний, обеспечивающих гарантированную защиту служебной информации, передаваемой в распоря - жение операторов « публичного облака », на ближайший период следует, в основном, рассматривать вопросы построения частных « корпоративных облаков », когда данные остаются на территории и в полном распоряжении организации - пользователя. Корпоративное облако следует рассматривать, как новую форму существования привычной ИТ - инфраструктуры на более высоком уровне ее эволюционного развития. Переход к корпоративному облаку может быть осуществлен как за счет создания новой, так и за счет реинжиниринга, то есть постепенной реструктуризации существующей корпоративной ИТ - системы. При таком подходе, достигаемом, в основном, за счет полной виртуализации вычислительных ресурсов ( охватывающей в том числе клиентские устройства – « десктопы - ПК »), а также тотальной централизации служебных данных на современных устройствах хранения, происходит « естествен - ное вызревание » корпоративной ИТ - системы до состояния, в полной мере реализующего « светлые мечты » ITIL/ITSM и пригодного для практического перехода на SLA во взаимоотношениях с поль - зователями. Можно надеяться, что в недалеком будущем бюджеты ИТ - подразделений будут форми - роваться на базе тарификации оказываемых вычислительных сервисов ( услуг ), а не в качестве практически неизмеряемой « наценки » на совокупную стоимость вычислительных ресурсов. При этом далеко не всегда возникает необходимость полной переделки имеющихся приложений, выполненных в доминирующей на сегодня архитектуре « клиент - сервер ». Во многих случаях унаследованные приложения могут быть гибко « вписаны » в облако за счет разумно выполненной виртуализации, как серверных, так и клиентских компонентов системы.
9 3.5 Развитие информационных технологий на базе свободного программного обеспечения для использования в научно - исследова - тельской и образовательной деятельности разработка методологий, стандартов, технических требований и учебно- методических материалов по использованию программного обеспечения в образовательной деятельности; создание территориально распределенной системы технической поддержки общеобразовательных учреждений Состояние вопроса в Банке России : В ряде проектов применяются продукты свободного ПО ( на основании лицензии «Open Source»), однако на сегодняшний день мы не делаем ставку на их широкое использование. Ожидания от реализации программы : Появится возможность использовать продукты свободного ПО с возможностью адекватной отечественной технической поддержки, в том числе с целью их модификации при встраивании в системы в соответствии с потребностями пользователей
10 3.7 Создание отечественного телекоммуникационного оборудования реализация комплекса программных мероприятий федеральной целевой программы Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на гг создание опытной зоны сети передачи данных с использованием оборудования плотного волнового мультиплексирования; создание централизованных сервисных платформ с использованием гибкого прог- раммного коммутатора; создание производства отечественного оборудования беспроводного широкополос- ного доступа в диапазоне радиочастот 2,3 - 2,4 ГГц; устройств в области сетевых технологий, в том числе для реализации сервисов «последней мили» Состояние вопроса в Банке России : В качестве оператора крупной корпоративной сети связи, построенной с применением больших объемов современного дорогостоящего импортного оборудования банк заинтересован в налаживании выпуска отечественного телекоммуникационного оборудования. Имеется определенный опыт в части сертификации импортного сетевого оборудования на соответствие отечественным требованиям информационной безопасности. Ожидания от реализации программы : Выпуск дешевого отечественного сетевого оборудования с реализацией требований информационной безопасности
11 4.2 Формирование современной инфраструктуры связи и телеком - муникаций формирование современной магистральной сети связи; создание условий для обеспечения населения современными услугами широкополос- ного доступа; создание спутниковой системы широкополосного доступа в Ка-диапазоне Состояние вопроса в Банке России : С учетом реальных условий работы наших территориальных учреждений банке уже около 20 лет занимается развитием собственной « наложенной » сети спутниковой связи. Для иллюстрации приведу схему сети по результатам текущей модернизации. На сегодняшний день в ее составе функционирует более 60 региональных подсистем, а всего в сети используется более 500 наземных спутниковых станций VSAT. Ожидания от реализации программы : Более полный и качественный охват операторами связи территории регионов РФ позволил бы банку существенно снизить затраты на телекоммуникации
13 4.5 Повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества подготовка и переподготовка специалистов в сфере информационных технологий на базе центров образования и разработок в сфере информационных технологий; создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области супер- компьютерных технологий и специализированного программного обеспечения; создание многоуровневой федеральной системы электронного дистанционного обучения Состояние вопроса в Банке России : Банк постоянно проводит подготовку и переподготовку кадров в сфере информационных технологий, как на базе соб - ственных учебных центров, образования и разработок в сфере информационных технологий. Определенный прогресс достигнут, в том числе, в области внедрения дистанционных методов обучения. Ожидания от реализации программы : Возможность использования многоуровн - евой федеральной системы электронного дистанционного обучения
14 5.4 Создание национальной программной платформы ( комплекс отечественных программных решений – модулей, построенных на базе единых технологий, позволяющих осуществлять разработку новых программных продуктов методом компоновки и настройки уже готовых модулей, а также разработку новых модулей ) развитие отечественной сборки операционной системы на свободном ПО; создание отечественной СУБД на основе открытых разработок; создание российской среды разработки программного обеспечения; разработка набора архитектурных стандартов и типовых компонентов для совместимости программ между собой; создание базового пакета прикладного программного обеспечения, включая драйверы и средства обеспечения информационной безопасности Ожидания от реализации программы : Важный вопрос, необходимый для решения ряда проблем защиты информации и обеспечения непрерывности бизнеса
15 5.5 Формирование открытых стандартов взаимодействия инфор - мационных систем, в том числе разработка и поддержка профиля открытых стандартов архитектуры государственных информацион - ных систем, форматов и протоколов обмена данными, обеспечива - ющих совместимость государственных информационных систем и их компонентов Состояние вопроса в Банке России : Ощущается острый недостаток нормативного регулирования отрасли ИТ в Российской Федерации. Стандарты, принятые еще во времена СССР, быстро теряют актуальность. Новые стандарты, принятые за последние 20 лет можно пересчитать по пальцам, их соответствие потребностям сегодняшнего дня вызывает серьезные сомнения. В связи с указанным дефицитом в отдельных случаях банк вынужден разрабатывать отраслевые нормативные документы и стандарты за свой счет. Банк России по мере возможности старается способствовать повышению активности работы соответствующих органов стандартизации, участвуя, в частности, в работе Технического комитета ТК 22 « Информационные технологии ». Важным направлением его деятельности является внедрение в России международных стандартов ИСО / МЭК на основе их аутентичного перевода на русский язык. К сведению – в области информационных технологий насчитывается более 2000 действующих стандартов ИСО / МЭК. Подробнее с задачами и работой ТК 22 можно ознакомиться в журнале PC WEEK по ссылкам :
16 4.2 Формирование современной инфраструктуры связи и телеком - муникаций : формирование современной магистральной сети связи; создание условий для обеспечения населения современными услугами широкополос- ного доступа; создание спутниковой системы широкополосного доступа в Ка-диапазоне Состояние вопроса в Банке России : С учетом реальных условий работы наших территориальных учреждений банке уже около 20 лет занимается развитием собственной « наложенной » сети спутниковой связи. Для иллюстрации приведу схему сети по результатам текущей модернизации. На сегодняшний день в ее составе функционирует более 60 региональных подсистем, а всего в сети используется более 500 наземных спутниковых станций VSAT. Ожидания от реализации программы : Более полный и качественный охват операторами связи территории регионов РФ позволил бы банку существенно снизить затраты на телекоммуникации
17 6.5 Создание национального библиотечного ресурса с унифициро - ванным каталогом на базе оцифрованных фондов Российской государ - ственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Прези - дентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина, библиотек государственных академий наук Российской Федерации, а также государственных и муниципальных публичных библиотек Состояние вопроса в Банке России : Центральная библиотека Банка России, начало которой было положено еще в 19 веке, имеет в своих фондах на сегодняшний день десятки тысяч единиц учета. некоторые из которых уникальны. Банком выполнены определенные работы по автоматизации учета и переводу библиотечной картотеки в электронную форму. Решаются вопросы сопряжения библиотечного учета с филиалами, имеющимися в крупных регионах. Проводится планомерная работа по оцифровке наиболее ценных изданий. Ожидания от реализации программы : типовые решения, стандарты, сопря - жение с федеральным уровнем.
18 Надеюсь, что краткий экскурс по Программе с учетом заделов, имеющихся у подразделений ИТ Банка России, может послужить некоторым примером усилий по координации планов работы по реализации мероприятий Государ - ственной программы « Информационное общество ( годы )». Избрав наиболее важные для себя акценты госпрограммы следует найти оптимальные организационные формы взаимодействия с ее официальными исполнителями и соисполнителями ( напомню, что ответственность за испол - нение программы в целом возложена на Министерство связи и массовых коммуникаций, а в качестве соисполнителей названы Министерство эконо - мического развития и ряд других федеральных министерств и ведомств, а также субъекты Российской Федерации ). Чем значительней будут наши производственные достижения, тем большее влияние смогут они оказать на исполнение госпрограммы и в целом на развитие процесса становления информационного общества в нашей стране.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.